– Жексенбай Картабаевич, давайте вспомним, по какой причине в свое время был разработан Закон «О пастбищах».
– Казахстан обладает колоссальными запасами сельскохозяйственных земель. Между тем проблема нехватки пастбищных земель для выпаса скота часто озвучивается СМИ и нашими избирателями во время встреч с ними.
В Казахстане имеется около 220 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения, в том числе 187 миллионов гектаров пастбищных угодий. Казалось бы, на этих землях можно свободно пасти скот, количество которого на сегодня составляет около 33 миллионов голов. Но из имеющихся в наличии 187 миллионов гектаров пастбищ используется всего лишь 80 миллионов гектаров (43%), а остальные земли пустуют. В настоящее время большая часть сельскохозяйственных животных пасется в пределах и вокруг населенных пунктов, нежели на отдаленных пастбищах. В результате из-за перенасыщения скотом пастбищные земли в радиусе 5–6 километров от населенных пунктов деградированы. Их площадь достигает 27 миллионов гектаров. По этой же причине осложнилась зооветеринарная ситуация, которая привела к росту заболеваемости скота.
Необходимость разрешения сложившейся ситуации была обозначена Первым Президентом в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». В обращении была отмечена важность возрождения отгонного животноводства с учетом новых научных, технологических, управленческих достижений, традиционного ведения отечественного животноводства. Для этого необходимо было ввести в оборот весь пастбищный потенциал.
Принимая во внимание сказанное и в целях возрождения традиций выпаса скота, а также для введения рационального использования пастбищных угодий группа депутатов Парламента, основательно изучив и исследовав проблему пастбищ, инициировала проект закона «О пастбищах». Закон был подписан Главой государства и вступил в законную силу 20 февраля 2017 года. Такого закона в истории Республики Казахстан раньше не было. Уникальность его состоит в том, что нормы закона позволяют возродить традиции животноводства наших предков, что, возможно, приблизит нас к ценным исторически накопленным знаниям.
– Получается, что нормы принятого закона согласуются с требованиями настоящего времени и историческим опытом выпаса скота?
– Да. Начну с истории. По данным переписи 1913 года, в стране насчитывалось около 93 миллионов поголовья скота. На сегодня, как уже было сказано, в стране имеются только 33 миллиона голов скота. Территория страны осталась прежней, но, как мы видим, в начале прошлого века поголовье было в 3 раза больше. О чем это говорит? О том, что раньше пастбища использовались рационально, в согласии с природой. Например, зимние – кыстау, весенние – коктеу, летние – жайлау, осенние – кузеу. Весенние пастбища, богатые лекарственными травами, в период, когда цвели степные цветы, являлись наиболее важными. Их особенность состояла в том, что скот в этих местах должен был пастись не более 10 дней, поскольку в этот период трава очень нежная и земля быстро оголяется, и небережное использование могло привести к тому, что в следующий вегетационный период она могла не плодоносить. Поэтому животным не позволяли пастись на одном и том же месте и использовали технологию пастбищеоборота. Еще одна особенность состояла в том, что летом животные не паслись в полынной местности. За этой травой ухаживали все лето, не давая ее вытоптать, чтобы сохранить эти земли до начала зимы. И только в ноябре, когда земля покрывалась первым снегом и созревала белая и черная полынь, животных пускали на эти земли. У вскормленного такой полынью скота вырабатывался стойкий иммунитет к болезням, и он на всю зиму оставался упитанным. В результате поголовье скота равномерно росло, не нарушая баланса природы. Все это указывает на ценность знаний по ведению животноводства, которые передавались из поколения в поколение и становились национальным достоянием. Коротко говоря, выпас скота был целой культурой.
До принятия данного закона порядок выпаса скота и использование пастбищных земель законодательно не регулировались, что вело к тому, что исторически накопленный опыт по ведению животноводства терялся, а использование пастбищ велось стихийно, вследствие чего ухудшилось состояние травостоя и произошла деградация пастбищных экосистем.
Закон предусматривает системную работу уполномоченного органа и местной исполнительной власти по рациональному управлению и использованию пастбищ.
– На каком уровне и кем должны регулироваться вопросы использования пастбищных земель?
– Как я уже сказал, работы по реализации данного закона возложены в основном на местные исполнительные органы. Потому что основным нововведением закона является то, что каждый из сельских округов страны (а их в стране более 2,5 тысячи) с учетом местных природно-климатических особенностей и соответствующих традиций выпаса скота на соответствующих территориях создает свой План по управлению пастбищами и их использованию, который разрабатывается сельскими и районными акиматами совместно с органами местного самоуправления. Далее план рассматривается и утверждается районным маслихатом и регистрируется в органах юстиции. После присвоения регистрационного номера данный документ становится правовым актом. Таким образом, каждый сельский округ должен работать по своему правовому акту – плану, предусматривающему порядок использования пастбищных земель.
Вместе с тем согласно закону каждый заинтересованный пастбищепользователь вправе участвовать в разработке плана и принимать участие в собраниях и сходах местного сообщества по вопросам предоставления и использования пастбищ. Следовательно, вопрос эффективного освоения пастбищных земель будет решаться согласованно с местными исполнительными органами и органами местного самоуправления. И здесь нет необходимости обращаться в вышестоящие государственные органы, министерство или Правительство, все решается на местном уровне, то есть Закон РК «О пастбищах» дает такую возможность.
– Получается, что план – это основной документ по управлению пастбищами и их использованию на местах?
