Человек, смотревший за горизонт
Промышленная добыча нефти на территории нашей страны началась в 1899 году, но только с обретением независимости в Казахстане был создан государственный орган – Министерство энергетики и топливных ресурсов РК, объединившее под своим крылом нефтегазовую, угольную, атомную, электроэнергетическую отрасли.
В июле 1994 года, учитывая растущую роль нефти и газа в экономике страны, большое значение отрасли во внешнеэкономических отношениях, Указом Президента Н. Назарбаева было создано Министерство нефтяной и газовой промышленности Республики Казахстан. В октябре того же года новым руководителем отрасли был назначен Нурлан Утебович Балгимбаев.
В кругах тогдашней казахстанской элиты это был абсолютно неизвестный человек. И неудивительно. Родился он в нынешней Атырауской области, свою трудовую биографию начинал в Мангистауской области, а продолжил в Атырауской и Актюбинской областях. Здесь прошел путь от оператора по добыче нефти до начальника нефтепромысла, затем – главного инженера нефтегазодобывающего управления и главного инженера производственного объединения. В 39 лет молодого командира производства пригласили на работу в Москву, где в стенах Министерства нефтяной промышленности СССР продолжилось его становление как руководителя.
Если распад в начале 90-х системы директивной экономики многие восприняли как крах всего и вся, то Нурлан Балгимбаев расценил это как возможность реализовать новые идеи, новые принципы работы. С этой целью он поехал учиться в Америку, причем не один, а создал группу единомышленников из числа лучших руководителей и специалистов казахстанских нефтедобывающих предприятий, которые в течение года изучали в Массачусетском университете премудрости рыночной экономики.
Продолжением учебы стала стажировка казахстанских специалистов в нефтяных компаниях США и Канады, которую также организовал Нурлан Балгимбаев. До назначения министром он работал в головном офисе компании "Шеврон".
Программа развития отрасли
Нефтегазовый комплекс Республики Казахстан одним из первых среди отраслей народного хозяйства ощутил воздействие кризиса экономики, последовавшего после распада Советского Союза: прекратились платежи за поставляемую нефть. Уровень добычи жидких углеводородов, включая газовый конденсат, упал с 26,6 млн тонн в 1991 году до 20,3 млн тонн в 1994 году.
В течение двух – трех недель Нурлан Утебович вошел в курс дела и в начале ноября поставил перед специалистами министерства задачу – составить программу развития отрасли. Проект Программы развития нефтегазового комплекса Нурлан Утебович представил 17 ноября 1994 года на заседании Правительства. Программа была краткой и доступной для понимания любому человеку, т. к. основывалась на реальных базисных пунктах, где также определялись цели, пути намеченных достижений. Завершала все это экономическая оценка, что доказывало реальность данной программы.
Надо отметить, что практически все положения программы 1994 года были затем отражены во многих программных документах Правительства, все идеи Нурлана Утебовича были взяты на вооружение. Сама процедура обсуждения программы на весьма представительном заседании Правительства создала Балгимбаеву имидж масштабного руководителя, владеющего языком рыночной экономики, знающего мировую конъюнктуру. И это соответствовало истине.
1995 год – время испытаний
Имидж имиджем, но отрасль надо было поднимать. Главные показатели падали: уровень добычи нефти, степень обеспеченности внутреннего рынка нефтепродуктами и газом. 1995 год стал первым полным годом работы Нурлана Утебовича в качестве министра нефтегазовой промышленности, поэтому этот период можно расценить как испытательный срок.
Н. Балгимбаев сконцентрировал усилия аппарата на решении им же сформулированных задач. К примеру, для укрепления финансового положения провел ревизии схем реализации нефти и нефтепродуктов. Обнаружились любопытные факты. Так, между ПО "Южнефтегаз", добывавшим нефть на месторождении Кумколь, и Шымкентским НПЗ выявилось более 120 посредников. И это при том, что месторождение и завод соединены единственной трубой и никаких перевалок не предусматривалось. Нурлан Утебович решительно взялся за ликвидацию подобных и других каналов утечки дохода госпредприятий.
Другим шагом был запрет на отпуск нефтепродуктов без предоплаты или финансовой гарантии, а также ликвидация посредников из схем снабжения агропрома дизельным топливом в посевную и уборочную кампании. Для скорейшего финансового оздоровления предприятий отрасли и поднятия духа в трудовых коллективах Нурлан Утебович добился принятия постановления, получившего в народе название "50 на 50". По нему предприятиям разрешалось в первоочередном порядке 50% поступивших средств направлять на выплату зарплаты.
