Преемственность идеи независимости

854
Сатай Сыздыков, директор Центра «Изучение истории и культуры Евразии» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор

Начиная с эпохи Золотой Орды в образовании Казахского ханства и его борьбе с внешними врагами, а также в борьбе казахов за государственную независимость при Российской империи национальный девиз «Алаш мыңы» – «Алты Алаш» и идея «Алаш» стали ярким проявлением общетюркской идеи «Мәңгі ел» на протяжении пяти веков (ХV–ХХ вв.).

коллаж из архива «КП»

Союз племен «Алаш мыңы», возникнув после распада Золотой Орды, или Улуг Улуса, до образования Казахского ханства сформировался в качестве крупного этнополитического военного союза. По истечении времени «Алаш мыңы», трансформируясь и постепенно перейдя с этнических позиций на идею близкого к себе по родственным отношениям родо-племенного объединения «Алты Алаш», вышел на историческую арену. Данный процесс оказал прямое влияние на формирование фундамента Казахского ханства и казахской народности. Идея «Алаш» превратилась в духовную силу, объединившую казахский народ на борьбу против царской колонизаторской политики на пути создания своего независимого государства. Машхур Жусуп Копейулы дал следующее знаменитое определение данному эволюционному процессу: «Мы разве вчера не были детьми казахов трех жузов, когда алаш (народ) был Алашем, Алаша был нашим ханом, жили в деревянном доме, провозглашая призыв (клич) «Алаш». Известный этнограф Ж. Артыкбаев с точки зрения идеи народности дает «Алаш» следующую характерис­тику: «Понятие «Алаш» в качест­ве государственной идеологии начало полноценно функционировать в середине ХVІ века, когда Казахское ханство подняло свое знамя независимос­ти. Для того чтобы стать страной, нужны своя идейная программа и свой фундамент. В этих целях в состав казахского народа в качестве близких братьев вошли различные роды и племена, образуя единое сообщество по родственным связям. В знак этого решения в Улытау в эпоху первых правителей Казахского ханства был воздвигнут мавзолей в честь Алаша-хана».

В начале XX века название «Алаш» было принято в качестве идеи, объединяющей деятелей Алаш Орды. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?», опубликованной в газете «Қазақ», пишет следующее: «Мы, провозглашавшие боевой клич (призыв) «Алаш», собравшись, намеревались создать национальную автономию. Относительно девиза (призыва) партии, для его определения мы ничего лучше не найдем, чем призыв «Алаш», провозглашенный нашими далекими предками. Потомки Алаша, если даже не на этот раз, то уже в ближайшем будущем, взяв власть в руки, создадут свое отдельное государство». Одной из разновидностей древнетюркской идеи «Мәңгі ел» в период основания своей государственности Казахским ханством была идея казахского поэта-философа Асана Кайгы «Жерұйық» («Земля обетованная»). Для создания любого государства нужна территория, где должно проживать его население. При становлении государственности Казахского ханства данное обстоятельство тоже было актуальным. К тому же казахам, в большинстве своем являвшимся кочевым народом, нужны были земли, пригодные для пастбищ, – с хорошим травостоем и водопоем, другими условиями, необходимыми для жизнеобеспечения.

В свое время у древних тюрков верование в «священные Землю-Воду» тоже было связано с перечисленными потребностями. Идея Асана Кайгы была основана на соответствующей социальной политике и стратегии, направленных на заселение казахов в удобную для них во всех отношениях местность с целью обеспечения безбедной жизни. По преданию, Асан Кайгы, путешествуя на своей верблюдице, определил бескрайние прос­торы и, можно сказать, будущие границы казахского государства. Определяя границы своего государства по удобным рельефам (по побережьям рек и озер, прекрасным лесным и горным массивам), придумывая названия населенным пунктам, создавая своеобразную топонимику, Асан Кайгы выдвинул идею «Жерұйық – Земли обетованной».

Идея «Жерұйық» Асана Кайгы и идея «Мәңгі ел» близки по свое­му содержанию, хотя их названия разные, – мы должны с этим согласиться. Места происхождения и столицы (орды) Тюркского каганата, и империи Чингисхана – «Ергене кон», «Отүкен койнауы», а также идея, возникшая при формировании Казахского ханства, – «Жерұйық» являются взаимно преемственными, они тождественны в совокупности с идеей Великой степи. Содержащийся в историчес­кой легенде Асана Кайгы идеал «Жерұйық», наподобие идейного мировоззрения творивших до него великих аль-Фараби и Жусупа Баласагуна, сложился скорее на основе тюркского мировоззрения, а не исламского. В результате главная особенность идеи «Жерұйық» заключается в том, что, оставаясь идентичной концепции «Ұлы дала», она воплощается в идею создания государственности у казахов – Казахского ханства.

«Алаш» была идеей как партии «Алаш», так и правительства Алаш Орды. Стержень этой идеи заключался в создании независимого национального государства. При этом имелось в виду, что государство – это не только народ, сформировавшийся благодаря приобретению свободы, но и территория, основанная на обетованной земле предков. Государство и земля – это понятия, неразрывно связанные между собой, как «близнецы-братья». Понятия «Жерұйық» и «Алаш» тоже являются «близнецами», взаимно дополняющими друг друга. Значит, лишь при наличии земли и свободы казахский народ может сохранить состояние Вечной страны. Марта Олкотт, известный американский исследователь казахской истории, сказала: «Им было нелегко владеть такой огромной землей. Вот почему идея, что мы дети одного Алаша, была отличной идеей. Потому что эта идея объединила казахов». Понятие «Алаш», являясь синонимом слова «казах», определяет этническое название народа, одновременно символизируя политическое движение, национальную идею. Данная идея появилась не сразу, не одномоментно, не в течение одной эпохи. Она формировалась постепенно, на протяжении нескольких эпох. У древних тюрков она сложилась на основе мировоззрения «Тенгри», «Священные Земля-Вода» в качестве идеала вечности, в Золотой Орде – «Ұлық ұлыс», при Казахском ханстве – как идеи «Жерұйық» и «Алты Алаш».

В конечном счете в начале ХХ века по мере развития казахского общест­ва она, достигнув своего апогея, в целях создания национального государства казахов превратилась в идею «Алаш», проявив себя как непрерывно и ритмично развивающийся процесс. Поэтому, если первоначально главная цель «Алаш» заключалась в приобретении независимости и создании национального государства, то сегодня она становится субстанцией общенациональной идеи, являющейся гарантом цивилизованного развития общества и государства в условиях современной глобализации.

Популярное

Все
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
В Астане почтили память легендарного Бауыржана Момышулы
Учиться учитывать принципы гендерного равенства
У меня зазвонил телефон...
Чем будут кормить в школьных столовых?
Застраховать риски
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
С чего начинается «Родина»
Педагогов-ассистентов учат современным методикам работы с особенными детьми
Новейшие технологии как фактор высокого качества
Сила и ловкость в пожарном кроссфите
В шестой раз прошел театральный фестиваль «Алматинская осень»
Почувствуй себя флористом!
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Современная геополитика – это история о связях и сотрудничестве
Особое внимание – редкоземельным
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Чувство – главное оружие поэта
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
Успешные педагоги вдохновляют на успех
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Копить на знания
Особое внимание – редкоземельным
Современная геополитика – это история о связях и сотрудниче…
Новейшие технологии как фактор высокого качества

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]