О качестве урожая на законодательном поле

4610
Едил Мамытбеков, депутат Сената Парламента РК VII созыва

Законодательство играет важную роль в обеспечении гармоничной сбалансированности интересов государства, бизнеса и общества, без чего невозможно как общественно-политическое согласие, так и успешное социально-экономическое развитие страны. Сегодня мы пока далеки от подобной совершенной картины, поскольку немалым числом законодательные акты
не вполне соответствуют не только своим целям и задачам, но и общенациональным.

коллаж Павла Цедилина

Во многом, если не главным образом, это связано с отсутствием общесистемных начал в законотворческой работе. Поэтому и получается, что зачастую уполномоченные органы используют свои отраслевые законы в качестве инструментов для достижения сугубо узкоотраслевых целей, вопреки главнейшей задаче по совместному построению социально-ориентированной конкурентоспособной экономики и справедливому распределению доходов.

Наряду с этим законы при реализации сталкиваются с препятствиями, обусловленными их некачественной подготовкой. Действительно, ежегодно на сессиях Парламентом страны принимаются в среднем 70–80 законов, включая ратификации, вносятся изменения в несколько десятков сопутствующих законопроектов, которые, судя по целям, направлены на повышение эффективности законодательства. Однако некоторые законы сложны и непонятны для граждан и бизнеса, что создает барьеры для их неукоснительного соблюдения.

Вместе с тем в целях разработки и обеспечения успешной реализации государственных и отраслевых программ, как правило, требуется принятие дополнительных нормативных правовых актов. Эти НПА, по мнению разработчиков, обеспечивают законодательную базу и инструменты, необходимые для достижения поставленных целей.

Основанием для разработки законопроектов служат поручения из Посланий Президента, задач уполномоченных органов, развитие политических и социально-экономических ситуаций как в стране, так и за рубежом, различных кризисных явлений и так далее. Есть законопроекты, которые необходимо по объективным причинам принимать оперативно и в срочном порядке. Поэтому трудно обеспечить качественную разработку законопроектов и их реализацию в случае принятия в полном объеме, так как многие из них требуют финансового сопровождения как из республиканского, так и местного бюджетов, ресурсы которых не безграничны. Это к тому, что уже на стадии планирования законопроектов закладывается завышенное финансовое обеспечение с соответствующими рисками и последствиями на стадии реализации законодательных и нормативных правовых актов.

Много бюрократических барьеров и при согласовании законопроектов. Как правило, уполномоченные органы не находят понимания между собой, законопроекты громоздки, все пишут их на своем профессиональном, только им понятном языке со специфической терминологией, и, как правило, нет аутен­тичности текстов законопроекта на государственном и русском языках.

Более того, уполномоченные органы не соблюдают в полном объеме методику разработки законопроектов. Связано это с тем, что в сопровождающих докумен­тах не всегда имеет место наличие всех экспертиз (научной, экологической, экономической, анализа социально-экономических и правовых последствий при реализации законопроекта, мнений научного сообщества и других). В законопроектах отсутствуют индикаторы достижимости, показатели конечных результатов, нет анализа регуляторного воздействия.

Вместе с тем для недопущения указанных недостатков нужно просто четко соблюдать имеющуюся правовую базу. Это Закон «О правовых актах», Указ Президента «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года», постановление Правительства «Об утверждении Правил организации законопроектной работы в уполномоченных органах Республики Казахстан» и другие НПА.

Игнорирование этих аспектов приводит к непринятию законов в указанные сроки, отдельные акты могут согласовываться несколько лет. Иначе говоря, волокита стала главным принципом госорганов и связана в определенной степени с депрофессионализацией, снижением качества работы и ответственности служащих аппаратов.

Также следует отметить, что в регламен­те работы Мажилиса не определен срок рассмотрения и принятия законопроекта. Это лазейка для того, чтобы законопроект мог годами лежать без принятия в данном институте. В то же время в регламенте работы Сената строго установлен срок выхода законопроекта в течение 60 дней с момента регистрации.

Например, Закон Республики Казах­стан «О промышленной политике» был принят только 27 декабря 2021 года. Вместе с тем промышленная политика начала формироваться с 2003 года с принятием Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003–2015 годы и заканчивая Государственной программой индустриально-инновационного развития на 2020–2025 годы.