Помимо графика поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы, были разработаны планы мероприятий по увеличению выхода светлых нефтепродуктов, сокращению потерь нефти и др. На нефтеперерабатывающих заводах были проведены собственными силами серьезные технологические и организационные улучшения. На Атырауском НПЗ был освоен выпуск неэтилированных высокооктановых бензинов и авиационного топлива ТС-1, на Шымкентском НПЗ октановое число автобензинов доведено до 93, освоено производство авиационного топлива марки РТ из казахстанской нефти, в Павлодаре было освоено производство автобензина марки A-80 вместо марки A-76 и выпуск дизельного топлива с температурой замерзания -30 ºC.
Большое внимание министр Н. Балгимбаев уделил газовому сектору и расширению газификации регионов. В 1995 году были построены и введены в эксплуатацию газопроводы Темир – Акжар – Шубаркудук и Октябрьск – Алга в Актюбинской области, заменен участок газопровода длиной в 26 км в Алматинской области. Применена схема замещения объемов газа, когда взамен узбекского газа, поступающего в южные области и Алматы, стали отдаваться равные объемы газа с месторождения Карачаганак. За счет этого цену газа, поступающего на юг республики, удалось снизить с 50 до 28 долларов за 1 тыс. кубометров.
Словом, 1995 год стал переломным в развитии отрасли. Пикирующие показатели остановились, выровнялись, наметился рост. Смежные предприятия и отрасли, в целом экономика страны почувствовали "крепкое плечо" нефтяной промышленности.
Иностранные инвестиции
Огромное внимание Нурлан Утебович уделял реализации государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, указаний и поручений Главы государства по этому вопросу.
Для привлечения внимания инвесторов Нурлан Утебович принял участие в ряде крупных международных форумов, таких как конференция по нефтяным проектам в Вене, Экономический форум в Давосе, выступил в газете "Нью-Йорк Таймс", затем – на расширенном заседании коллегии Министерства иностранных дел, где присутствовали все казахстанские послы в зарубежных странах.
Нурлан Утебович также организовал в 1995 году выставку казахстанских предприятий и проектов в калифорнийском городе Сан-Диего, крупном центре современной промышленности, а также финансовых и бизнес-услуг. Если раньше внимание инвесторов привлекали только разведка и добыча нефти, то после данной выставки в нашем министерстве стали появляться представители сервисного сектора, ИТ-компаний, машиностроения, страхования и других сфер.
В качестве примера последовательности и настойчивости Н. Балгимбаева по привлечению инвестиций можно привести проект модернизации Атырауского НПЗ. Н. Балгимбаев решил изучить возможности привлечения японского капитала. Поскольку нашего посольства в Японии еще не было, использовались связи с деловыми кругами. Мы тогда покупали в Японии трубы нефтяного сортамента, без которых и сейчас эксплуатация месторождений Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кашаган немыслима. Благодаря этим связям в конце 1995 года состоялся визит министра Н. Балгимбаева в Японию.
За три дня состоялись встречи в МИД Японии, Министерстве международной торговли и промышленности, Экспортно-импортном банке Японии, Японской национальной нефтегазовой корпорации, Агентстве по страхованию инвестиций, крупнейших японских компаниях "Сумитомо", "Мицуи", "Марубени". Это стало решающим фактором в том, что японские инвестиции, наконец, пришли в Казахстан.
Первым результатом работы Н. Балгимбаева по привлечению инвестиций стало то, что к концу 1995 года в отрасли работало 18 совместных предприятий, иностранный капитал был привлечен в 26 крупных проектов, связанных с поисковой деятельностью, разработкой месторождений, реконструкцией предприятий, транспортировкой нефти и газа. Совокупные прямые инвестиции в 1995 году составили 1,8 млрд долларов, из которых 265 млн долларов поступили непосредственно в бюджет страны в виде бонусов и роялти, остальные были капитальными вложениями в проекты.
Совершенствование управления отраслью
90-е годы характеризуются как переходный период от централизованной к рыночной экономике. Являясь одним из приверженцев последней, Нурлан Утебович много работал по преобразованию системы, внедрению в ее управление новых принципов. Так, еще в 1995 году он обосновал необходимость создания в составе министерства акционерной трубопроводной компании, которая могла бы работать на рынке ценных бумаг, как внутри страны, так и на международных финансовых рынках. Эта идея получила свою реализацию в 1997 году, когда была создана компания ЗАО "КазТрансОйл", которая первой вышла на европейский финансовый рынок, разместив в 2001 году свои пятилетние облигации на сумму 150 млн долларов.
Свои идеи Нурлан Утебович использовал при создании национальной нефтяной компании. Прежде всего был изучен мировой опыт функционирования нефтяных компаний со стопроцентным участием государства, как собственника. В итоге 4 марта 1997 года вышел Указ Президента РК №3878 "О создании Национальной нефтегазовой компании "Казахойл". Компания начала функционировать в апреле того же года, в ее состав вошли активы, уцелевшие от приватизации: нефтегазодобывающие предприятия "Узеньмунайгаз", "Эмбамунайгаз", "Карачаганакгазпром", 41% акций Атырауского нефтеперерабатывающего завода, компания "Казахстанкаспийшельф", владеющая долей в 14,3% в будущем месторождении Кашаган.
