Ответственность перед историей Статьи 16 апреля 2020 г. 9:51 10280 Зиябек Кабульдинов, директор Института истории и этнологии им. Ч. Валиханова, профессор ГЕНИЙ ВЕЛИКОЙ СТЕПИПод эгидой ЮНЕСКО весь цивилизованный мир широко отмечает 1150-летие нашего выдающегося земляка – ученого средневековья Абу Насра Мухаммада бин Мухаммада бин Тархана бин Узлаг аль-Фараби (870–950). Перед каждым из граждан суверенного Казахстана возникает в связи с этим резонный вопрос: кто для нас аль-Фараби? Какое место занимает его научное наследие в сокровищнице человечества?Ответ предполагает рассмотрение места и роли Абу Насра с нескольких позиций. Во-первых, гениальный мыслитель, ученый-энциклопедист был уроженцем нашей земли, а именно города Отрара (во времена арабского халифата называвшегося Фарабом). Став признанным ученым, а также автором знаменитых комментариев к сочинениям Аристотеля и других античных мыслителей и удостоившись за это почетного прозвища Второго учителя, он навеки прославил свою родину – Великую степь. Во-вторых, аль-Фараби является гордостью всего тюркского мира, насчитывающего сегодня более 200 млн человек. И конечно, арабо-мусульманского мира: в 2009 году в составе казахстанской делегации я побывал в Дамаске на месте захоронения великого учителя и увидел, какой почет и уважение вызывает его имя до сих пор.Наследие аль-Фараби по праву называют духовным и научным вместилищем опыта и знаний просвещенного средневекового Востока. Елбасы Нурсултан Назарбаев в своей программной статье отмечал: «Средневековый Отрар дал человечеству одного из величайших умов мировой цивилизации Абу Насра аль-Фараби». Об этом же писал казахстанский академик Акжан Машани: «До и после были гении, однако среди них не было точно, как аль-Фараби». Известный английский ученый Карен Армстронг также подчеркивал: «Основы философии были заложены аль-Фараби».Начальное образование наш земляк получил в Отраре, затем поиски знаний привели его в Шаш (Ташкент), Самарканд и Бухару. Позднее он постигал азы разных наук в ряде городов Ирана – Рей (Тегеран), Исфахан, Хамадан и арабского мира – Дамаске, Багдаде, Халебе (Алеппо), Каире и других. В жажде научной истины, скрытой в рукописях, аль-Фараби изучал арабский, греческий, персидский, древнесирийский языки, чтобы читать тексты в оригинале.Не стану повторять общеизвестные страницы из его биографии. Но хочу сказать несколько слов об Акжане Машани, который первым вернул имя аль-Фараби нашему народу и обнаружил место его захоронения. Также Машани стал основателем нового научного направления – фарабиведения. Начиналось все с письма, которое Акжан Машани написал 15 ноября 1960 года президенту Академии наук Казахской ССР Канышу Сатпаеву: «Величайший ученый аль-Фараби является уроженцем Казахстана, родился он в селе (городе. – Авт.) Отрар, который по-арабски назывался Фараб, в тюркской семье рода кыпчак. Аль-Фараби является энциклопедистом раннего средневековья, знаменитым комментатором Аристотеля, Платона и других ученых античного мира... Поэтому ему было присвоено имя Второго учителя. Такие знаменитые ученые, как аль-Бируни, Авиценна и другие, считают его своим учителем и наставником. Трудов аль-Фараби насчитывается свыше 100 названий по различным отраслям науки и искусства: математике, астрономии, химии, географии-геологии, философии, медицине, музыке и т. д.».Каныш Имантаевич, конечно, оказал содействие исследователю, просившему поддержки в научных изысканиях, касающихся аль-Фараби. Именно с этого времени благодаря подвижничеству и неустанным трудам Акжана Машани, а позднее Каныша Сатпаева, Шахмардана Есенова, Агына Касымжанова и Абсаттара Дербисали начались комплексные исследования жизни и научной деятельности Абу Насра.ДВЕНАДЦАТЬ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯПо поручению Президента Казахстана была создана Государственная комиссия по подготовке и проведению 1150-летнего юбилея Абу Насра аль-Фараби. Совершенно справедливо звучит указание Касым-Жомарта Токаева о том, что посредством празднования юбилейных мероприятий мы пропагандируем труды великих соотечественников и способствуем воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.Как член Госкомиссии по празднованию юбилея великого Абу Насра могу заверить, что концепция и план юбилейных торжеств сфокусированы вокруг научного изучения и пропаганды наследия мыслителя средневековья. Так, в рамках юбилейных мероприятий в Алматы открылись центры аль-Фараби – в Национальной библиотеке и КазНУ, носящем его имя. Дворец школьников в Нур-Султане также удостоился имени великого ученого-мыслителя. Имя аль-Фараби заняло достойное место и в изданной Институтом истории и этнологии им. Ч. Валиханова «Исторической энциклопедии Казахстана» – первой в независимом Казахстане. Информация о жизни и деятельности Абу Насра содержится и на мультимедийном портале учебно-образовательного парка-энциклопедии «Великие имена Великой степи» на трех языках. А в рамках программы Елбасы Нурсултана Назарбаева «Архивы-2025» продолжаются поиски его неизвестных трудов в библиотеках и архивах мира.