Возможно именно поэтому большинство заложенных в индустриальных программах индикаторов, таких как рост предприятий высокого передела, производительность труда, создание новых рабочих мест, улучшение благосостояния и уровня жизни населения и другие, до сих пор не достигнуты. Многие индустриальные проекты были фейковыми, но на них из бюджета были потрачены миллиарды тенге. Они «ушли в песок», и при этом никто не понес за это не только уголовного или административного, но даже морального наказания. Наоборот, многие менеджеры пошли «вверх» по карьерной лестнице.

Интересно отметить, что в течение многих лет госпрограммы индустриального развития ориентировались на увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре ВВП страны. Такой подход в принципе противоречит созданию устойчивой экономики, поскольку рост в одной отрасли может снизить активность в других секторах, то есть нарушается подход межотраслевой непротиворечивости. Это же касается активности НПА, которые разрабатываются в приоритетных направлениях утвержденных госпрограмм. Поэтому необходимо устанавливать цели, со­средотачиваясь не только на количест­венном, но и на качественном экономическом росте.

Мы не уделили должного внимания и не провели анализ причин по факту ухода глобального гиганта McDonald’s с казахстанского рынка. Возможно, некоторые законы оказались препятствием для развития бизнеса? Вместе с тем присутствие крупных международных компаний на нашем рынке является важным показателем для оценки качества законодательных институтов.

К другим системным проблемам можно отнести наличие пробелов в законодательном акте, в том числе из-за отсутствия регулирования того или иного вопроса; наличие противоречащих законодательству норм права, что позволяет правоприменителю произвольно вырабатывать разную практику применения норм, влекущую за собой нарушение системности правового регулирования, снижая тем самым его эффективность. В этом же списке – наличие устаревших норм, которые фактически утратили свою юридическую силу, и, как следствие, закон не выполняет регулирующую функцию; отсутствие понятия «жизненный цикл» нормативного акта и так далее.

Складывается ощущение, что законы разрабатываются ради законов, а не на благо развития здорового общества и бизнес-среды. Самое парадоксальное в том, что любой законопроект готовится на основе концепции, а на выходе иногда имеем закон, который не совсем соответствует первоначальной концепции законопроекта. Полагаю, что это не совсем верно.

В конечном итоге, несмотря на усилия по улучшению законодательства, остается вопрос о том, как обеспечить более понятное, эффективное и сбалансированное законодательное окружение, способствующее развитию бизнеса, социальному прогрессу, росту уровня жизни населения и в целом процветанию страны.

С учетом вышесказанного в условиях быстро меняющейся социальной и экономической среды разработка эффективного и адаптируемого законодательства становится ключевой задачей для обеспечения стабильности, развития и справедливости в обществе. В определенной степени для устранения сказанных проблем в законотворчестве может помочь такой инструмент, как искусственный интеллект (ИИ), который демонстрирует значительный потенциал в сфере автоматизации и оптимизации различных процессов. Внедрение ИИ в разработку законодательных актов и проведение экспертизы может эффективно содействовать более точному, оперативному и обоснованному принятию решений, исключить болезненную для отрасли проблему противоречий в нормативных актах.

Современные правовые вопросы становятся все более сложными и много­гранными, приводят к росту объема необходимой для анализа информации. Вместе с тем ИИ может быстро обработать и структурировать большие объемы данных, идентифицировать тенденции и анализировать случаи из прошлого для более точного принятия решений в настоящем.

Ежегодно принимаются тысячи НПА, включая решения маслихатов и акимов всех уровней. Это неизменно порождает большое число юридических противоречий в них. В ручном режиме, используя лишь человеческий ресурс, проверить такой массив актов – задача труднореализуемая. Именно здесь на помощь мог бы прийти ИИ.

Использование ИИ, во-первых, позволяет моделировать различные сценарии внедрения новых законов и оценивать их влияние на общество, экономику и окружающую среду. Во-вторых, может упростить и ускорить процессы сбора, анализа и интерпретации данных, что позволяет разработчикам законов более эффективно выявлять проблемы и определять наилучшие решения. В-третьих, ИИ способен обнаруживать неявные закономерности и паттерны, исключая вероятность субъективных оценок и ошибок. Это способствует разработке более объективных и сбалансированных законов.

