Преемственность идеи независимости

865
Сатай Сыздыков, директор Центра «Изучение истории и культуры Евразии» ЕНУ им. Л. Н. Гумилева, доктор исторических наук, профессор

Начиная с эпохи Золотой Орды в образовании Казахского ханства и его борьбе с внешними врагами, а также в борьбе казахов за государственную независимость при Российской империи национальный девиз «Алаш мыңы» – «Алты Алаш» и идея «Алаш» стали ярким проявлением общетюркской идеи «Мәңгі ел» на протяжении пяти веков (ХV–ХХ вв.).

коллаж из архива «КП»

Союз племен «Алаш мыңы», возникнув после распада Золотой Орды, или Улуг Улуса, до образования Казахского ханства сформировался в качестве крупного этнополитического военного союза. По истечении времени «Алаш мыңы», трансформируясь и постепенно перейдя с этнических позиций на идею близкого к себе по родственным отношениям родо-племенного объединения «Алты Алаш», вышел на историческую арену. Данный процесс оказал прямое влияние на формирование фундамента Казахского ханства и казахской народности. Идея «Алаш» превратилась в духовную силу, объединившую казахский народ на борьбу против царской колонизаторской политики на пути создания своего независимого государства. Машхур Жусуп Копейулы дал следующее знаменитое определение данному эволюционному процессу: «Мы разве вчера не были детьми казахов трех жузов, когда алаш (народ) был Алашем, Алаша был нашим ханом, жили в деревянном доме, провозглашая призыв (клич) «Алаш». Известный этнограф Ж. Артыкбаев с точки зрения идеи народности дает «Алаш» следующую характерис­тику: «Понятие «Алаш» в качест­ве государственной идеологии начало полноценно функционировать в середине ХVІ века, когда Казахское ханство подняло свое знамя независимос­ти. Для того чтобы стать страной, нужны своя идейная программа и свой фундамент. В этих целях в состав казахского народа в качестве близких братьев вошли различные роды и племена, образуя единое сообщество по родственным связям. В знак этого решения в Улытау в эпоху первых правителей Казахского ханства был воздвигнут мавзолей в честь Алаша-хана».

В начале XX века название «Алаш» было принято в качестве идеи, объединяющей деятелей Алаш Орды. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейхан в своей статье «Почему я вышел из партии кадетов?», опубликованной в газете «Қазақ», пишет следующее: «Мы, провозглашавшие боевой клич (призыв) «Алаш», собравшись, намеревались создать национальную автономию. Относительно девиза (призыва) партии, для его определения мы ничего лучше не найдем, чем призыв «Алаш», провозглашенный нашими далекими предками. Потомки Алаша, если даже не на этот раз, то уже в ближайшем будущем, взяв власть в руки, создадут свое отдельное государство». Одной из разновидностей древнетюркской идеи «Мәңгі ел» в период основания своей государственности Казахским ханством была идея казахского поэта-философа Асана Кайгы «Жерұйық» («Земля обетованная»). Для создания любого государства нужна территория, где должно проживать его население. При становлении государственности Казахского ханства данное обстоятельство тоже было актуальным. К тому же казахам, в большинстве своем являвшимся кочевым народом, нужны были земли, пригодные для пастбищ, – с хорошим травостоем и водопоем, другими условиями, необходимыми для жизнеобеспечения.

В свое время у древних тюрков верование в «священные Землю-Воду» тоже было связано с перечисленными потребностями. Идея Асана Кайгы была основана на соответствующей социальной политике и стратегии, направленных на заселение казахов в удобную для них во всех отношениях местность с целью обеспечения безбедной жизни. По преданию, Асан Кайгы, путешествуя на своей верблюдице, определил бескрайние прос­торы и, можно сказать, будущие границы казахского государства. Определяя границы своего государства по удобным рельефам (по побережьям рек и озер, прекрасным лесным и горным массивам), придумывая названия населенным пунктам, создавая своеобразную топонимику, Асан Кайгы выдвинул идею «Жерұйық – Земли обетованной».

