Путь гения

1310
Галия Шимырбаева

Картина снята на киностудии «Танарис» по инициативе фонда «Аль-Фараби алемi».

– Огромную помощь в создании картины нам также оказали сенатор, уроженец Отрара Алимжан Куртаев и доктор техни­ческих наук, академик Галымкаир Мутанов, который считает, что молодое поколение казахстанцев должно знать о нашем великом предке через такие картины, – сказал режиссер фильма Сергей Азимов. – В поисках сведений об аль-Фараби наша съемочная группа посетила Турцию, Сирию, Египет, Ливан, Москву, Узбекистан и, естественно, родину аль-Фараби – Отрар и Туркестан. И это еще не все объекты, где мы собирались побывать, следуя за аль-Фараби, но не смогли из-за пандемии. Изю­минкой проекта можно считать впервые отснятые подлинники рукописей ученого, хранящиеся в библиотеках Ближнего Востока и Турции.

Имя аль-Фараби в СССР было под строгим идеологическим запретом и, казалось, навсегда вычерк­нуто из исторической памяти народа. Хотя нет, время от времени под бдительным партийным оком его «допускали» к народу.

Кстати – к какому народу? Всем известен конфликт Македонии и Греции, которые до сих пор не могут поделить Аристотеля. Так и национальную принадлежность аль-Фараби оспаривают фактически все тюркоязычные страны. Однако в ту эпоху, когда он жил, по словам доцента Стамбульского университета Джахита Шенеля, не было еще разделения на казахов, узбеков или турок.

– Мы все были тюрками, – говорит он в картине «Путь гения». – Интересы нации, государства и прогрессирующего национализма вышли на передний план ­после промышленной революции XVII–XVIII веков.

Еще один участник съемок, историк и общественный деятель Бакир Карлыга (Турция) выдвинул такую версию относительно споров вокруг личности автора комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, откуда его почетное прозвище – Второй учитель человечества:

– Когда аль-Фараби не смог найти нужную ему научную информацию в Отраре, он, скорее всего, поехал в ближайшие Самарканд и Бухару, а дальше в поисках знаний добрался с караваном до Багдада. Он, несомненно, достояние мира, но по происхождению мы все (я имею в виду тюркские народы) смело можем называть его своим прямым предком. Почему арабы называют его своим? Потому что он внес огромный вклад в развитие арабского языка.

– Арабский язык – большой должник аль-Фараби, – говорит профессор Каирского университета Ахмад Даруиш. – Когда он, уроженец города Фараб, который находится на территории современного Казахстана, приехал на Ближний Восток, то осознанно вошел в стихию арабского языка и сделал его языком науки, написав на нем свои трактаты.

– Или почему иранцы говорят, что аль-Фараби – их? – продолжает Бакир Карлыга. – Потому что Мавераннахр (территория, расположенная между реками Амударья и Сырдарья) входил в средние века в состав Иранского государства, но в этом регионе испокон веков жили тюрки, и сейчас Отрар, где родился аль-Фараби, находится на территории Казах­стана. Когда говорят, что он тюрок, то в современном понимании это понятие вовсе не означает, что у него нет казахских, узбекских или турецких корней. Источники сообщают, что, находясь в Дамаске, Абу Наср ибн Мухаммед Тархан Узлуг ат Тюрки аль-Фараби (это его полное имя) облачался в одежды, очень похожие на традиционный казахский костюм.

Сегодня все спорящие народы пришли к единому мнению: местность, где родился и вырос аль-Фараби – город Отрар и его окрестности, располагается на территории современного Южного Казахстана. Но возвращение великого отрарца к отчему дому было сложным и тернистым. На пути преодоления исторической несправедливости его ждали многочисленные мировоззренческие заблуждения и идеологические запреты сменяющихся социальных строев и политических систем.

Огромный вклад в это возвращение внес инженер-геолог, отец казахстанской школы геомеханики Акжан Машанов. Выпускник Казахского горно-металлурги­ческого института (сейчас КазНИТУ им. К. Сатпаева) документально доказал, что один из самых славных сынов человечества, внесших огромный вклад в копилку мировой цивилизации, родился в Казахстане.

Интерес к творческому наследию величайшего средневекового ученого-энциклопедиста, а следом и смутные догадки о том, что тот является уроженцем Великой степи Дешт-и-Кыпчак, у него зародились в 40-х годах прошлого века. В поисках работ великого земляка Акжан Машанов стал делать запросы в крупнейшие научные центры и библиотеки мира. Когда поиски увенчались успехом, то, изучив самостоятельно арабский и персидский языки, Акжан Машанов прочитал в оригинале трактаты Аристотеля Востока, как называли аль-Фараби.

Ознакомившись с трудами его современника, арабского географа Ибн Хаукаля, который большую часть жизни провел в путешествиях, он узнал, что аль-Фараби родился в Отраре, когда-то носившем имя Фараб (отсюда и имя ученого). В книге «Китаб ал-масалик ал-мамалик» («Книга путей и стран») Ибн Хаукал привел историко-этнографические сведения о народах, населявших территорию современного Казахстана, – огузах, карлуках, кимаках, хазарах – и дал характеристику средневековым городам – Таразу, Саурану, Фарабу и другим, Каспийскому и Аральскому морям. В приложении имелась географическая карта «Сурат ал-ард» («Лик земли»), где он указал, что Фараб – святое для него место, потому что здесь родился его учитель аль-Фараби.