Опираясь на идеи древнегреческих философов, прежде всего Платона и Аристотеля, и используя социальные идеи древнего Востока, аль-Фараби разработал стройную теорию общественного устройства. Он знал жизнь простого народа изнутри, а потому искал пути улучшения его непростого положения. В одном из своих трудов «О взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби размышляет о том, каким должен быть глава города (вообще руководитель. – Авт.). По его описанию, руководитель должен обладать рядом обязательных качеств: быть умным и образованным, умеренным в пище и питье, справедливым и стремящимся к достижению истины, противником лжи, беречь свои честь и достоинство, не увлекаться обогащением деньгами, справедливо править народом.Аль-Фараби далее уточнял, что человек не имеет права называться руководителем, если не умеет излагать с ясностью все свои планы и намерения: «Образцовый руководитель должен проявить решительность при совершении того, что он считает необходимым, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия». Великий учитель насчитал двенадцать качеств, необходимых руководителю. Но при этом отметил: «Совмещение всего этого в одном человеке – вещь трудная, вот почему люди, одаренные подобной природой, встречаются редко».Ученый и мыслитель верил: если бы каждый руководитель соответствовал таким критериям, то народ жил в достатке, а люди уважали друг друга и не занимались доносительством. В таком обществе, согласно аль-Фараби, устанавливается гармония, государство становится действительной защитой граждан, которые в результате справедливости станут получать свою долю от национального богатства, а немощные и больные будут обеспечены государственной поддержкой. Говоря словами самого Абу Насра, «достигнуть счастья возможно лишь через единство народа и взаимную помощь».Требования, предъявленные аль-Фараби к качествам людей, претендующих стать руководителями, напрямую касаются и современных управленцев: директоров школ и колледжей, руководителей вузов и НИИ, акимов и министров, глав правительств и президентов стран. Поэтому считаю, что эти качества нужно прививать обучающимся в Академии государственного управления. Думаю, было бы мудро при тестировании претендентов на госслужбу требовать от них знания истин, завещанных аль-Фараби.ПРАВИТЕЛЬ-НЕВЕЖДААбу Наср непримиримо и жестко критиковал невежественных, слабых и ленивых управленцев, недостойных руководить даже малыми сообществами. Ученый в своих трудах приводит характерные черты такого «властелина». Это отсутствие мудрости, приводящее к всяческим излишествам в еде, питье и разврату, а также стремление любым способом удержаться у власти: «Он будет всеми способами стремиться к тому, чтобы увековечить себя и свое чадо, чтобы сохранить о себе память и чтобы оставить власть своему чаду или же своему роду».Следующая черта негодного управленца – это равнодушие к развитию в стране образования и науки. Далее перечисляются пристрастие невежды правителя к почестям за несвойственные ему добродетели и, как следствие, стремление к насилию и принуждению. У негодного правителя отсутствует понятие о справедливости и правде, он умножает зло, при нем принимаются корыстные законы, возносится стремление к богатству: «Они стремятся быть самыми богатыми среди жителей города, чтобы заслужить почести».Сам Абу Наср придавал огромное значение образованию и утверждал, что будущее страны, в которой не развиваются науки, туманно. Философские размышления аль-Фараби имеют общечеловеческое значение, важны они и для Казахстана. Особенно сегодня, когда руководство страны взяло курс увеличить к 2025 году финансирование науки с 0,12 до 1% от ВВП. Со стороны Комитета науки Министерства образования и науки предпринимаются конкретные шаги по поддержке ученых. К примеру, отныне конкурсы на научные проекты и программы будут осуществляться каждый год, а не один раз в три года, как было раньше. И это важное новшество, поскольку наука не стоит на месте. При реализации научных проектов и программ от их авторов ожидается активная коллаборация с зарубежными учеными, что должно усилить конкурентоспособность отечественной науки. Ожидается финансовая поддержка наиболее авторитетных отечественных научных журналов, имеющих высокий индекс цитирования. Новшеством явилось и то, что для молодых ученых проводятся дополнительные конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование. Предполагаются и персональные гранты. Принимаются беспрецедентные шаги по улучшению социального самочувствия ученых. Например, по линии Казахской ипотечной компании многие ученые Алматы и столицы получили или получают квартиры почти с нулевой кредитной процентной ставкой! Ожидается перевод ряда НИИ на новую форму управления, что позволит усилить их финансово-хозяйственную самостоятельность и даст возможность увеличить зарплату ученым и сотрудникам.