Почва для коррупции Статьи 24 октября 2019 г. 8:44 720 Елена Левкович Обязан – делайПо словам Анар Жаровой, руководителя департамента превенции Агентства РК по противодействию коррупции, к таким неутешительным выводам их привели результаты социологического опроса, проведенного в текущем году Transparency Kazakhstan.В печальных лидерах – услуга по получению или оформлению земельного участка. Это отмечают как граждане, так и представители бизнеса, которые в 60% случаев сталкиваются с неформальным решением вопросов в управлениях земельных отношений и аппаратах акимов районов.Известны и суммы взяток, они варьируют от 5 до 200 тыс. тенге. Но лакомый кусочек земли может потянуть и на более крупную сумму. Встречались на практике случаи, когда «благодарность» исчислялась несколькими миллионами тенге. При этом нередко инициатором коррупционной сделки были должностные лица, умело создающие искусственные препятствия для разрешения вопроса.Если говорить о коррупционной пораженности земельных органов в разрезе регионов, то в безусловных лидерах, согласно анализу, Алматинская (26,4%), Атырауская (9,4%), Северо-Казахстанская (9,4%), Карагандинская (7,5%), Акмолинская (7,5%) и Восточно-Казахстанская (7,5%) области.Высокий уровень коррупционности сферы земельных отношений подтверждает и оперативно-следственная практика: буквально за 3 последних года в сфере зарегистрировано более 300 коррупционных правонарушений. За их совершение к уголовной ответственности привлечены 105 лиц, осуждены 87.Правонарушения связаны в основном с мошенничеством, злоупотреблением должностными полномочиями и взяточничеством при выдаче земельных участков, оформлении документов, незаконном изменении целевого назначения, продлении права аренды, признании победителем на аукционе по продаже земли. Все это указывает на то, что сфера земельных отношений насквозь пропитана коррупцией и требует применения кардинальных мер для выравнивания ситуации. Проанализировать сферу земельных отношений ввиду ее актуальности получилось и сквозь призму «дорожной карты», реализуемой Агентством по противодействию коррупции совместно с НПП «Атамекен». Исходя из итогов анализа, одна из ключевых проблем – это ограничение доступа к информации со стороны местных исполнительных органов. Согласно установленным требованиям, МИО обязаны размещать на своих интернет-ресурсах информацию о схемах генпланов, планах детальной планировки и инженерных коммуникаций с периодичностью раз в квартал. Однако, как показал мониторинг профильных сайтов, если информация там и размещается, то крайне скудная и разрозненная.Для решения этой проблемы еще в 2018 году Елбасы в своем октябрьском Послании народу Казахстана поручил создать единую информационную базу данных о земельном фонде и объектах недвижимости. Для стандартизации данной работы в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» в марте текущего года Министерством сельского хозяйства утверждены Единые требования к геоинформационным порталам МИО. Однако, как показал промежуточный анализ, местные исполнительные органы недостаточно активно проводят работу по созданию порталов – уже заканчивается год, а этот важный для населения вопрос находится в стадии проведения госзакупок и подготовки техспецификации.Дабы ускорить процесс, агентством отправлено соответствующее письмо во все акиматы со сроком предоставления окончательной информации 25 декабря 2019 года. Если идея все-таки найдет свое воплощение в ближайшее время, предполагается, что на геопорталах МИО будут визуализированы карты территорий с данными границ земельных участков, контуры зданий, автомобильные и железные дороги, генеральные планы, что обеспечит свободный доступ граждан к информации о земельных наделах, а также позволит получать профильные госуслуги онлайн. К слову, в разных регионах выделенные суммы на разработку геопорталов существенно разнятся – от 16,5 до 500 млн тенге.Затронули в Агентстве по противодействию коррупции и еще один проблемный вопрос – основания для отказа в предоставлении земельного участка, а конкретнее – те основания, решение которых находится в ведении местных исполнительных органов.Изучение правовых актов показало, что одним из таких условий является отсутствие утвержденного плана детальной планировки. При этом законодательством не установлена прямая обязанность МИО обеспечивать населенные пункты подобными планами, а это в свою очередь приводит к тому, что акиматы не заинтересованы в их разработке и, возможно, сознательно игнорируют этот вопрос для создания искусственных барьеров. Правда, зачастую причиной несвоевременной разработки и утверждения плана становятся банальные вопросы финансирования.Другое распространенное основание для отказа – отсутствие необходимых инженерных сетей. То есть даже если свободный земельный участок вдруг найдется, предприниматель не сможет получить технические условия и начать строительство ввиду отсутствия коммуникаций. В данном случае по рекомендации агентства акиматам необходимо проводить системную работу, изыскивая другие варианты решения вопроса, не ограничиваясь бюджетным финансированием.Право есть, а участка нетДве вышеизложенные причины в свою очередь являются подоплекой третьего проблемного вопроса – очередность на получение участка под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). Согласно Земельному кодексу каждый гражданин имеет право на получение земельного участка для индивидуального строительства. Однако получить участок ох как непросто – просто-напросто нет подготовленных площадок с подведенными сетями водо- и электроснабжения.