В конце 60-х годов прошлого века Акжан Машанов предпринял при поддержке Шахимардана Есенова, тогдашнего президента Академии наук Казахстана, научную экспедицию в Дамаск, столицу Сирии, где нашел могилу аль-Фараби на кладбище Баб ас-Сагир. За глубокие исследования наследия Второго учителя человечества арабские ученые стали называть ученого из Казахстана аль-Машани. Этим именем в последующем он стал подписывать свои научные работы по геомеханике.

В 1975 году Акжан Машанов стал инициатором проведения в Алма-Ате поддержанной ­ЮНЕСКО международной конференции в честь 1100-летия аль-Фараби, оспорив это право у Ташкента. Но это будет потом, много позже. Когда Акжан Машанов начинал исследовать жизнь и творчество аль-Фараби, это было далеко не безопасным занятием.

– 28 или 29 апреля 1953 года в газете «Правда» была опубликована статья, где говорилось, что в Казахской академии наук «пристроился, пригретый Сатпаевым» «шарлатан от науки, панисламист Машанов», – рассказывает режиссеру картины доктор философских наук, академик Досмухамед Кшибеков. – Репрессии после такой публикации в главной газете страны были неизбежны, но, к счастью, наступали времена хрущевской оттепели, и после ареста Лаврентия Берии летом того же года ученого, которого уже взяли в оборот неулыбчивые люди в серых костюмах, оставили в покое.

Преемнику первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Сатпаева – Шахимардану Есенову – удалось собрать в Институте философии молодых ученых со знанием языков – английского, арабского и других, а в 1968 году появился научно-исследовательский Центр аль-Фараби.

Им, этим молодым ученым, было поручено собирать труды аль-Фараби в разных странах. Меньше чем за год после появления центра им удалось не только собрать все труды Второго учителя человечества, но и перевести их на русский и казахский языки. Были изданы его трактаты – «Философский», «Логический», «Математический», «Музыкальный».

В 1970 году вышла монография под авторством директора Института востоковедения АН СССР, востоковеда Бободжона Гафурова и казахстанского философа Агына Касымжанова «Аль Фараби. История культуры». Годом раньше Шахимардан Есенов, оказавшись в Москве, смог доказать партийным боссам, что в трудах аль-Фараби панисламизма нет, только чистая наука. В частности, переводы трудов Аристотеля и комментарии к ним. Власти разрешили «допустить» аль-Фараби к народу, но под строжайшим редакторским контролем партийных чиновников.

В 1970 году в рамках подготовки к 1100-летию со дня рождения аль-Фараби Агын Касымжанов по инициативе Шахимардана Есенова и при поддержке российских ученых Кедрова, Федосеева, Ильинкова, Богданова и Гафурова организовал в Алма-Ате большой научный симпозиум.

Но чем же все-таки был знаменит наш легендарный соотечественник, какой реальный вклад он сделал в копилку мировой цивилизации? Почему его называют Вторым учителем человечества?

– Он – второе после Аристотеля явление в истории философской мысли, – говорит сирийский фарабовед Самир Дерех. – Это означает, что с его появлением человечество перешло на второй уровень своего развития. Он превзошел Аристотеля, потому что смог объяснить его изобилующие специфическими терминами теории о том, что люди должны понимать мир не через призму мистики и страха, а опираясь на науку. Поднять человечество на такой уровень – это большое мужество. В те времена, когда все были убеждены, что счастье – в загробном мире, аль-Фараби ­утверждал, что его нужно искать в этом мире. Продемонстрировав настоящее научное провидение и материалистическое мышление, он высказывал предположение, что мир состоит из шести частей.

Уникальность учения аль-Фараби в том и заключается, что, творя в строгом религиозном обществе и сам будучи глубоко верующим, он проповедовал научные материалистические взгляды, найдя тем самым удивительный баланс между религиозным и научным пониманием окружающего мира, между материальным и духовным. Сблизив религию и философию, он исламизировал философию и одновременно философизировал религию.

Он стоял у истоков мусульманского Ренессанса, который стал началом эпохи Возрождения в Европе. У каждой исторической эпохи, помимо необходимых причин, способствующих бурному росту и расцвету всех сфер жизни, есть что-то особенное, то, что поражает и удивляет до сих пор. Так вот, мусульманский Ренессанс – это органичная веротерпимость, толерантность, несмотря на строгий консерватизм господствующего тогда ислама. Это то, чего сегодня не может достичь ни одно современное государство. Уникальное свидетельство тому – могила святого христианского пророка Иоанна Крестителя находится в соборной мечети Омейядов в Дамаске (Сирия).

Эпоха, когда мусульманские наука и культура определяли мировой уровень, причем и в материальном, и в духовном плане, опирается на аль-Фараби и вырас­тает из его учения. Таким образом, он повлиял на многих мыслителей исламского Золотого века (мусульманский Ренессанс, VIII–XIII века), а далее через свои труды на европейский Ренессанс (эпоха Возрож­дения, XIV–XVII века).

