Преемственность идеи независимости

1300
Сатай Сыздыков, директор Центра «Изучение истории и культуры Евразии» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор

Начиная с эпохи Золотой Орды в образовании Казахского ханства и его борьбе с внешними врагами, а также в борьбе казахов за государственную независимость при Российской империи национальный девиз «Алаш мыңы» – «Алты Алаш» и идея «Алаш» стали ярким проявлением общетюркской идеи «Мәңгі ел» на протяжении пяти веков (ХV–ХХ вв.).

коллаж из архива «КП»

Союз племен «Алаш мыңы», возникнув после распада Золотой Орды, или Улуг Улуса, до образования Казахского ханства сформировался в качестве крупного этнополитического военного союза. По истечении времени «Алаш мыңы», трансформируясь и постепенно перейдя с этнических позиций на идею близкого к себе по родственным отношениям родо-племенного объединения «Алты Алаш», вышел на историческую арену. Данный процесс оказал прямое влияние на формирование фундамента Казахского ханства и казахской народности. Идея «Алаш» превратилась в духовную силу, объединившую казахский народ на борьбу против царской колонизаторской политики на пути создания своего независимого государства. Машхур Жусуп Копейулы дал следующее знаменитое определение данному эволюционному процессу: «Мы разве вчера не были детьми казахов трех жузов, когда алаш (народ) был Алашем, Алаша был нашим ханом, жили в деревянном доме, провозглашая призыв (клич) «Алаш». Известный этнограф Ж. Артыкбаев с точки зрения идеи народности дает «Алаш» следующую характерис­тику: «Понятие «Алаш» в качест­ве государственной идеологии начало полноценно функционировать в середине ХVІ века, когда Казахское ханство подняло свое знамя независимос­ти. Для того чтобы стать страной, нужны своя идейная программа и свой фундамент. В этих целях в состав казахского народа в качестве близких братьев вошли различные роды и племена, образуя единое сообщество по родственным связям. В знак этого решения в Улытау в эпоху первых правителей Казахского ханства был воздвигнут мавзолей в честь Алаша-хана».

В начале XX века название «Алаш» было принято в качестве идеи, объединяющей деятелей Алаш Орды. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?», опубликованной в газете «Қазақ», пишет следующее: «Мы, провозглашавшие боевой клич (призыв) «Алаш», собравшись, намеревались создать национальную автономию. Относительно девиза (призыва) партии, для его определения мы ничего лучше не найдем, чем призыв «Алаш», провозглашенный нашими далекими предками. Потомки Алаша, если даже не на этот раз, то уже в ближайшем будущем, взяв власть в руки, создадут свое отдельное государство». Одной из разновидностей древнетюркской идеи «Мәңгі ел» в период основания своей государственности Казахским ханством была идея казахского поэта-философа Асана Кайгы «Жерұйық» («Земля обетованная»). Для создания любого государства нужна территория, где должно проживать его население. При становлении государственности Казахского ханства данное обстоятельство тоже было актуальным. К тому же казахам, в большинстве своем являвшимся кочевым народом, нужны были земли, пригодные для пастбищ, – с хорошим травостоем и водопоем, другими условиями, необходимыми для жизнеобеспечения.

В свое время у древних тюрков верование в «священные Землю-Воду» тоже было связано с перечисленными потребностями. Идея Асана Кайгы была основана на соответствующей социальной политике и стратегии, направленных на заселение казахов в удобную для них во всех отношениях местность с целью обеспечения безбедной жизни. По преданию, Асан Кайгы, путешествуя на своей верблюдице, определил бескрайние прос­торы и, можно сказать, будущие границы казахского государства. Определяя границы своего государства по удобным рельефам (по побережьям рек и озер, прекрасным лесным и горным массивам), придумывая названия населенным пунктам, создавая своеобразную топонимику, Асан Кайгы выдвинул идею «Жерұйық – Земли обетованной».

Идея «Жерұйық» Асана Кайгы и идея «Мәңгі ел» близки по свое­му содержанию, хотя их названия разные, – мы должны с этим согласиться. Места происхождения и столицы (орды) Тюркского каганата, и империи Чингисхана – «Ергене кон», «Отүкен койнауы», а также идея, возникшая при формировании Казахского ханства, – «Жерұйық» являются взаимно преемственными, они тождественны в совокупности с идеей Великой степи. Содержащийся в историчес­кой легенде Асана Кайгы идеал «Жерұйық», наподобие идейного мировоззрения творивших до него великих аль-Фараби и Жусупа Баласагуна, сложился скорее на основе тюркского мировоззрения, а не исламского. В результате главная особенность идеи «Жерұйық» заключается в том, что, оставаясь идентичной концепции «Ұлы дала», она воплощается в идею создания государственности у казахов – Казахского ханства.