– Да, можно с уверенностью так сказать. План разрабатывается с учетом информации о количестве пастбищных земель, расположенных в пределах сельского округа, степени их фактической загруженности, а также данных о количестве поголовья скота. На основании этих данных пропорционально распределяются пастбища между пастбищепользователями, имеющими скот, но не имеющими земли для выпаса, и собственниками земель, не имеющими скота. Согласно утвержденному плану предоставление пастбищ вокруг населенных пунктов решается акимом сельского округа в пределах сельского округа и между сельскими округами – решением акима района. Предоставление пастбищных земель между районами осуществляется решением областного исполнительного органа, и, соответственно, вопрос межобластных пастбищ по предложению уполномоченного органа решается на уровне Правительства.
Использование пастбищ можно подразделить на 3 условных уровня. Первый уровень – это земли в пределах населенных пунктов. Их общая площадь на сегодня составляет приблизительно 23 миллиона гектаров. Это земли, находящиеся в государственной собственности, они предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию дойного поголовья сельскохозяйственных животных. При этом выпас допускается только при соблюдении предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ, то есть количество домашнего скота на пастбище не должно превышать установленный норматив. В случае превышения предельно допустимых норм нагрузки скот должен быть направлен для выпаса на пастбища второго уровня, то есть на земли сельского округа. Одним словом, в целях недопущения деградации пастбищных земель вокруг населенных пунктов необходимо провести мероприятия по их разгрузке. Для этого надо освободить эти земли в первую очередь от мелкого рогатого скота, овец, коз, лошадей, оставив только дойное поголовье.
В случаях когда пастбищных земель вокруг конкретно взятого села не хватает даже для выпаса дойного поголовья скота, согласно пункту 4-1 статьи 84 Земельного кодекса, допускается принудительное изъятие пастбищных земель для государственных нужд.
К пастбищам второго уровня относятся пастбищные земли в пределах сельских округов. Их общая площадь составляет примерно 60 миллионов гектаров. Это земельные участки различных предприятий, АО, ТОО, КХ, взятые в аренду на 49 лет. Также имеются пастбища и сенокосные угодья, относящиеся к территории лесного хозяйства, и земли в особо охраняемых территориях (природные заповедники). Есть также земли вокруг рек и озер. Все они относятся к категориям земель, расположенных на территории сельских округов. У большинства собственников земель отсутствует поголовье, тем не менее они не дают разрешения пасти скот на своих землях селянам, у которых имеется поголовье скота. Согласно Закону «О пастбищах» данную ситуацию можно урегулировать, распределив пастбища между пастбищепользователями и собственниками земель.
Третий уровень – отгонные пастбища. Они полностью находятся в государственной собственности. Их примерная площадь – около 100 миллионов гектаров. Однако простой селянин ввиду своего социально-экономического положения не в состоянии самостоятельно вывести свой скот на отдаленные пастбища. Поэтому в соответствии с законом для ведения совместной деятельности при использовании пастбищ пастбищепользователи могут образовывать объединение пастбищепользователей на основе договора о совместной деятельности. Здесь предполагается объединить в одну отару все поголовье овец с одной семьи, с одной улицы, с одного села. Также в соответствии с зооветеринарными требованиями можно объединить и другие виды домашнего скота. Таким образом, это станет первым шагом к кооперативному объединению и развитию малого и среднего бизнеса на селе.
В конечном итоге реализация закона позволит рационально использовать земли сельскохозяйственного назначения, улучшить состояние пастбищных земель вокруг сельских населенных пунктов, предотвратить дальнейшие процессы деградации пастбищных экосистем, повысить потенциал использования отгонных пастбищных участков для создания устойчивой кормовой базы и получения экологически чистой органической продукции животноводства, также будет способствовать развитию местного самоуправления, институтов общественных советов, поскольку позволит вовлечь граждан в решение проблем и обсуждение вопросов местного значения. Кроме этого, в законе предусмотрены нормы по коренному улучшению пастбищ. Для этих целей предполагаются проведение мероприятий по созданию нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав, создание культурных пастбищ с высокопродуктивными кормовыми культурами на основе научно обоснованных систем агротехнических мероприятий. Применение научно обоснованных подходов в перспективе даст возможность оздоровить деградированные пастбища и восстановить пустынные и полупустынные земли.
– Роль законодательных органов в решении практичных вопросов и задач неоспорима. И принятый по инициативе депутатов закон это еще раз подтверждает. Но почему проблема нехватки пастбищ на сегодня до конца не решена?
– Действительно, на открытии 3-й сессии VI созыва Парламента Республики Казахстан Первый Президент отметил необходимость уделять особое внимание контролю за исполнением принимаемых законов.
Поэтому депутаты стараются постоянно вести мониторинг за выполнением принимаемых законов. В связи с чем членами Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента Республики Казахстан проведен ряд мероприятий по реализации Закона «О пастбищах». В том числе депутатские запросы, встречи с представителями местных исполнительных органов областей по разъяснению норм закона, селекторные заседания с участием заместителей акимов областей, начальников областных управлений сельского хозяйства, депутатов маслихатов разных уровней. Тем не менее реализация норм закона не на должном уровне. Причина в том, что реализация норм закона уполномоченным органом в лице Министерства сельского хозяйства и местными исполнительными органами (сельские, районные акиматы) до сих пор носит формальный характер. Нормы закона о ежегодной отчетности акимов сельских округов перед местным сообществом и маслихатами об итогах реализации плана по управлению пастбищами и их использованию не выполняются. Вместе с тем для реализации закона не было принято никаких соответствующих методологических и консультативных мер.
С момента вступления в силу Закона «О пастбищах» прошло уже более 2 лет, но проблема нехватки пастбищ до сих пор не решена, что в свою очередь порождает недопонимание у сельских жителей. Поэтому хотелось бы, чтобы компетентные органы своевременно выполняли закрепленные в законе обязанности и повышали ответственность перед сельчанами.