Идея «Жерұйық» Асана Кайгы и идея «Мәңгі ел» близки по свое­му содержанию, хотя их названия разные, – мы должны с этим согласиться. Места происхождения и столицы (орды) Тюркского каганата, и империи Чингисхана – «Ергене кон», «Отүкен койнауы», а также идея, возникшая при формировании Казахского ханства, – «Жерұйық» являются взаимно преемственными, они тождественны в совокупности с идеей Великой степи. Содержащийся в историчес­кой легенде Асана Кайгы идеал «Жерұйық», наподобие идейного мировоззрения творивших до него великих аль-Фараби и Жусупа Баласагуна, сложился скорее на основе тюркского мировоззрения, а не исламского. В результате главная особенность идеи «Жерұйық» заключается в том, что, оставаясь идентичной концепции «Ұлы дала», она воплощается в идею создания государственности у казахов – Казахского ханства.

«Алаш» была идеей как партии «Алаш», так и правительства Алаш Орды. Стержень этой идеи заключался в создании независимого национального государства. При этом имелось в виду, что государство – это не только народ, сформировавшийся благодаря приобретению свободы, но и территория, основанная на обетованной земле предков. Государство и земля – это понятия, неразрывно связанные между собой, как «близнецы-братья». Понятия «Жерұйық» и «Алаш» тоже являются «близнецами», взаимно дополняющими друг друга. Значит, лишь при наличии земли и свободы казахский народ может сохранить состояние Вечной страны. Марта Олкотт, известный американский исследователь казахской истории, сказала: «Им было нелегко владеть такой огромной землей. Вот почему идея, что мы дети одного Алаша, была отличной идеей. Потому что эта идея объединила казахов». Понятие «Алаш», являясь синонимом слова «казах», определяет этническое название народа, одновременно символизируя политическое движение, национальную идею. Данная идея появилась не сразу, не одномоментно, не в течение одной эпохи. Она формировалась постепенно, на протяжении нескольких эпох. У древних тюрков она сложилась на основе мировоззрения «Тенгри», «Священные Земля-Вода» в качестве идеала вечности, в Золотой Орде – «Ұлық ұлыс», при Казахском ханстве – как идеи «Жерұйық» и «Алты Алаш».

В конечном счете в начале ХХ века по мере развития казахского общест­ва она, достигнув своего апогея, в целях создания национального государства казахов превратилась в идею «Алаш», проявив себя как непрерывно и ритмично развивающийся процесс. Поэтому, если первоначально главная цель «Алаш» заключалась в приобретении независимости и создании национального государства, то сегодня она становится субстанцией общенациональной идеи, являющейся гарантом цивилизованного развития общества и государства в условиях современной глобализации.

Популярное

Все
Грустные думки аграрные
Превращаем легковушку в «грузовик»
Парламентские опоры Содружества
Здесь растят специалистов XXI века
Не врач, а Google в халате!
Доллар и экономика: нефть, импорт, инфляционные ожидания
Казахстанские мушкетеры вошли в топ-4 мирового рейтинга
Как обезопасить детей от непоправимого
Скажем рахмет Иэну!
Закон Республики Казахстан
Лихачам везде у нас дорога
Комфорт по высшему разряду
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Новобранцы дали клятву верности Родине
Вместо тысячи слов
«Қыс-2024»: будь готов!
Бизнес – и ничего лишнего!
Спасение через просвещение
Названы имена сильнейших
Хронобиологи – о преимуществах нового времени
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
Кызылординский рис: от поля до стола
Год большой работы и серьезных наград
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Спрос на автогаз превышает предложение
Миссия – создавать учебники
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Международный фестиваль песен Шамши Калдаякова состоялся в Астане
В селе Коянды завершается строительство ряда социальных и инфраструктурных проектов
Дороги для комфорта
Дело Перизат Кайрат: появились новые эпизоды
Спикер Сената: «Развитие соцпредпринимательства – часть стратегии устойчивого развития»
Туристический поезд Jibek Joly прибыл в Туркестан
Аграрии обязаны экономить воду
Завтра мир отметит День недоношенных детей
Премьер встретился с участниками чемпионата WorldSkills Kazakhstan
Обмен иностранными бланками разрешений с КНР переведут в цифровой формат
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса

Читайте также

Обсуждены перспективы продвижения IT-проектов
Итальянские инвесторы проявляют интерес
Поручено докладывать в оперативном режиме
Астана и Загреб нацелены на развитие отношений

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]