«Алаш» была идеей как партии «Алаш», так и правительства Алаш Орды. Стержень этой идеи заключался в создании независимого национального государства. При этом имелось в виду, что государство – это не только народ, сформировавшийся благодаря приобретению свободы, но и территория, основанная на обетованной земле предков. Государство и земля – это понятия, неразрывно связанные между собой, как «близнецы-братья». Понятия «Жерұйық» и «Алаш» тоже являются «близнецами», взаимно дополняющими друг друга. Значит, лишь при наличии земли и свободы казахский народ может сохранить состояние Вечной страны. Марта Олкотт, известный американский исследователь казахской истории, сказала: «Им было нелегко владеть такой огромной землей. Вот почему идея, что мы дети одного Алаша, была отличной идеей. Потому что эта идея объединила казахов». Понятие «Алаш», являясь синонимом слова «казах», определяет этническое название народа, одновременно символизируя политическое движение, национальную идею. Данная идея появилась не сразу, не одномоментно, не в течение одной эпохи. Она формировалась постепенно, на протяжении нескольких эпох. У древних тюрков она сложилась на основе мировоззрения «Тенгри», «Священные Земля-Вода» в качестве идеала вечности, в Золотой Орде – «Ұлық ұлыс», при Казахском ханстве – как идеи «Жерұйық» и «Алты Алаш».

В конечном счете в начале ХХ века по мере развития казахского общест­ва она, достигнув своего апогея, в целях создания национального государства казахов превратилась в идею «Алаш», проявив себя как непрерывно и ритмично развивающийся процесс. Поэтому, если первоначально главная цель «Алаш» заключалась в приобретении независимости и создании национального государства, то сегодня она становится субстанцией общенациональной идеи, являющейся гарантом цивилизованного развития общества и государства в условиях современной глобализации.

Популярное

Все
Елена Рыбакина триумфально выиграла Итоговый турнир WTA
Президент наградил Елену Рыбакину орденом "Барыс" III степени
Более 1200 единиц спецтехники убирали снег минувшей ночью в Астане
В области Абай прошел международный хакатон "Безграничные возможности"
Казахстан достиг 95,7% соответствия стандартам ИКАО в области авиационной безопасности
Казахстан первенствовал в общекомандном зачёте на ЧМ по джиу-джитсу
Пострадавший от обрушения облицовки дома в Астане фельдшер находится в крайне тяжелом состоянии
Временный президент Сирии прибыл в США с официальным визитом
Почему Рыбакина отказалась от фото с главой WTA
В СКО ограничено движение транспорта
МВД раскрыло убийство 2016 года благодаря ДНК-технологиям
Акмолинская область расширяет спортивную инфраструктуру
В Приаралье с начала года высажено более 255 тыс. саженцев деревьев
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Казахстан может стать лидером на рынке критически важных минералов
Пленные из КНДР в Киеве просят передать их Южной Корее
Руководство коммунального предприятия Усть-Каменогорска подозревают в крупном хищении – АФМ
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
Итоги республиканской акции «Народный юрист» подвели в Казахстане
«Кайрат» и «Семей» пробились в плей-офф
Сотрудников ДЧС осудили за халатность во время землетрясения в Алматы
Хореографическая поэма «Нургиса» прошла с аншлагом в Астане
Рост ВВП Казахстана за год достиг 6,3%
Определился состав финалистов
Казахстанские школьники стали четырехкратными чемпионами мира по робототехнике
Здесь качество – не лозунг, а система
ФК« Актобе» перейдет в частную собственность
Большой Египетский музей: все сокровища Тутанхамона выставлены на всеобщее обозрение
Двое напали с ножом на пассажиров поезда в Британии
Казахстан и Беларусь расширяют сотрудничество в сфере библиотечного дела
52 млрд тенге направили на развитие дорожной инфраструктуры в области Жетiсу
В Зайсанском районе построят водохранилище
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
Зампред КНБ отправлен в отставку
За пловом и природой – в Таджикистан
В Таразе продолжается обновление парка городских автобусов
«Жассарбаз»: прикоснуться к небу
В Астане состоялся показ фильма «Капитан Байтасов»
В ВКО выявили незаконную работу асфальто-бетонного завода
Зафиксирован рекордный урожай
Сильная духом и мастерством
Кызылорда с размахом отмечает свой день рождения
В Турции отменили статус «иностранцев» для тюркских народов

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]