«О ДУШЕ» – СТО РАЗМногие высказывания аль-Фараби относительно науки превратились в крылатые выражения. Вот пример из истории, когда некий правитель по имени Сайф ат-Даул пригласил Абу Насра во дворец и спросил: «Учитель, каково будущее нашего государства?» Ученый мгновенно парировал: «Если хочешь знать будущее, то покажи мне свою молодежь». Это выражение знают многие, но за давностью лет не помнят, что оно принадлежит аль-Фараби.Великий наставник таким образом указал на важность образования подрастающего поколения: «Для обеспечения равновесия каждое государство должно опираться на два крыла: одно – здоровье (медицина), второе – образование. Если медицина лечит тело, то образование есть духовная пища».Причем духовная пища, то есть обучение, согласно аль-Фараби и другим мыслителям Востока, должно начинаться с 7–8 лет. И здесь возникает резонный вопрос: насколько оправдано сегодняшнее обучение детей с 6 лет? Не отнимаем ли мы таким образом у них детство? К слову, в советских школах обучение с 7 лет ввели именно по рекомендации аль-Фараби.При обучении он считал необходимым использовать убеждение, и сам убеждал своих учеников обязательно повторять упражнения, к примеру, в каллиграфии: «В результате долгих старательных упражнений в письме человек обретает совершенство в этом искусстве, и чем дольше он этим занимается, тем сильнее и совершеннее становится». В связи с этим известный немецкий ученый Гегель указывал, что сам аль-Фараби прочитал «Физику» Аристотеля 40 раз, «Риторику» – 200 раз, «О душе» – 100 раз. То есть он не только рекомендовал повторять упражнения, но и показывал пример.Абу Наср на своем примере демонстрировал, какими этическими качествами должен обладать наставник: «Норма поведения преподавателя заключается в том, что он не должен проявлять ни излишней строгости, ни чрезмерного потворства, так как суровость восстанавливает обучающегося против наставника, а потворство приводит к неуважению его персоны, нерадению к его преподаванию и его науке». Одновременно аль-Фараби предъявлял требования и к ученику: «С его стороны необходимы усердие и настойчивость, которые подобны воде, капля за каплей пробивающей камень».Казахстан в своей образовательной политике следует рекомендациям великого учителя и мыслителя. В этом плане своевременным стало принятие Закона «О статусе педагога», благодаря которому учитель стал более защищен в социальном и правовом плане. В документе предусмотрены механизмы, в результате которых недельная нагрузка учителей уменьшилась, как и бумажная рутина и всевозможные отчеты. Появились запреты привлекать учителей на несвойственные их профессии общественные и политические мероприятия.В завершение хотел бы предложить ряд мер по увековечению имени аль-Фараби. В первую очередь это разработка учебного пособия «Великий мыслитель аль-Фараби» для школ и колледжей, написанного доступным и понятным языком. Предлагаю также ввести отдельный параграф для изучения трудов аль-Фараби в школьных учебниках по «Истории Казахстана» для 11-го класса. Назрела необходимость восстановления вузовской дисциплины «История Казахстана» (с древнейших времен и до наших дней), в рамках которой начать изучать жизнь и творчество аль-Фараби, поскольку в дисциплине «Современная история Казахстана» информации об этой выдающейся личности нет, как нет материалов по истории Золотой Орды, Абаю. Учитывая, что с каждым годом в наших вузах растет число студентов из других стран, в том числе наших соплеменников из 5-миллионной диаспоры и ирреденты, актуальность этой проблемы возрастает. Единственное условие: новые материалы не должны повторять школьный курс.Думаю, следует также рассмотреть возможность создания института фарабиведения с филиалами в регионах страны. И хочу напомнить об основоположнике этого научного направления: мы не до конца осмыслили научный вклад академика Акжана Машани, который, несмотря на директивы КПСС по воспитанию советского человека без выраженной национальной идентичности, осмелился вернуть из забвения имя Абу Насра аль-Фараби и представить его как величайшую национальную гордость Казахстана. В связи с этим вспоминаются слова самого Абу Насра о том, что каждый гражданин ответственен за судьбу страны: «Подобно тому, как отец ответственен за поступки своих детей, так и каждый народ ответственен перед своей историей».На нас, ученых, лежит почетная обязанность изучать и бережно хранить для грядущих поколений все, что сотворено гением аль-Фараби.
27 июня 2025 г. 13:53 В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
27 июня 2025 г. 22:03 Каждый закон, принятый в Мажилисе, разработан при активном участии фракции AMANAT
1 июля 2025 г. 8:24 21 предприниматель оштрафован в этом году в Костанае за превышение торговой надбавки
27 июня 2025 г. 20:20 Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2024 год
26 июня 2025 г. 11:10 Казахстан возьмет заем у МБРР для «сокращения цифрового неравенства между городом и селом»