Преемственность идеи независимости

1124
Сатай Сыздыков, директор Центра «Изучение истории и культуры Евразии» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор

Начиная с эпохи Золотой Орды в образовании Казахского ханства и его борьбе с внешними врагами, а также в борьбе казахов за государственную независимость при Российской империи национальный девиз «Алаш мыңы» – «Алты Алаш» и идея «Алаш» стали ярким проявлением общетюркской идеи «Мәңгі ел» на протяжении пяти веков (ХV–ХХ вв.).

коллаж из архива «КП»

Союз племен «Алаш мыңы», возникнув после распада Золотой Орды, или Улуг Улуса, до образования Казахского ханства сформировался в качестве крупного этнополитического военного союза. По истечении времени «Алаш мыңы», трансформируясь и постепенно перейдя с этнических позиций на идею близкого к себе по родственным отношениям родо-племенного объединения «Алты Алаш», вышел на историческую арену. Данный процесс оказал прямое влияние на формирование фундамента Казахского ханства и казахской народности. Идея «Алаш» превратилась в духовную силу, объединившую казахский народ на борьбу против царской колонизаторской политики на пути создания своего независимого государства. Машхур Жусуп Копейулы дал следующее знаменитое определение данному эволюционному процессу: «Мы разве вчера не были детьми казахов трех жузов, когда алаш (народ) был Алашем, Алаша был нашим ханом, жили в деревянном доме, провозглашая призыв (клич) «Алаш». Известный этнограф Ж. Артыкбаев с точки зрения идеи народности дает «Алаш» следующую характерис­тику: «Понятие «Алаш» в качест­ве государственной идеологии начало полноценно функционировать в середине ХVІ века, когда Казахское ханство подняло свое знамя независимос­ти. Для того чтобы стать страной, нужны своя идейная программа и свой фундамент. В этих целях в состав казахского народа в качестве близких братьев вошли различные роды и племена, образуя единое сообщество по родственным связям. В знак этого решения в Улытау в эпоху первых правителей Казахского ханства был воздвигнут мавзолей в честь Алаша-хана».

В начале XX века название «Алаш» было принято в качестве идеи, объединяющей деятелей Алаш Орды. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?», опубликованной в газете «Қазақ», пишет следующее: «Мы, провозглашавшие боевой клич (призыв) «Алаш», собравшись, намеревались создать национальную автономию. Относительно девиза (призыва) партии, для его определения мы ничего лучше не найдем, чем призыв «Алаш», провозглашенный нашими далекими предками. Потомки Алаша, если даже не на этот раз, то уже в ближайшем будущем, взяв власть в руки, создадут свое отдельное государство». Одной из разновидностей древнетюркской идеи «Мәңгі ел» в период основания своей государственности Казахским ханством была идея казахского поэта-философа Асана Кайгы «Жерұйық» («Земля обетованная»). Для создания любого государства нужна территория, где должно проживать его население. При становлении государственности Казахского ханства данное обстоятельство тоже было актуальным. К тому же казахам, в большинстве своем являвшимся кочевым народом, нужны были земли, пригодные для пастбищ, – с хорошим травостоем и водопоем, другими условиями, необходимыми для жизнеобеспечения.

В свое время у древних тюрков верование в «священные Землю-Воду» тоже было связано с перечисленными потребностями. Идея Асана Кайгы была основана на соответствующей социальной политике и стратегии, направленных на заселение казахов в удобную для них во всех отношениях местность с целью обеспечения безбедной жизни. По преданию, Асан Кайгы, путешествуя на своей верблюдице, определил бескрайние прос­торы и, можно сказать, будущие границы казахского государства. Определяя границы своего государства по удобным рельефам (по побережьям рек и озер, прекрасным лесным и горным массивам), придумывая названия населенным пунктам, создавая своеобразную топонимику, Асан Кайгы выдвинул идею «Жерұйық – Земли обетованной».