Работа в Правительстве
В октябре 1997, то есть через три года работы руководителем нефтегазового сектора, Н. Балгимбаев был назначен Премьер-Министром Республики Казахстан. Полагаю, что основным фактором, определившим назначение, была роль этого сектора в развитии страны. Предстояло начать практическое освоение каспийского шельфа, а для этого – привлечь ведущие мировые компании.
Также предстояло оформить долгосрочное сотрудничество с инвесторами по Карачаганакскому месторождению, завершить проект КТК и дать выход тенгизской нефти на мировые рынки, усовершенствовать энергетические связи с соседями и международными организациями. То есть во главе Правительства, видимо, нужен был профессионал, хорошо знающий эти вопросы. Но и личные качества Нурлана Утебовича, такие как последовательность и настойчивость, принципиальность, твердость в занятой позиции, умение создать команду и работать с ней, наверное, сыграли не последнюю роль.
Естественно, в этот период он очень близко работал с Главой государства. К поручениям Президента относился с особой ответственностью. Так, в начале 1998 года он лично взялся за организацию строительства ледового стадиона, ныне спорткомплекса "Казахстан", идею которого подсказал Президент. Ввиду нехватки бюджетных средств обратился к иностранным компаниям, работавшим в то время в Казахстане, с предложением поддержать средствами строительство стадиона.
Еще одна деталь того времени, характеризующая Н. Балгимбаева. В ноябре 1997 года аппараты Правительства и многих министерств уже переехали в Астану, но строительство жилья для передислоцированных работников задерживалось. Все жили в общежитиях. И вот для того, чтобы занять досуг и уберечь работников от "вредного влияния", Нурлан Утебович предложил по вечерам заниматься спортом.
Самым доступным видом был футбол, и работники аппарата Правительства трижды в неделю к 8 часам вечера собирались в спортзале бывшего Целинсельмаша. По воскресеньям с периодичностью примерно раз в два месяца проходили турниры по футболу между командами Администрации Президента, Канцелярии Премьер-Министра, акиматом города и акиматом Акмолинской области.
Последние проекты...
В 2009 году, во время официального визита Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева в Итальянскую Республику, между Национальной компанией "КазМунайГаз" и итальянской "Эни" было подписано Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало совместную реализацию шести проектов. Новизна этого документа заключалась в том, что наряду с проектом по разведке и добыче углеводородного сырья инвестор брался за реализацию четырех промышленных проектов и одного исследовательского. По окончании визита Глава государства наложил резолюцию-поручение в адрес Правительства, Администрации Президента, Фонда "Самрук-Қазына" на документы, предшествовавшие подписанию: "По этим важным для нас вопросам достигнута договоренность на переговорах в Риме. Возможно, нам надо назначить директора строящегося предприятия (или спецпредставителя). Рассмотрите кандидатуру Н. Балгимбаева или другого лица".
Так, в декабре 2009 года НК "КазМунайГаз" учредила дирекцию строящихся предприятий на правах ТОО, а генеральным директором назначили Н. Балгимбаева. Сегодня можно сказать, что свои задачи дирекция выполнила. По проекту "Исатай" были проведены все исследования, составлен отчет, на основе которого НК "КазМунайГаз" получила право на недропользование и приступила к формированию партнерства с "Эни".
По четырем промышленным проектам составлены ТЭО, получившие положительные заключения Госэкспертизы, один из них – реконструкция Павлодарского нефтехимического завода – уже реализуется. К стадии практической реализации готовится проект строительства судостроительного/;судоремонтного завода (судоверфи).
Автору этих строк довелось работать под непосредственным руководством Нурлана Балгимбаева с 1994 по 2002 год и с 2010 года до его последних дней. Что было характерно для Нурлана Утебовича в работе? Прежде всего, видение перспективы, понимание цели. Он умел видеть последствия принимаемых мер или, наоборот, определить сегодняшние шаги для завтрашней цели. Мы никогда не видели его подавленным или в плохом настроении. Эта уверенность вселялась и в нас, работавших под его началом.
Он был требователен, скрупулезен до мелочей, но доверял профессионалам. Из огромного потока информации умел выделить главное. Никогда не менял своих решений, был последователен, настойчив. Очень уважительно относился ко всем, кто работал с ним в коллективе, а люди платили тем же.
Не каждый руководитель – лидер. Нурлан Утебович был лидером отрасли, даже когда не занимал никаких постов. Его уважали не только нефтяники, не только земляки в Атырауской и Мангистауской областях. Его знали во всех уголках нашей страны и отдавали должное его заслугам.
Сегодня, когда его нет с нами, мы осознали, что рядом с нами был выдающийся человек, воистину сын своего народа.