Преемственность идеи независимости

1015
Сатай Сыздыков, директор Центра «Изучение истории и культуры Евразии» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор

Начиная с эпохи Золотой Орды в образовании Казахского ханства и его борьбе с внешними врагами, а также в борьбе казахов за государственную независимость при Российской империи национальный девиз «Алаш мыңы» – «Алты Алаш» и идея «Алаш» стали ярким проявлением общетюркской идеи «Мәңгі ел» на протяжении пяти веков (ХV–ХХ вв.).

коллаж из архива «КП»

Союз племен «Алаш мыңы», возникнув после распада Золотой Орды, или Улуг Улуса, до образования Казахского ханства сформировался в качестве крупного этнополитического военного союза. По истечении времени «Алаш мыңы», трансформируясь и постепенно перейдя с этнических позиций на идею близкого к себе по родственным отношениям родо-племенного объединения «Алты Алаш», вышел на историческую арену. Данный процесс оказал прямое влияние на формирование фундамента Казахского ханства и казахской народности. Идея «Алаш» превратилась в духовную силу, объединившую казахский народ на борьбу против царской колонизаторской политики на пути создания своего независимого государства. Машхур Жусуп Копейулы дал следующее знаменитое определение данному эволюционному процессу: «Мы разве вчера не были детьми казахов трех жузов, когда алаш (народ) был Алашем, Алаша был нашим ханом, жили в деревянном доме, провозглашая призыв (клич) «Алаш». Известный этнограф Ж. Артыкбаев с точки зрения идеи народности дает «Алаш» следующую характерис­тику: «Понятие «Алаш» в качест­ве государственной идеологии начало полноценно функционировать в середине ХVІ века, когда Казахское ханство подняло свое знамя независимос­ти. Для того чтобы стать страной, нужны своя идейная программа и свой фундамент. В этих целях в состав казахского народа в качестве близких братьев вошли различные роды и племена, образуя единое сообщество по родственным связям. В знак этого решения в Улытау в эпоху первых правителей Казахского ханства был воздвигнут мавзолей в честь Алаша-хана».

В начале XX века название «Алаш» было принято в качестве идеи, объединяющей деятелей Алаш Орды. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?», опубликованной в газете «Қазақ», пишет следующее: «Мы, провозглашавшие боевой клич (призыв) «Алаш», собравшись, намеревались создать национальную автономию. Относительно девиза (призыва) партии, для его определения мы ничего лучше не найдем, чем призыв «Алаш», провозглашенный нашими далекими предками. Потомки Алаша, если даже не на этот раз, то уже в ближайшем будущем, взяв власть в руки, создадут свое отдельное государство». Одной из разновидностей древнетюркской идеи «Мәңгі ел» в период основания своей государственности Казахским ханством была идея казахского поэта-философа Асана Кайгы «Жерұйық» («Земля обетованная»). Для создания любого государства нужна территория, где должно проживать его население. При становлении государственности Казахского ханства данное обстоятельство тоже было актуальным. К тому же казахам, в большинстве своем являвшимся кочевым народом, нужны были земли, пригодные для пастбищ, – с хорошим травостоем и водопоем, другими условиями, необходимыми для жизнеобеспечения.

В свое время у древних тюрков верование в «священные Землю-Воду» тоже было связано с перечисленными потребностями. Идея Асана Кайгы была основана на соответствующей социальной политике и стратегии, направленных на заселение казахов в удобную для них во всех отношениях местность с целью обеспечения безбедной жизни. По преданию, Асан Кайгы, путешествуя на своей верблюдице, определил бескрайние прос­торы и, можно сказать, будущие границы казахского государства. Определяя границы своего государства по удобным рельефам (по побережьям рек и озер, прекрасным лесным и горным массивам), придумывая названия населенным пунктам, создавая своеобразную топонимику, Асан Кайгы выдвинул идею «Жерұйық – Земли обетованной».

Идея «Жерұйық» Асана Кайгы и идея «Мәңгі ел» близки по свое­му содержанию, хотя их названия разные, – мы должны с этим согласиться. Места происхождения и столицы (орды) Тюркского каганата, и империи Чингисхана – «Ергене кон», «Отүкен койнауы», а также идея, возникшая при формировании Казахского ханства, – «Жерұйық» являются взаимно преемственными, они тождественны в совокупности с идеей Великой степи. Содержащийся в историчес­кой легенде Асана Кайгы идеал «Жерұйық», наподобие идейного мировоззрения творивших до него великих аль-Фараби и Жусупа Баласагуна, сложился скорее на основе тюркского мировоззрения, а не исламского. В результате главная особенность идеи «Жерұйық» заключается в том, что, оставаясь идентичной концепции «Ұлы дала», она воплощается в идею создания государственности у казахов – Казахского ханства.

