Он был гордостью отечественной музыки

197
Беседовал Илья Пащенко

О жизни и творчестве выдающегося композитора Тлеса Кажгалиева, чье 75-летие мы отмечаем в этом году, в интервью «КП» рассказывает заслуженный деятель РК Серик Еркимбеков.

фото из архива Серика Еркимбекова

– Несмотря на недолгую жизнь, Тлес Кажгалиев создал множество ярких произведений. В каких из них, на Ваш взгляд, наиболее ярко отразился его музыкальный талант и каким уготована долгая сценичес­кая судьба?

– Тлес Кажгалиев – один из самых талантливых представителей среднего поколения казахских композиторов. Он создал множество произведений, которые по праву считаются частью золотого фонда музыкальной культуры нашей страны. Его произведения исполняются по всему миру. В наследии Тлеса Кажгалиева особое место занимает симфоническая картина «Қыз қуу» из балета «Степная легенда». Это яркое произведение, которое с 80-х годов прошлого века постоянно включается в программы симфонических оркестров, репертуар ансамблей и сольных исполнителей. Не могу не отметить и знаменитый Концерт­штюк, созданный им еще в 70-е годы, вскоре после окончания Московской государственной консерватории им. Чайковского. Несмотря на довольно-таки почтенный возраст, это произведение обладает самым что ни на есть современным звучанием и всегда находит своего благодарного слушателя. Естественно, нельзя обойти вниманием Концерт для фортепиано с оркестром, исполненный и записанный народной артисткой РК Жанией Аубакировой. Это сочинение – один из эталонов концерта как музыкального жанра. Оно техничес­ки сложное и в то же время очень интересное как для исполнителей, так и для слушателей. В нем Кажгалиев использовал различные техники фортепианной музыки, великолепную сольную партию и потрясающую оркестровку. Вообще, Тлес Шамгонович был прекрасным аранжировщиком и оркестровщиком, и это тоже одна из причин, почему его произведения на протяжении стольких лет остаются в репертуарах многих коллективов по всему миру. Его песни, известные в исполнении Нагимы Ескалие­вой и Алибека Днишева, также имели большое значение для развития песенного жанра. В них Кажгалиев предстает как тонкий лирик, передающий слушателям свои высокие и глубокие чувства. Громадный успех имели его кантаты, не раз исполнявшиеся на важных правительственных мероприятиях, и балет «Караван», покоривший ленинградскую публику. И в каждом из этих произведений чувствуется хорошая школа Мос­ковской консерватории.

– Какие отношения связывали Вас с Тлесом Шамгоновичем? Каким человеком он был? Оказал ли он влия­ние на Ваше творчество?

– Знаете, тут вышла парадоксальная ситуация. Мы с ним долгие годы жили в соседних подъездах, но лично познакомиться нам довелось только тогда, когда Тлес Шамгонович вернулся из Москвы после окончания учебы. Я тогда только-только поступал в консерваторию. Нас сблизила, понятное дело, общая композиторская судьба. Кажгалиев уже тогда пользовался большим авторитетом среди музыкантов. И я очень счастлив, что он был одним из первых моих критиков. Первое сочинение, с которым я поступал в консерваторию, он внимательно прослушал и дал ему высокую оценку, особенно отметив мелодизм моего произ­ведения. Конечно, такая оценка мастера была для меня хорошим подспорьем, она вселяла уверенность в собственных силах. Если же говорить о влиянии творчества Кажгалиева, то могу смело сказать, что оказывалось оно не только на меня, но и на многих молодых композиторов. Всех нас привлекали профессионализм Тлеса Шамгоновича, его великолепное владение оркестром и блестящее знание произведений крупнейших современных композиторов мира: Бартока, Шостаковича, Прокофьева, Пендерецкого. Он всегда стремился поделиться с нами своим опытом, своими приемами и техниками. Именно благодаря ему я познакомился с замечательной книгой чешского музыковеда Цтирада Когоу­тека «Техника композиции в музыке XX века», которая тогда стала для меня настольной. Конечно, если говорить в академическом плане, то у Кажгалиева я не учился, но все-таки считаю его своим педагогом. Тлес Шамгонович был корректным, вежливым в общении человеком, всегда в разговорах с ним чувствовались воспитанность и уважение к собеседнику. Он жил музыкой, был одновременно мягким и требовательным человеком. И поэтому те консультации, которые он мне когда-то давал, я запомнил на всю жизнь.

