Под защитой культурного кода Статьи 22 августа 2017 г. 12:07 6775 Адина Нурберген Прочный исторический фундаментО случаях вторжения в жизнь какой-либо страны чуждой системы ценностей, разрушающей устоявшуюся культурную среду, в последние десятилетия мы слышим все чаще. Идеология становится инструментом давления и оружием, от которого гибнут, обращаются в руины и хаос ранее экономически развитые государства. Чтобы противостоять разрушительному внешнему влиянию, каждая страна ищет собственный способ выработать «национальный иммунитет». В Казахстане разработана стратегия, в которой, помимо всего прочего, ставка делается на осмысление истории страны и традиционных духовных ценностей казахского народа.– Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика, – отмечает Президент Нурсултан Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».В статье также подчеркивается, что сердцевиной любых экономических и политических реформ должна быть модернизация общественного сознания. И первое ее условие – сохранение своей культуры, собственного национального кода.Обращая внимание на то, что за годы независимости в Казахстане принят и реализован ряд крупных программ сохранения историко-культурного наследия, Глава государства дает поручение о запуске новых проектов в этой сфере. Так, например, проект «Туған жер» акцентирован на поднятии статуса регионов, отдаленных от центра аулов, мест со своей историей, зачастую незаслуженно забытой.«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. Поэтому я предлагаю программу, которая легко перейдет в более широкую установку – «Туған ел». Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов», – говорится в статье. Другой проект – «Сакральная география Казахстана» – предполагает объединение в единую систему информации обо всех древних святынях, расположенных на территории страны. И речь идет не просто о создании туристического альманаха, а о глубоком осмыслении значения этих исторических памятников. – Культурно-географический пояс святынь Казахстана – это и есть такая символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века. Это один из элементов каркаса национальной идентичности, – подчеркивает Президент.Поручения, данные в статье, стали «вторым дыханием» для казахстанской археологической и исторической науки, работа по возрождения и сохранению древней культуры Казахстана во всех смыслах «оживилась». В регионах активно идут научные исследования, появляются новые археологические находки, проводятся работы по их сохранению и изучению. Идет восстановление древних архитектурных памятников и популяризации их как туристических объектов. Возможно, кто-то скажет, что в нынешнем году Казахстан «увлекся историей». Однако на пути перемен очень важно сохранять равновесие, чтобы не допустить критических «перекосов», чтобы, углубляясь в историю, не застревать в седых древних стереотипах, не останавливаться в развитии.– Задача в том, чтобы понять два непреложных правила. Первое – никакая модернизация не может иметь место без сохранения национальной культуры. Второе – чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации, – отмечает Нурсултан Назарбаев в программной статье.С широко открытым сердцемВторой критически важный компонент модернизации сознания, тот самый противовес, необходимый для достижения баланса – умение принимать новое, открываться миру, не замыкаться в себе. В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится о том, как важно в меняющемся мире обладать гибким восприятием и быть готовым к новым обстоятельствам. «Любому казахстанцу, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. И среди безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость», – отмечается в документе. Между тем на эту особенность, изначально присущую казахскому народу, – открытость всему новому, которую необходимо сохранять и развивать, Президент и ранее неоднократно обращал внимание. «Казахская степь и казахские города были перекрестком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада. И так было всегда – от Бабуров до Бейбарса, от Ильтутмыша до Уалиханова», – пишет Нурсултан Назарбаев в своей книге «В потоке истории».Способность открываться, принимать и изучать все новое не раз отмечена историками и этнографами как особенность мировосприятия казахов. Когда исследователи искали истоки этого уникального исторического преимущества жителей Великой степи, выяснилось, что одна из первопричин, лежащих в основе открытости, толерантности и гостеприимства, – общение. С древних времен жизнь степных кочевников проходила в череде контактов с представителями практически всех рас и народов, населяющих планету. Караванные пути, соединяющие по сути полярные типы культур, создавали то, что в современном мире именуется уникальным контентом. Через казахские степи проходила информация такая по форме и наполнению, какую невозможно было встретить больше нигде в мире. Города на торговых путях говорили на десятках языков, играли яркими красками множества культур, традиций и мировоззрений. О характере жителей Великой степи упоминается во множестве научных трудов, в работах путешественников и исследователей из разных стран мира. И все эти упоминания объединяет одна идея, один вывод. В казахских домах, в обществе степняков всегда были искренне рады гостям, сердечно принимали нового человека, бережно относились к его пониманию мира, с неподдельным интересом вглядываясь в иную культуру и знакомясь с ней. На территории сегодняшнего Казахстана существовал с древних времен и продолжает действовать в наши дни уникальный очаг сплетения и взаимного обогащения культур, религий и мировоззрений. Согретый его теплом столетиями сформировался особенный казахстанский тип мировосприятия, и его характерные черты – стремление понять внутренний мир собеседника, вслушаться в ритм его мыслей и чувств. «Эта безусловная легкость, скорость и глубина восприятия чужих ценностей, понятий, иного миропонимания является ценной чертой казахского сознания. Особенно, если учитывать, что современный мир с его ускоряющейся динамикой требует как раз такого хорошо и быстро адаптирующегося сознания», – подчеркивает Президент в книге.Исследователи в своих работах неоднократно обращали внимание на то, что при своей открытости народы Великой степи всегда с уважением относились к традициям других этносов. Основоположник идеи евразийства, известный историк и востоковед Лев Гумилев давал такое определение, как «положительная комплементарность», отмечая, что в отношениях с другими народами представители единого евразийского суперэтноса, в который входил и казахский народ, принимали собеседника таким, какой он есть, не пытаясь «перестроить» его мировоззрение. В этой особенности кроется еще одна важная отличительная черта и сегодня характерная для казахстанской культуры – уважительное и бережное отношение к традициям, идеологиям и мировоззренческим ценностям всех этнических групп, проживающих на территории нашей страны. Именно благодаря этому в Казахстане не удастся реализовать принятую у деструктивных внешних сил политику «разделяй и властвуй», столкнуть разные народы, живущие на одной территории, используя национальные и культурные различия. Это умение беречь и уважать культуру другого стало основой уникальной казахстанской модели полиэтнического и поликонфессионального общества. В результате сегодня многие страны пытаются ответить на вопрос, как действовать в условиях, когда в мире наступает кризис мультикультурализма, и находят ответ в Казахстане. – Я считаю, что поликультурность, этническое и религиозное многообразие – это не вызов для общества, а огромное преимущество, – подчеркивал Президент Нурсултан Назарбаев, выступая на открытии IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. – В ХХI веке толерантность становится ключевым фактором развития и роста инновационной экономики. Нельзя не видеть того факта, что за последние 30 лет наибольшего успеха достигли те страны, которые отличаются этнокультурным разнообразием.Таким образом, три компонента – сохранение собственной уникальной культуры, открытость всему новому и уважение к ценностям других народов – формируют основы культурного кода казахстанской нации. В свою очередь, прочный каркас национальной идентичности, уравновешенный открытостью и принятием прогрессивных идей, становится надежной опорой для общества, живущего в эпоху глобальных трансформаций. «На новом разломе эпох у Казахстана есть уникальный исторический шанс через обновление и новые идеи самим построить свое лучшее будущее, – подчеркивает Нурсултан Назарбаев в программной статье. – В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».
27 июня 2025 г. 13:53 В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
23 июня 2025 г. 15:45 «Пасынки степи»: атырауский писатель рассказал о своей книге столичным читателям