Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
Как потребителям вернуть купленный товар, рассказал в рамках проекта «Adal komek» на базе «Antikor ortalygy» юрист палаты юридических консультантов Восточно-Казахстанской области, руководитель ОО «Центр защиты прав потребителей «Тимур» Парвиз Бургонов, передает
Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу Департамента Агентства РК по противодействию коррупции по ВКО.
В ходе прямого эфира Парвиз Бургонов рассказал, что согласно Закону РК «О защите прав потребителей», покупатель может вернуть вещь надлежащего качества, если сохранен ее товарный вид, свойства, бирки, ярлыки, чеки и с момента покупки прошло не более 14 календарных дней.
Есть исключения - те виды товаров, которые по законодательству обмену и возврату не подлежат:
- лекарственные средства;
- нательное белье (пижамы, купальники, нижнее белье);
- чулочно-носочные изделия;
- животные (отдать обратно купленную собаку или кошку нельзя!);
- метражные товары (ткани из волокон всех видов, шторы, меховые изделия, ковры, ленты, кружева, провода, линолеум — словом, любые изделия, которые отрезаются от большого мотка);
- абонентские устройства мобильной связи — это всё, что связано с сотовой сетью — не только телефоны, но и SIM-карты, интернет-модемы, Wi-Fi-роутеры и так далее.
Следует быть более внимательными при покупке подобной продукции. Продавец будет прав, отказываясь от их обмена и возврата.
При попытках вернуть в магазин недавно купленный товар часто возникают спорные моменты. Разрешить их можно как самостоятельно, так и обратившись за помощью к специалистам, то есть в центры защиты прав потребителей. Юристы таких центров ежедневно распутывают непростые ситуации, связанные с неудачными покупками граждан.
Если же покупатель приобретал товар надлежащего качества, но потом обнаружил те или иные дефекты, то, согласно статье 15 Закона РК «О защите прав потребителей», он имеет право на свое усмотрение потребовать соразмерного уменьшения цены приобретенного товара или устранения недостатков, конечно же, за счет продавца.
Также неправомерной называет спикер надпись «Товар возврату и обмену не подлежит». Независимо от того, где был приобретен товар – на рынке или в магазине - для покупателей действует единый закон.
Вернуть можно и товар, несоответствующий требованиям законодательства. Например, продукты, проданные с истекшим сроком годности, товары не соответствующие требованиям, установленным техническими регламентами, нормативным документам по продукции, в том числе выпущенным с нарушением прав интеллектуальной собственности. Обнаружив что-то из вышеперечисленного, в соответствии с пунктом 1-1 статьи 30 Закона РК «О защите прав потребителей» можно обменять или вернуть такой товар независимо от его употребления, сохранения товарного вида, потребительских свойств, пломб, ярлыков в течение 30 календарных дней со дня приобретения. И продавец обязан по желанию покупателя обменять товар или вернуть уплаченную сумму, отдельно упоминает Парвиз Бургонов.
В заключение Парвиз Бургонов отметил, что по всем вопросам защиты потребительских прав жители области могут обратиться к нему по номеру 8-705-445-66-47 или в ОО «Центр защиты прав потребителей «Тимур» по адресу: город Усть-Каменогорск, улица Н. Назарбаева, 52. Электронные обращения принимаются по адресу:
ss77775555@mail.ru.