«Алаш» была идеей как партии «Алаш», так и правительства Алаш Орды. Стержень этой идеи заключался в создании независимого национального государства. При этом имелось в виду, что государство – это не только народ, сформировавшийся благодаря приобретению свободы, но и территория, основанная на обетованной земле предков. Государство и земля – это понятия, неразрывно связанные между собой, как «близнецы-братья». Понятия «Жерұйық» и «Алаш» тоже являются «близнецами», взаимно дополняющими друг друга. Значит, лишь при наличии земли и свободы казахский народ может сохранить состояние Вечной страны. Марта Олкотт, известный американский исследователь казахской истории, сказала: «Им было нелегко владеть такой огромной землей. Вот почему идея, что мы дети одного Алаша, была отличной идеей. Потому что эта идея объединила казахов». Понятие «Алаш», являясь синонимом слова «казах», определяет этническое название народа, одновременно символизируя политическое движение, национальную идею. Данная идея появилась не сразу, не одномоментно, не в течение одной эпохи. Она формировалась постепенно, на протяжении нескольких эпох. У древних тюрков она сложилась на основе мировоззрения «Тенгри», «Священные Земля-Вода» в качестве идеала вечности, в Золотой Орде – «Ұлық ұлыс», при Казахском ханстве – как идеи «Жерұйық» и «Алты Алаш».

В конечном счете в начале ХХ века по мере развития казахского общест­ва она, достигнув своего апогея, в целях создания национального государства казахов превратилась в идею «Алаш», проявив себя как непрерывно и ритмично развивающийся процесс. Поэтому, если первоначально главная цель «Алаш» заключалась в приобретении независимости и создании национального государства, то сегодня она становится субстанцией общенациональной идеи, являющейся гарантом цивилизованного развития общества и государства в условиях современной глобализации.

Популярное

Все
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Кобей Хусаинов: личность, гражданин, ученый
А ты оплатил налог на транспорт?
Конкурс «Қазағымның дәстүрлері-ай» состоялся в Астане
Фестиваль «Играем Баха» прошел в Шымкенте
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Специализированный экономический суд постановил вернуть водоканал в госсобственность
Уметь действовать в сложных ситуациях
Безупречная репутация, профессионализм и патриотизм
Близ Конаева вырастет сосновый бор
Запрещенный Telegram-канал выявили прокуроры
Зернопереработка-KZ: взлет, проблемы и перспективы
«Сердце» ГЭС покоя не знает
Подготовка к военному параду
Отключение будет поэтапным
Токаев выразил соболезнования премьеру Мьянмы в связи с гибелью граждан в результате землетрясения
Барьеры на пути контрабанды
Экобюро лоббирует «зеленые» проекты
История с тремя карагачами
Раз должок, два должок
В Атырау растет интерес к национальным видам спорта
Китай обсуждает с ЕС отправку миротворцев в Украину
В честь 180-летия Абая на родине поэта состоялась церемония тұсаукесер для 180 детей
День сближения сердец
Умер казахстанский миллиардер Александр Машкевич
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Кипит казан в школьном дворе
«Цифровое общество» защитит персональные данные
В Турции ширятся протесты против задержания мэра Стамбула
Пожар произошел в пассажирском поезде на участке Астана – Караганда
Капсула под строительство визит-центра и хаба креативных индустрий заложена в Зеренде
Макгрегор вновь заявил о планах стать президентом Ирландии
В этом году каждый землянин съест в среднем более 7 кг макаронных изделий
Умер экс-полковник КГБ Олег Гордиевский, бежавший на Запад
Казахстанцев просят воздержаться от участия в митингах в Стамбуле
Кокшетау: шествие женщин в кимешеках вошло в Книгу рекордов Казахстана
О ситуации на водохранилищах страны сообщили в отраслевом ведомстве
Час земли: почти 50 объектов отключили подсветку в Астане
Солнечный Алматы: синтез традиций и современности
Токаев поздравил нового президента МОК
Актау: Перспективы развития и превращение в крупный туристический центр Казахстана
Овечкин вплотную приблизился к «вечному» рекорду Гретцки
В МСХ – новое назначение
Новая услуга появилась в мобильном приложении eGov Mobile
Закон и порядок должны быть аксиомой жизни
Цех с суррогатным алкоголем выявили в Костанайской области
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Казахстанцы всё чаще жалуются на китайский автопром
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Молодые ученые на особом счету
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства
Трамп анонсировал введение пошлин на автомобили и товары из ЕС
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
В Астане наградили самых законопослушных водителей
Главу Центра судебных экспертиз арестовали по подозрению в хищении 2 млрд тенге
Госсекретарь США потребовал извинений от Зеленского
Переговоры США и Украины провалились

Читайте также

Конструктивное взаимодействие – залог успешного развития ст…
На повестке дня – поддержка инноваций
Тенденции образования будущего
Легпром легок на подъем

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]