– Серик Жексембекович, откуда, по-Вашему, Кажгалиев черпал идеи для своих произведений? Что служило источником его вдохновения?

– Без сомнений, народная музыка. В его произведениях всегда слышатся интонации, мотивы народных песен и кюев в преломлении современных композиторских техник. В этом отношении Тлес Шамгонович был профессионалом высокого уровня. Он блестяще знал творчество своих старших современников. И при этом обращался к нему как настоя­щий исследователь – анализировал, вдумчиво изучал произведения с профессиональной точки зрения. По этой причине в его собственных сочинениях так много отсылок к работам предшественников. Все это делало творчество Тлеса Шамгоновича богатым и насыщенным, блестяще выписанным в техническом отношении.

– Продолжаются ли традиции Тлеса Кажгалиева в современном музыкальном искусстве нашей страны? Какие композиторы развивают и углубляют их?

– Конкретных композиторов назвать сложно. Я думаю, будет правильнее сказать, что традиции Тлеса Шамгоновича стали частью всей нашей музыкальной культуры. Его техники, звучание его произ­ведений оказали влияние на многих, в первую очередь на молодых композиторов. Поэтому творчество Кажгалиева – это одна из ярких страниц истории композиторской школы Казахстана. Та ниша, которую Тлес Шамгонович занимал в отечественной культуре, до сих пор остается незанятой. Все потому, что в культурной жизни нашей страны он оставил глубокий след своими непревзойденными сочинениями. Да и не только сочинениями. Крупный творец влияет на развитие искусства самой своей жизнью. И Тлес Шамгонович не исключение. Его жизненные принципы, отношение к музыкальной культуре Казахстана были образцом высокой граж­данственности и оказывали на многих из нас решающее воздействие.

– Выходит, Тлес Шамгонович был пассионарной, притягивающей к себе личностью, что, в общем, роднит многих крупных представителей отечественной интеллигенции. И это вызывает закономерный вопрос: как к Кажгалиеву относились его коллеги – композиторы и музыканты?

– Тлес Шамгонович очень хорошо разбирался в популярной музыке. Его высоко ценили и уважали многие джазовые музыканты. Джаз-оркестры нашей страны с удовольст­вием включали его произведения в свой репертуар. Многим композиторам он помогал с оркестровкой их сочинений. Хорошо знаю, что его очень уважали такие мэтры казахстанского джаза, как Тахир Ибрагимов и Яков Хан. Музыку Кажгалиева исполняли многие оркестры – и в Советском Союзе, и в Европе, и в Америке. Об этом мало кто знает, но Тлес Шамгонович даже сочинил гимн одного из городов в США. Творчество Кажгалие­ва высоко оценивали известные на весь мир дирижеры Толепберген Абдрашев и Валерий Гергиев. Его близким другом был знаменитый композитор и дирижер Ренат Салаватов. Блестяще исполнял его произведения Канат Ахметов. Писал Тлес Шамгонович и для народных оркестров. Я думаю, это перешло по традиции, ведь его отец, народный артист СССР Шамгон Кажгалиев, долгие годы возглавлял Казахский государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Специально для оркестра народных инструментов Тлес Шамгонович сочинил великолепный кюй «Гаухар», который посвятил своей дочери. Очень любил творчество Кажгалиева коллектив ансамбля «Салтанат». Знаменитый балетмейстер Булат Аюханов ставил балеты на его музыку. Так что отношение коллег к творчеству Кажгалиева было самым доброжелательным, основанным на взаимном уважении и поддержке.