Эта проблема не обошла стороной ни один регион. Например, в Актобе в очереди числится 137 тыс. человек, в Таразе – свыше 69 тыс., а в Кокшетау – 13,5 тыс. Всего по республике количество очередников составляет около 1,5 млн человек, из которых в среднем лишь 10 тыс. очередников ежегодно становятся счастливыми обладателями заветных гектаров. Что касается столицы и Алматы, то в этих городах земля не предоставляется вообще, так как в соответствии с Генеральным планом отсутствует возможность обеспечения граждан участками. При этом в Сети полно объявлений о продаже земельных наделов, в том числе подходящих под ИЖС.Другими причинами коррупционных рисков в этой сфере являются систематические нарушения процедурных вопросов при рассмотрении обращений граждан. В ходе анализа выявлены также факты нарушения сроков рассмотрения обращений – порой ответа приходилось ждать больше 3 месяцев, хотя, согласно Стандарту госуслуг по предоставлению земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта, срок оказания госуслуги составляет на первом этапе 28 рабочих дней, на втором – 22 рабочих дня. В результате весь процесс получения гражданами земельного участка занимает 50 рабочих дней – это тоже неоправданно долго. И подобные нарушения – повсеместны, только в Шымкенте выявлено 120 таких фактов.Еще одним коррупционным риском является непрозрачность деятельности комиссий по земельным вопросам.При проведении торгов (один из способов предоставления земельных участков, выгодный как государству, так и предпринимателям) создаются конкурсные комиссии, в составе которых, как известно, исключительно должностные лица заинтересованных госорганов: работники отделов земельных отношений, архитектуры, градостроительства и строительства. Согласитесь, такой подход исключает объективность и беспристрастность и препятствует общественному контролю при принятии решений. К тому же законодательством не установлены периодичность и обязанность проведения конкурсов, что тоже играет в пользу нечистых на руку чиновников.А закрепить подобные требования было бы нелишним – предприниматели смогли бы планировать свою деятельность по покупке земельного участка.Помимо указанных, предостаточно и других нарушений процедуры конкурса.Например, в 2018 году в Павлодарской области земельный участок с целевым назначением под ведение крестьянского хозяйства был предоставлен лицу, которое не соответствовало необходимым квалификационным требованиям, при том что остальные участники полностью им соответствовали.Человеческий фактор Не менее проблемный вопрос – возврат в коммунальную собственность простаивающих без дела и неиспользуемых по назначению земельных участков. Обратил внимание на подобное положение дел сам Глава государства: в ходе встречи с сельчанами Северо-Казахстанской области Касым-Жомарт Токаев отметил, что всего по республике не используется около 16,5 млн га земли. За примерами далеко ходить не надо. Так, в Карасайском районе Алматинской области пытаются вернуть в казенную собственность сразу несколько земельных участков, находившихся в незаконном владении более 15 лет. С 2003 года эти наделы перепродавались несколько раз, и, несмотря на то что за махинации с ними еще в 2008 году был осужден начальник районного отдела земельных отношений, участки в собственность государства так и не были возвращены. Поэтому неудивительно, что даже в столице выявлены участки, по которым уже не раз было дано поручение разобраться на самом высоком уровне.Нередки случаи, когда один и тот же участок предоставляется сразу нескольким лицам, что неизбежно приводит к затяжным судебным процессам. К примеру, в Северо-Казахстанской области на земельном участке гражданина был построен многоквартирный дом по госпрограмме. Собственнику, который, само собой, с таким поворотом событий не согласился, до сих пор не возмещена стоимость земельного участка, не предоставлен равнозначный. Судебные разбирательства тянутся с 2017 года. Подобных примеров хватает и в других городах республики.Отельному тщательному анализу со стороны Антикоррупционной службы была подвергнута и организационно-управленческая деятельность местных исполнительных органов, где особую важность приобретают кадровые вопросы. И, как показал мониторинг, состояние дел по подбору кадров работников, ответственных за решение земельных вопросов, обстоит не лучшим образом.Так, в должности руководителя управления земельных отношений акимата Павлодарской области работает человек, в отношении которого по нереабилитирующим основаниям прекращено в свое время уголовное дело. А в Актобе должность руководителя отдела по земельному кадастру и недвижимости областного филиала госкорпорации «Правительство для граждан» занимает ранее судимый за коррупционное преступление человек. Кроме того, выявлены факты необоснованного премирования и снятия дисциплинарных взысканий в отношении работников подразделений земельных отношений. К примеру, в Экибастузе премией в 70 тыс. тенге отметили трудовые старания специалиста отдела земельных отношений при наличии у него неснятого дисциплинарного взыскания, что запрещено законодательством. В Акмолинской области тоже решили не тянуть резину: снятие дисциплинарного взыскания и премирование лица случилось в один день.В Шымкенте все еще проще: налагаемые на сотрудников взыскания снимаются через 10–20 дней после вынесения приказа. Само собой, что снятие взысканий в такие короткие сроки не оказывает какого-либо профилактического воздействия, а лишь вселяет в работников чувство безнаказанности.Как отметила Анар Жарова, агентство совместно с НПП «Атамекен» будет проводить постоянный мониторинг и дальнейшую работу по устранению выявленных коррупционных рисков.
10:00 Церемония открытия Олимпиады в Париже: парад лодок по Сене, ливень, огонь у Лувра и Селин Дион, поющая Эдит Пиаф
00:01 Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
01:00 «Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
20 июля 2024 г. 11:06 Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
4 июля 2024 г. 4:53 Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
19 июля 2024 г. 21:21 Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота