Часто быстрые цифровые займы используются мошенниками
С 30 сентября 2025 года в Казахстане действует новый механизм при выдаче онлайн потребительских беззалоговых займов - так называемый «период охлаждения». Этот механизм предполагает задержку перевода средств заемщику после заключения договора: деньги могут быть перечислены только после окончания периода ожидания и повторного подтверждения намерения получить заем со стороны клиента.
В материале Fingramota.kz эксперты рассказали, как нововведение повлияет на поведение людей при оформлении кредитов, как поможет предотвратить оформление мошеннических кредитов и на какую категорию заемщиков действует данный механизм, сообщает Kazpravda.kz
Как именно работает период охлаждения
Раньше многие брали займы слишком быстро – импульсивно или по давлению со стороны третьих лиц, возможно даже становясь жертвами мошенников. Новый механизм помогает избежать таких ситуаций. Это как дополнительная «страховка» и возможность подумать, прежде чем взять кредит. Теперь, имея «окно», люди могут пересмотреть свое решение и отказаться от кредита.
Длительность «охлаждения» зависит от суммы займа
Для займов от 150 до 255 МРП (от 589 800 до 1 002 660 тенге) - не менее 8 часов при наличии высокого риска мошенничества.
Для более крупных займов, то есть свыше 255 МРП (более ~1 002 660 тенге), а также микрокредитов свыше 75 МРП (~294 900 тенге) - не менее 24 часов.
Перечисление денег только после согласия: по завершении периода охлаждения заемщик должен подтвердить свое намерение получить заем путем предоставления согласия, оформленного в кредитном бюро, на веб-портале «электронного правительства» либо посредством объектов информатизации кредитора.
Отказ заемщика: если в течение «периода охлаждения» заемщик решает отказаться от займа, договор аннулируется и кредитором не производится перечисление денег.
Правило действует только для потребительских беззалоговых онлайн-займов. Не распространяется на товарные кредиты (то есть кредиты, взятые для покупки товаров) и не действует на займы в рамках кредитной карты, если они не превышают лимит в 150 МРП. Также не применяется к внутреннему рефинансированию (то есть, если заем рефинансируется в рамках той же организации).
Множественные займы за день: если заемщик оформляет несколько кредитов в течение одного дня и их общая сумма превышает лимиты, период охлаждения все равно обязателен.
Альтернатива - живое обращение: если деньги нужны срочно, заемщик может пойти не через онлайн, а в отделение банка или МФО - там период охлаждения не обязателен.
Зачем ввели этот механизм. Прежде всего для повышения защиты заемщиков, чтобы дать людям время на принятие обдуманного решения и избежать поспешных и рискованных займов.
Снижение риска мошенничества. Часто быстрые онлайн-займы используются мошенниками - период охлаждения снижает этот риск.
Усиление финансовой ответственности. Заемщик может оценить, действительно ли ему нужен кредит, и отказаться, если передумал.
Повышение прозрачности банковских услуг. Наряду с «охлаждением» банки обязаны размещать на сайтах калькуляторы для расчета платежей и предоставлять справку об отсутствии задолженности после полного погашения.
Как это может повлиять на рынок онлайн займов
Теперь кредиты нельзя будет выдавать «моментально» в режиме онлайн - деньги не поступают на счет сразу, а через 8–24 часа. Это может снизить число «импульсивных» заявок и уменьшить общее количество быстрых займов.
Период обдумывания может привести к тому, что часть людей передумают и откажутся от кредита, что снизит общий объем выданных онлайн-займов.
Что должен сделать заемщик
Если вы планируете оформить онлайн займ, учитывайте новый режим: после подписания договора не ждите автоматического перечисления — деньги придут только после окончания «охлаждения» и вашего подтверждения.
Взвесьте решение: используйте это время, чтобы еще раз посмотреть условия кредита (процент, срок, платежи), возможно, поискать другие предложения.
Не бойтесь отказаться: если передумали — в период охлаждения вы имеете право отказаться от займа без каких-либо потерь.
Если нужна срочность: можно рассмотреть вариант обращения в офис банка или МФО, где новый механизм не применяется.
Планируйте финансы: из-за задержки перевода, может быть нужно заранее заложить время между заявкой и фактическим получением денег.