– Очень часто творческая жизнь людей искусства сопряжена с общест­венной. Увы, далеко не всегда между ними соблюдается баланс, и нам хорошо известны случаи, когда общест­венная нагрузка негативно сказывалась на творческом потенциа­ле композиторов, художников и писателей. Какое место в жизни Тлеса Шамгоновича занимала его работа в Сою­зе композиторов? Не ограничивала ли она его непосредственную творческую деятельность?

– Тлес Шамгонович был таким человеком, который умел находить баланс между творчест­вом и общественной работой. Как общественник он, конечно, был неутомим. Будучи секретарем Союза композиторов, он лично руководил организационной работой по созыву различных пленумов и конференций. Это были не просто отчетные мероприятия, а настоящие смотры сил современной композиторской школы Казахстана. Его организаторский талант высоко оценивал народный артист СССР Еркегали Рахмадиев, у которого, кстати, он учился в аспирантуре. Куддус Кужамьяров, Мансур Сагатов, Анатолий Бычков – все они глубоко ценили Тлеса Шамгоновича как музыкального общественного деятеля. Я очень рад, что наш коллектив Saz&Soul представил в Хьюстоне произведения моего дорогого друга, замечательного композитора Тлеса Кажгалиева. Его творчеством мы, казахстанцы, можем гордиться в мировом масштабе.

 

Популярное

Все
Отечественные кинематографисты намерены снимать ко-продукцию с Нолливудом – нигерийским кинематографом
Увидеть средневековые замки на склоне горы – столь необычный туристический маршрут уже скоро может появиться в Петропавловске
Первые в стране круглосуточные библиотеки запустили в Алматы
Казахстанский фильм «Талақ» («Развод») Данияра Саламата удостоен Гран-при XXVI Шанхайского международного кинофестиваля, а актриса Амира Омарова – приза в номинации «Лучшая женская роль»
Алена Малькова-Солопова вносит свой вклад в развитие государственного языка
Разговорник на казахском языке: в помощь официантам и горничным
Юный домбрист из Приаралья стал звездой TikTok
Почти сто лет в музее хранится сабля Кенесары-хана
Детищу Каныша Сатпаева – рудничному поселку Жезды – исполняется нынче 80 лет!
В эпоху глобальных сдвигов
ШОС должна стремиться к тому, чтобы стать центром объединения
Война для Пернебека Джумашева начиналась на Курской дуге
Он был гордостью отечественной музыки
Те бои как мера нашей силы
На виражах судьбы
Пример сплоченности и взаимопомощи
«Мед и немного полыни»
Ее зовут Хан-апа
Продолжаются встречи парламентариев с избирателями
На то она и столица
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Первая партия казахстанской говядины отправлена в Китай
Онлайн-трансляция совместного заседания палат Парламента РК
В Алматы началось строительство «Тюркского Стоунхенджа»
Если трудности множатся, значит, победа где-то близко – это и девиз, и жизненная мотивация заслуженного тренера РК Сергея Седова
Журналисты получили ключи от квартир
В эти дни 70-летие отмечает известный режиссер Сергей Азимов
Известному защитнику «Кайрата» 70-х годов прошлого столетия Юсупу Шадиеву исполнилось 70!
Лучших в профессии отметили наградами
Будем беречь природу!
Глава СКР Бастрыкин предложил вернуть в РФ смертную казнь
Работники СМИ получили квартиры от имени главы государства
Заблудившегося в горах британца спасли кинологи МЧС
Wimbledon: ни один представитель Казахстана не прошел квалификацию
Столица – главный драйвер по привлечению инвестиций
Аномальная жара на юге Казахстана деформировала трассу
Первый в мире пассажирский поезд из углеродного волокна создали в Китае
Консолидация и развитие
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
За плечами талантливого хирурга Орала Оспанова десятки тысяч успешных операций
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Двадцать членов ОПГ доставили в полицию
Казахстан примет участие в саммите животноводства во Франции в качестве почетного гостя
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге

Читайте также

Ее зовут Хан-апа
«Мед и немного полыни»
На виражах судьбы
Война для Пернебека Джумашева начиналась на Курской дуге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]