Нынешней осенью актюбинцы широко отметили 155-летие Кокжарской ярмарки в Уилском районе и через 100 лет возродили Жармолинскую ярмарку в Иргизском районе

1465
Жанат Сисекенова

Кокжарская ярмарка появилась на фоне создания Уилского укрепления, фундамент которого заложили 19 июня 1865 года. Место было выбрано удачное – на некогда проходившем здесь Великом шелковом пути.

На Великом шелковом пути

Кокжарская ярмарка появилась на фоне создания Уилского укрепления, фундамент которого заложили 19 июня 1865 года. Место было выбрано удачное – на некогда проходившем здесь Великом шелковом пути.

Участниками первой ярмарки, состоявшейся в 1867 году, стали 137 купцов, прибывших из Оренбурга, Саратова, Самары, а также караваны, подошедшие из Узбекистана и Туркмении. Сразу было решено проводить торги два раза в год – с 15 мая по 15 июня и с 15 сентября по 15 октября.

Местный люд обменивал верб­люжью и овечью шерсть, козий пух, выделанные шкуры и кожу на чай, сахар, посуду, текстиль и другие нужные товары. Объем товарооборота на тот момент превышал миллион рублей.

Позже в Уил стали наведываться торговцы из Индии, Ирана, Турции. В истории Кокжарской ярмарки есть и «политические» страницы. Так, с 4 по 8 июня 1917 года здесь по инициативе Жаханши Досмухамедова проходил II съезд уральских казахов, где обсуждались вопросы организации Временного правительства и казахской автономии.

Впервые исторический объект был обследован в 1973 году. Из паспорта следует, что для Кокжарской ярмарки было построено 18 каменных зданий, каждое из которых включало по девять лавок. Торговые ряды длиной 400–500 метров возводили из кирпича, сделанного из местной глины с добавлением яиц по восточным технологиям. Дом, где размещалась администрация, построили из красного кирпича и он имел форму схожую с буквой «Е». Одна из его сторон имела 12 окон.

В бывшей конторе ярмарки сейчас располагается общежитие профессионального колледжа. До наших дней в первозданном виде сохранились ряды лавок с коваными железными петлями ворот. Из купеческих усадеб устоя­ли лишь дом купца Красавина и складское помещение.

К реставрации ярмарки приступили в 2000 году, для этого из бюджета области было выделено 2 млн тенге. Строители отметили особенность архитектуры торговых рядов – здания возведены лишь из жженых кирпичей, без применения гвоздей.

В 2010 году торговый комплекс вместе с примыкающей мечетью включили в Список памятников истории и культуры местного значения. Позже они вошли в Список 100 историко-культурных памятников проекта «Сакральная география Казахстана».

Несколько слов о мечети. Ее строительство началось по просьбе торговцев в 1893 году. Фундамент формировали из необож­женного кирпича, балки были специально доставлены из Оренбурга на верблюжьих повозках. Как уточнила директор районного музея имени Шаганака Берсиева Балкия Рысбаева, в строительную смесь замешивали овечью шерсть и кобылье молоко. Первым главным имамом стал Сагидолла Изтлеуов, который обучался в Медине, владел арабским, персидским и русским языками. В 30-х годах прошлого века мечеть была разрушена, после восстановления в здании разместился драматический театр, позже оно использовалось как хозяйственный склад. Реконструировали и восстановили культовый объект в 1999 году с обретением независимости республики.

Кокжарская ярмарка с первых дней ее создания была частью не только экономической, но и культурной жизни региона. С разных уголков степи люди ехали в Уил, чтобы восхититься талантом легендарных Дины, Шернияза, Абубакира Кердери, Кызыла Турдалыулы, Нурпеиса Байганина. Люди могли слушать их до утра.

Академик Ахмет Жубанов в своем труде «Замана бұлбұлдары» описал один из эпизодов будней Кокжарской ярмарки. Акын и композитор Мухит заметил татарского старца, исполнявшего песню «Мухаммедия». Немного послушав его, он присел рядом и повторил произведение, чем восхитил не только певца. Среди слушателей оказался волостной правитель Соналы Акшолак, акын обратился к нему со словами: «Люди дают деньги за песню этого старца, а как вы оцениваете мое исполнение». Тот достал из кошелька 10 рублей, его примеру последовали другие зрители. Всю собранную сумму Мухит выложил перед бедным стариком и последовал дальше.

Не обходилась ярмарка без национальных игр. Для большего привлечения гостей специально организовывались скачки. На одну из них, к примеру, прибыл губернатор Торгайской области со своей свитой. Непременными атрибутами ярмарок были состязания палуанов (борцов). Силачи поднимали гири, сгибали железо, тягали повозки, разбивали камни на груди. Заезжали сюда и циркачи из соседней России.

Ярмарка прекратила свою работу по решению НКВД. В фондах областного историко-краеведческого музея сохранились черно-белые фото, подтверждающие, что Кокжарская ярмарка проводилась до 1937 года.