Фарабоведы всех стран уверены, что сегодня, когда религиозное противостояние современного мира достигло критической точки, изучение духовного наследия аль-Фараби востребовано как никогда. Прежде всего для достижения межрелигиозного мира и согласия.

Профессор института востоковедения РАН Тауфик Камель Ибрагим, говоря о религиозных взглядах аль-Фараби, привел следующую строчку из его «Религиозного трактата»: «И если Господь Бог создал Адама из праха земного, то вся земля для меня родина, и все люди на ней мне братья».

– Вот это и есть дух аль-Фараби, – говорит он.

Как было сказано, европейский Ренессанс получился благодаря мусульманскому, у истоков которого стоял аль-Фараби. Той эпохе, в которой он жил, был характерен приоритет науки и образования. Как истинный ученый, он предвидел будущее. Мысли, высказанные им много веков назад, актуальны и сегодня.

Удивительно, но «неправильное толкование ислама – опиум для верующих» прозвучало из его уст тринадцать веков назад. Но есть еще один важный элемент в философии аль-Фараби – борьба с экстремизмом и терроризмом. Это и есть духовный смысл суфизма, поборником которого он являлся. По его мнению, зло и жестокость на земле можно победить добродетелью.

Ученый постарался объяснить это в отдельной книге «Взгляды жителей добродетельного города». В государственной системе, описанной аль-Фараби, справедливость является фундаментальным принципом. «Счастье не будет достигнуто, пока правитель не добьется справедливости для горожан». «Счастье – это правильное понимание мира, но оно подчиняется только полученным знаниям. Его нужно подчинить самому себе и извлечь из них пользу». «Либо ты подчиняешь себе материальный мир и становишься счастливым, либо утонешь, подчиняясь материальному, и останешься несчастным».

В пику тем, кто утверждал, что «никакого мусульманского Ренессанса не было, все пошло из Европы», Олжас Сулейменов, выступая на той памятной сессии АН Казахской ССР в 1970 году, посвященной предстоящему юбилею аль-Фараби, привел поэтические строчки, сказанные неизвестным тюркским поэтом в VIII веке: «Ночами не спал и днем не сиделось. Проливал свой пот и гонял по венам кровь ради тюркского народа».

– Представьте, 731 год. Еще нет письменности – ни французской, ни немецкой, ни английской, а эти «некультурные тюрки» вдруг выражают такие глобальные мысли в поэтической форме, – сказал поэт. – До такой формулы любой народ должен идти тысячелетия, чтобы личность, вышедшая из его недр, могла так выразить свои убеждения и патриотизм.

Однако после конференции 1970 года «гайки» в отношении аль-Фараби вновь были закручены. В середине 70-х годов прошлого века Ануар Алимжанов написал книгу «Возвращение учителя», посвященную аль-Фараби, однако весь тираж – 10 тыс. экземпляров – пустили под нож. Но научное наследие аль-Фараби уже трудно было запретить.

– Чтобы руководствоваться идеями аль-Фараби, надо было перестать стать винтиком тоталитарного государства, – считает культуролог Мурат Ауэзов. – Поэто­му чиновники, поняв, какого они выпустили джинна из бутылки, постарались загнать его обратно. Но удалось им это только частично. Тот дух свободы и инакомыслия, ставший потом фун­даментом для становления нашего народа как активного исторического субъек­та, уже был заложен.

По мнению ректора Каирского университета Мохамеда Османа Эльхошта, тоталитарные режимы являются закрытыми полити­ческими системами. В интервью режиссеру фильма «Путь гения» Сергею Азимову он сказал:

– Они потому и боятся аль-Фараби, что в его учении есть самые важные идеи, к которым стремится человечество на протяжении всего своего существования. Главная из них – свободный дух, носителем которого он являлся.

Популярное

Все
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
Землетрясение ощущалось близ Алматы
Чрезвычайная пожарная опасность сохраняется в Казахстане
Казахстан захватил цифровое лидерство в Центральной Азии
Деятельность 12 стройкомпаний приостановлена в Мангыстау
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Милад Карими завоевал серебряную медаль чемпионата Азии
Бектенов обсудил с главой крупнейшего банка Китая перспективу привлечения 1 млрд юаней инвестиций
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
Магди Макулов: богослов и кази
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
Дети Карлага
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
«Умный» дым: Петропавловская ТЭЦ-2 запускает трубу с системой мониторинга
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Поддержка детства в Казахстане: инвестиции в будущее
Казахстан и Китай укрепляют сотрудничество в борьбе с приграничными природными пожарами
Я – жертва и живой свидетель массового голода
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Структурная реформа в футбольном судействе даст свои плоды
Президент почтил память жертв политических репрессий и голода
Вручены награды лучшим шахматистам
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка

Читайте также

Полицейские Жетысу изъяли 54 кг наркотиков
Реконструируют шесть вокзалов
Верховный суд разъяснил порядок
Паралимпийцы приняли участие в экоакции

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]