Фото из открытых интернет-источников
Автор поднимает один из наиболее сложных пластов истории. Пишет о первой трети ХХ века, времени глобальных потрясений, когда рушились вековые устои и сталкивались цивилизации, гибли миллионы людей (даже после Первой мировой войны), и мало кто что-то понимал в происходящем.
Однако в те смутные годы находились светлые головы, твердые духом и верящие в будущее. В Казахстане это была целая плеяда передовых интеллигентов, объединившаяся преимущественно в движение «Алаш», – Алихан Бокейханов, Миржакип Дулатов, Алимхан Ермеков, Жаханша Досмухамедов, Халел Досмухамедов, Магжан Жумабаев и другие, каждый из которых велик по-своему и заслуживает народной памяти. Но даже на их фоне выделялась фигура Ахмета Байтурсынова.
Амантай Ахетов использует богатый биографический материал, но не слишком задерживается на отдельных фактах, а снова и снова возвращается к основной линии – просветительской и гражданской деятельности Ахмета Байтурсынова. При этом книга сохраняет все признаки жанра романа – диалоги, фантазийные сцены и особенно вкрапления легенд, притч, поговорок, народных обычаев.
Рассказывает – тонко, тихой песней – Амантай Ахетов и о личной жизни своего героя: о женитьбе на русской девушке Александре, которая вышла за него замуж по мусульманским законам и была записана как Бадрисафа Мухамедсадыккызы, обучилась законам шариата и стала ему любящей супругой. К сожалению, им выпало много испытаний, страданий, у них не было своих детей, но в семье жили приемные. Без надрыва обрисованы последние ее годы – ссылки, болезни и, наконец, последний приют в больнице для душевнобольных...
Деятельность Ахмета Байтурсынова дана ярко, выпукло, памятно. Одно из главных достоинств автора – это умение емко, сжато объяснить суть происходящих событий – а их было немало – и каких! Мировая война, Февральская и Октябрьская революции, репрессии. Казахи всегда гордились героическими подвигами славных предков, но наступили новые времена, шла смена общественной формации. Рушились вековые понятия, мешала неграмотность, раньше вековая мудрость передавалась от отца сыну, теперь нужны были новые знания, люди были растеряны… Алашевцы, и первый среди них – Ахмет Байтурсынов, пытались объяснять происходящее, разрешать неразрешимые противоречия, да только не всегда у них это получалось...
Но главное дело жизни второго просветителя (первый – Ибрай Алтынсарин) – это создание казахского алфавита на основе куфического (арабского) письма. Отфильтровав и оценив самые ценные буквы, Ахмет Байтурсынов создал новый алфавит, которым до сего дня пользуются казахи Китая, а пожилые казахи Казахстана и сейчас знают его как «төте жазу», даже если и не пользуются им.
Амантай Ахетов подал читателю запоминающийся образ одного из самых твердых духом деятелей казахского народа, который не рассчитывает на по-революционному сиюминутный результат. Чего стоит его алфавит, который надо внедрять годами в период войны или революции! Да и другие его заслуги необходимо изучать очень подробно. Как заслуживают известности его соратники, уже перечисленные и неназванные. О них пишут отечественные историки, писатели, и читатели ждут их произведений. А книга «Властелин духа» стала своеобразным мемориалом Ахмету Байтурсынову.