После долгого перерыва актюбинцы решили возродить ярмарку, нацелившись пропагандировать народные музыкальные жанры, ремесла для привлечения турис­тов. 20 сентября 2012 года празднество началось с импровизированного каравана, иностранных купцов и торговцев на этот раз представляли районы области. Так, мартучане были индусами, темирцы – англичанами, их соседи взяли на себя роль русских, таджикских, узбекских, башкирских, татарских торговцев. Вместе они стали участниками этнофестиваля «Ұлы дала сарыны», почетными гостями которого стали кюйши Абдулхамит Райымбергенов, жырши Улжан Байбосынова, башкирский курайши Ишмурат Ильбаков, уйгур­ский ансамбль «Нава».

Гостеприимные уилцы щедро угощали всех казахскими чайными деликатесами, приготовив по сохранившимся рецептам курт­май, балкаймак, сарсу, иримшик, тары, талкан, жарму.

Нынешней осенью празднование 155-летия Кокжарской ярмар­ки началось с вдохновенного выступления 50 домбристов. На региональный этнофестиваль, следуя новой традиции, приехали профессиональные и самодея­тельные артисты не только из Актобе, но и из соседних Атырау­ской и Западно-Казах­станской областей. Они замечательно выступили на концерте «Алтыбақан аясында». Ярмарка, как и полтора века назад, собрала торговцев и ремесленников. Уилцы надеются, что со временем среди них появятся и представители самых дальних мест, как это было когда-то.

От лавок
купца Габбасова

Осенью 1870 года на центральной площади Иргиза, где располагались лавки купца первой гильдии Нагымета Габбасова, открылась ярмарка. Торговые ряды в течение двух месяцев возвели узбекские, татарские и турецкие мастера. Горожане наблюдали за изменениями. Постепенно выстроились лавки крупных купцов Каримбая, Камелбая, Нагымета, Нури, Кашапа. В центре возвысилась двухэтажная трибуна. Восточнее расположились около ста магазинов-юрт казахских баев, в отдалении – скотный базар. Всего 300 лавок, каждая площадью в 50 квадратных метров. Иргизцы удивлялись: как все это будет заполняться добром?

По свидетельствам очевидцев, хранящихся в архивных записях, рано утром 19 ноября в окружении войск гарнизона на площадь въехала крытая телега начальника уезда. Блистая мундиром, он сообщил об открытии ярмарки с дозволения царя и по разрешению губернатора. По обыкновению трижды прогремели оружейные залпы. Ярмарку народ прозвал Жармолинской – по названию урочища, где расположен город Иргиз. Сюда из Бухары прибыли караваны с урюком, изюмом и отрезами, из Казани – с одеждой, из Уфы – с текстилем, из Жаманкалы (Орска) – с изделиями из дерева и конской упряжью.

Любой праздник казаха начинался песней, и ярмарка не стала исключением. Для этого из аула Беркимбая пригласили потомков бия Айтеке. Выделялся песнями акын Базар.

Длилась ярмарка две недели. Все были в выигрыше: и те, кто обменял полугодовалого жеребенка на самовар, и те, кто взамен тюков свалявшейся шерсти приобрел выделанную кожу. После торгов в жилищах казахов появились городская мебель и утварь.

Закрытие пришлось на пятницу, по казахскому обычаю оно было отмечено скачками. Для состязаний были отобраны 52 скакуна, которых готовили несколько месяцев. Нарядно одетый джигит на вороном иноходце объявил:

– Лошади побегут на расстоя­ние в 50 километров, то есть 10 раз обогнут площадь забега по 5 километров. Есть пять призов. Владельцам победителей вручат крытую повозку с кожаными сиденьями, русскую саблю с золотой рукоятью и шелковый бухарский ковер.

После тяжелого джута 1920 года сбывать крестьянам было нечего, да и денег у потенциальных покупателей не было, потому ярмарка в Иргизе прекратила существование.

Через сто лет краевед Бека­рыстан Мырзабай предложил возродить ярмарку, его идею поддержало руководство облас­ти. В один из сентябрьских дней одиннадцать районов привезли на ярмарку тонну мяса, четыре тонны овощей и бахчевых, две – картофеля и чуть меньше молочной продукции. Хозяева выставили овощей и молочной продукции почти столько же, а мяса в два раза больше.

Организаторы юбилейного мероприятия решили не только воспроизвести базарный день минувшего века, но и возвратить имена, вошедшие в историю рес­публики. Потому поручили каж­дому из двенадцати районов представить ставку одного из выдающихся казахов.

– Возрождая традицию ярмарок, некогда проходивших на территории нашей области, мы возрождаем имена национальных героев. Если о подвигах Есет-батыра или творчестве Жубановых знают все, то были еще Нурпеке Байгарулы, Оркабай, Шахмурат Кулыбеков, Дарибай-батыр, чьи имена и дела должны быть на слуху у земляков. Более ста лет назад в Иргиз приезжали даже из Америки, а на первый этнофестиваль собрались представители из разных уголков страны, и это замечательно, – отметила на открытии заместитель акима области Булбул Елеусинова.

