Всемирно признанный эксперт в области медицинского образования, специалист по внутренним болезням является также консультантом проекта ВОЗ/ВФМО для формирования надежной Всемирной базы данных по аккредитованным медицинским институтам и их образовательным программам. В ходе семинара обсуждались вопросы истории развития PhD-программ в Европе, разработка стандартов для программ PhD, современное состояние постдипломного образования. Речь шла о разработке стратегии по улучшению качества программ постдипломного образования в Казахстане. Эти меры важны в контексте нынешнего Послания Главы государства народу страны, в котором Нурсултан Назарбаев сказал о необходимости планомерного и постепенного перехода ведущих университетов к академической и управленческой автономии.
Профессор Гордон, отвечая на вопросы корреспондента нашей газеты, отметил, что возглавляемая им ассоциация стремится к тому, чтобы обеспечить одинаковый уровень стандартов медицинского образования по всему миру. Во многих странах существует нехватка врачей. Поэтому ВОЗ предпринимает шаги для устранения этой ситуации. Кроме того, имеет место еще одна проблема. В некоторых государствах нередко открываются новые частные медицинские школы, предоставляющие образовательные услуги довольно низкого качества.
– Система аккредитации базового медицинского образования необходима для того, чтобы упорядочить стандарты и договоренности, по которым работают медицинские учебные заведения, – подчеркнул профессор. – Учебные планы должны соответствовать потребностям этой страны. К примеру, в Казахстане студенты должны понимать проблемы лечения болезней, которые распространены на вашей большой территории.
Профессор признал, что уровень медицинского образования в различных странах СНГ разительно отличается от мирового. В этом ряду Казахстан выделяется тем, что это одна из стран, ориентирующаяся на уровень мировых стандартов в медицинском образовании. Эксперт отметил, что хотя Казахстан – евразийская страна, при этом она очень ориентирована на Запад. И это признает Всемирная организация здравоохранения, относя Казахстан к европейскому региону.
– Думаю, что важно учиться всему лучшему у разных стран в разных частях света. Хотя мы являемся европейской страной, мы изучаем опыт предоставления медицинского образования и в азиатских странах, – подчеркнул собеседник.
Имея огромный опыт знакомства с медицинскими школами почти на всех континентах, он не стал отдавать предпочтение конкретной стране. По его словам, в некоторых маленьких странах Европы тренды медицинского образования могут быть несколько вышедшими из моды. Вместе с тем можно обнаружить, что в некоторых менее развитых странах мира существуют очень интересные и прогрессивные медицинские школы. Руководитель Всемирной федерации высоко оценил тот факт, что у будущих казахстанских врачей есть возможность обучаться в других странах мира и затем применять полученные знания в своем государстве.
Айгуль ТУРЫСБЕКОВА, Алматы