Идея «Жерұйық» Асана Кайгы и идея «Мәңгі ел» близки по свое­му содержанию, хотя их названия разные, – мы должны с этим согласиться. Места происхождения и столицы (орды) Тюркского каганата, и империи Чингисхана – «Ергене кон», «Отүкен койнауы», а также идея, возникшая при формировании Казахского ханства, – «Жерұйық» являются взаимно преемственными, они тождественны в совокупности с идеей Великой степи. Содержащийся в историчес­кой легенде Асана Кайгы идеал «Жерұйық», наподобие идейного мировоззрения творивших до него великих аль-Фараби и Жусупа Баласагуна, сложился скорее на основе тюркского мировоззрения, а не исламского. В результате главная особенность идеи «Жерұйық» заключается в том, что, оставаясь идентичной концепции «Ұлы дала», она воплощается в идею создания государственности у казахов – Казахского ханства.

«Алаш» была идеей как партии «Алаш», так и правительства Алаш Орды. Стержень этой идеи заключался в создании независимого национального государства. При этом имелось в виду, что государство – это не только народ, сформировавшийся благодаря приобретению свободы, но и территория, основанная на обетованной земле предков. Государство и земля – это понятия, неразрывно связанные между собой, как «близнецы-братья». Понятия «Жерұйық» и «Алаш» тоже являются «близнецами», взаимно дополняющими друг друга. Значит, лишь при наличии земли и свободы казахский народ может сохранить состояние Вечной страны. Марта Олкотт, известный американский исследователь казахской истории, сказала: «Им было нелегко владеть такой огромной землей. Вот почему идея, что мы дети одного Алаша, была отличной идеей. Потому что эта идея объединила казахов». Понятие «Алаш», являясь синонимом слова «казах», определяет этническое название народа, одновременно символизируя политическое движение, национальную идею. Данная идея появилась не сразу, не одномоментно, не в течение одной эпохи. Она формировалась постепенно, на протяжении нескольких эпох. У древних тюрков она сложилась на основе мировоззрения «Тенгри», «Священные Земля-Вода» в качестве идеала вечности, в Золотой Орде – «Ұлық ұлыс», при Казахском ханстве – как идеи «Жерұйық» и «Алты Алаш».

В конечном счете в начале ХХ века по мере развития казахского общест­ва она, достигнув своего апогея, в целях создания национального государства казахов превратилась в идею «Алаш», проявив себя как непрерывно и ритмично развивающийся процесс. Поэтому, если первоначально главная цель «Алаш» заключалась в приобретении независимости и создании национального государства, то сегодня она становится субстанцией общенациональной идеи, являющейся гарантом цивилизованного развития общества и государства в условиях современной глобализации.

Популярное

Все
Между уголовным и административным правом
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».
Угольщиков обяжут участвовать в углехимических проектах
Прикоснуться к космосу… на земле
ЦА и Китай выводят сотрудничество на новый уровень
Ашимбаев в авторской статье рассказал об ответе Токаева на кризис идентичности в 21 веке
Рынок попал под ковш экскаватора
Опора единства и преемственности
Пресечена деятельность ряда финансовых пирамид в Алматинской области
Село – опора устойчивого развития и продовольственной безопасности
Концепт "Смарт-нации" станет основой "казахского ренессанса" – Спикер Сената о "Модели Токаева"
Консолидация и институциональное лидерство
Состоялся форум «Рабочие профессии: вызовы и пути развития»
Тот самый вкус детства
Начат экспорт пшеницы во Вьетнам
Взаимодействие без условий
Точкой роста национального возрождения станет креативная индустрия – Маулен Ашимбаев о "Модели Токаева"
Учителя повышают квалификацию за рубежом
Трансформатор не вынесет двоих…
В поисках приюта для пожилых людей
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Под сенью Вечно Синего Неба
ИИ управляет природными рисками
Токаев провел встречу со спикерами парламентов стран – участниц ТюркПА
Госаудит выявил нарушения на всех этапах процесса обеспечения лекарствами
Атомная энергетика: реалии и перспективы
Выступление у озера Копа
Международная летняя онлайн-школа стартовала в Шымкенте
Президент Казахстана выразил соболезнование Премьеру Индии
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
В Актобе празднуют 100-летие Алии Молдагуловой
Евразийский фонд стабилизации и развития отказывается от доллара и евро
Возобновляется пожарный контроль при вводе в эксплуатацию объектов высотой более 28 метров
Зов предков: башкирская группа Ay Yola выпустила новый клип
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Здесь будут растить казахстанских Пеле
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Цифровая трансформация транспорта – путь к экономическому росту
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве

Читайте также

Финансовый ликбез для молодежи
Финансовая безопасность — в приоритете
Я стану полицейским!
Территория добра и вдохновения

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]