Воспроизвести картины былого помог спектакль «Аманат», показанный казахской труппой театра имени Тахауи Ахтанова. Акцент современной ярмарки сместили на духовную составляющую, продумав виртуальные экскурсии по объектам сакральной географии областного и республиканского значения. Кстати, в числе почетных гостей ярмарки были земляки великого Абая, чей предок родился на иргизской земле.

Примечательно, каждый импровизированный аул подготовил мастер-классы. Директор Аккемирского дома культуры Меиз Комекбаева взбивала шерсть палками сабау на чие, сырье для текемета. Этому искусству она научилась у матери, Жанбопе Сыргабековой. Именно она стала прообразом Жанбопе в трилогии Абдижамиля Нурпеисова «Кровь и пот».

Уникальным можно назвать умение Гафуры Садыховой из Нуры делать талкан из рыбы. Это блюдо спасло многих степняков в годы голодомора.

Аул Досмухамета Кашакулы (Темирский район) подготовил выставку-продажу изделий кожевника из Шубаркудыка Нурлана Джакибаева. Как не без скромности было отмечено, до Октябрьской революции на Великом шелковом пути ценилась кожа, выделанная именно казахскими мастерами.

Аул Абилкайыра-хана раскрыл секрет питания батыров в условиях боевого похода.

Большое внимание гости ярмарки уделили выставке сельскохозяйственных животных. К примеру, кандидат сельскохозяйственных наук Куанышкали Есенгалиев представил овец казахской курдючной породы. Шерсть у них белая ковровая, а мясо с низким содержанием холестерина. Один из аксакалов напомнил: скот покупали на ярмарке, а забивали его в Боктыкарыне, в десяти километрах от Жармолы, что было одним из условий санитарной безопасности.

Жарко было в осенний день вокруг состязаний. Они начались с кокпара, продолжились аламанбайгой на призы почетного граж­данина района, кавалера ордена «Құрмет» Ибрагима Сарсенбаева.

Обладателем автомобиля «Лада Гранта» стал Нуркен Аманжолов, удачу ему принесла лошадь Тахмина. Щедрыми были призы и на других соревнованиях.

Ознакомившись со всем, что было представлено на этно­фестивале, аким области Ералы Тугжанов отметил необходимость развития туристического кластера в регионе, тем более, что потенциал уникален и очевиден. Только на территории Иргизского района находятся Иргиз-Тургайский природный резерват с теп­лыми и горячими источниками и объект планетарного масштаба  – кратер Жаманшин.

Краеведы напоминают: в Актю­бинской области в далеком прошлом проводились три ярмарки исторического значения – Кокжарская в Уиле, Каракамысская в Темире и Жармолинская. Вернуть их в рабочие календари, возродить былые традиции, а вместе с ними и замечательные музыкальные произведения, уникальные умения мастеров, незаслуженно забытые имена, намерены местные патриоты. Можно быть уверенным – все это будет поддержано и руководством региона с его возможностями, и простыми актюбинцами, готовыми прикоснуться к истории.

Популярное

Все
Люди, прошедшие войну, не жалуются и не унывают
Тест на прочность: держаться вместе!
Какую форму мы увидим на наших олимпийцах?
Первый экофестиваль «Талдыкорган – столица страны петроглифов» провели в области Жетысу
Свою 97-ю весну встречает кызылординка с поразительной судьбой
Ради водворения правды
Казахский должен стать языком межнационального общения
Разгадывать, что означают названия рек и озер Казахстана, и увлекательно, и познавательно
Актауский «Каспий» является скрытым лидером Первой лиги
Черепахи умеют улыбаться
Этностиль остается на пике популярности
Как ловчие птицы стали для Ивана Лаврова проводниками в казахскую культуру и язык
Знакомые Елены Константиновой называют ее наглядным пропагандистом казахской культуры
Всестороннему развитию казахского языка нужно уделять повышенное внимание
В центре знают о нуждах регионов
Наша сила в единстве
К благотворительной акции подключились все регионы
Казахстан помогает Афганистану развивать «электронное правительство»
В Костанае осудили «турагента» за присвоение денег клиентов
Превратили остановку в арт-объект
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Коммунальщики обратились к жителям Астаны
Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
Наши гребцы завоевали еще три лицензии на летние Олимпийские игры
Паводки: более 21 тыс. человек вернулись домой
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
Уровень воды в реке Ишим поднялся за сутки более чем на два метра
Баку и Ереван впервые договорились по поводу участка границы
Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
Подпольную нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Тенге остается крепким по отношению к основным валютам
Казахстан завоевал шесть олимпийских путевок по гребле на байдарках и каноэ
В Астане пройдет совещание министров обороны государств-членов ШОС
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева

Читайте также

Кто будет освобожден от дактилоскопии в Казахстане
Взаимопомощь стала чертой казахстанского характера
Санврачи на страже качества воды
Фонтаны в Астане запустят 1 мая

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]