Безусловно, ИИ может снять многие проблемы, однако есть и нюансы. С одной стороны, он не заменит живой работы экспертов (научного сообщества) с аналитическим уровнем мышления, недостаточное привлечение которых на предпроектной стадии в системе государственного планирования и управления и приводит к упомянутым недостаткам. С другой стороны, никто не может отрицать, что ИИ может и должен стать вспомогательным инструментом в работе экспертного сообщества. С третьей стороны, и это исключительно важно, ИИ – это прежде всего комплекс сложнейших программных средств, выстроенный по принципу киберфизической системы. И это ставит вопрос о кибербезопасности, имея в виду внешние вмешательства по внесению возможной деструкции.

Внедрение ИИ в сферу разработки законов может решить вызовы, связанные с бюрократической инерцией, ошибками, дублированием и неэффективностью в законодательной деятельности. Путем автоматизации анализа, систематизации и моделирования ИИ будет способствовать разработке качественных и эффективных законов

Однако, чтобы сложился единый электронный сервис, который облегчил бы жизнь разработчикам законопроектов, предстоит решить еще множество вопросов.

Популярное

Все
Город Алатау получит особый статус
Дональд Трамп допустил возможность визита в Казахстан
Президент выступает с ежегодным Посланием народу Казахстана
Комитет по защите прав инвесторов появится в Казахстане
Токаев высказался о строительстве второй и третьей АЭС
Али Алиев объявил об отставке после разгромного поражения команды от Бельгии
Казахстанцам напомнили о сроках уплаты налога на имущество
Леди Гага стала «Артистом года» на MTV VMA 2025
Миллионный гость посетил павильон Казахстана на EXPO 2025 в Осаке
Министерство искусственного интеллекта появится в Казахстане
Скрипку Эйнштейна выставили на торги
Экотропу с элементами геймификации открыли в Бурабае
Подозреваемого в крупном мошенничестве казахстанца доставили из Турции
Казахстан должен стать крупнейшим логистическим и транзитным хабом – Токаев
Токаев поручил Правительству обновить систему привлечения инвестиций
Токаев назвал некоторые факторы наступления нового миропорядка
Президент: «Каждый тенге, уплаченный в виде налогов, должен возвращаться в виде качественных госуслуг»
В области Жетысу 43 сельские школы подключили к Starlink
Педагогов-экспертов выберут для экспертизы учебников в Казахстане
Президент поручил внедрить индекс инвестиционной привлекательности регионов
35 школ Атырауской области остались без директоров
Отслужил и получил грант: солдат из Нацгвардии стал студентом
Ремонт пяти мостов начали на популярном туристическом маршруте в ВКО
В Семее студента приговорили к пожизненному сроку
Инвестор Топ-10 в экономику Казахстана
Токаев выступил на заседании Совета глав государств ШОС
Смена графика работы в Астане: что изменится
Две новые школы распахнули двери в Кызылординской области
Съемки международного музыкального проекта Димаша стартуют в Казахстане
Токаев и Сюэсян открыли в онлайн-режиме новый завод в Жамбылской области
Фильм Qaitadan стартует в казахстанском кинопрокате
Касым-Жомарт Токаев поддержал инициативу «Трансалтайский диалог»
Саммит ШОС: подписаны важные соглашения и декларации
В Тяньцзине завершился саммит ШОС
«30 добрых дел» — мечты детей сбываются в небе
Подпольный спиртзавод и майнинг: ОПГ выявили в Жамбылской области
Президент выдвинул идею создать Центр изучения водных проблем ШОС в Казахстане
Президент предложил создать офис ШОС при МФЦА
Глава государства: Казахстан поддерживает учреждение центров ШОС по борьбе с вызовами и угрозами безопасности
Какой будет погода в сентябре для казахстанцев
Гвардейцы поздравили жителей Кокшетау с Днем Конституции
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Жители Шымкента не спешат платить
Модернизация на особом контроле
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
Проезд сделали бесплатным
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Госаудит проверил расходы казахстанской науки
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
День строителя
Новую школу построят в Атырау
Aitu: в чем отличие казахстанского мессенджера от WhatsApp и Telegram
Ставки по вкладам физлиц в тенге обновили рекорд XXI века
Прокуратура на защите конституционных ценностей государства
«Школу будущего» показали в Жамбылской области
День спорта отметят в Казахстане

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]