
Картина снята на киностудии «Танарис» по инициативе фонда «Аль-Фараби алемi».
– Огромную помощь в создании картины нам также оказали сенатор, уроженец Отрара Алимжан Куртаев и доктор технических наук, академик Галымкаир Мутанов, который считает, что молодое поколение казахстанцев должно знать о нашем великом предке через такие картины, – сказал режиссер фильма Сергей Азимов. – В поисках сведений об аль-Фараби наша съемочная группа посетила Турцию, Сирию, Египет, Ливан, Москву, Узбекистан и, естественно, родину аль-Фараби – Отрар и Туркестан. И это еще не все объекты, где мы собирались побывать, следуя за аль-Фараби, но не смогли из-за пандемии. Изюминкой проекта можно считать впервые отснятые подлинники рукописей ученого, хранящиеся в библиотеках Ближнего Востока и Турции.
Имя аль-Фараби в СССР было под строгим идеологическим запретом и, казалось, навсегда вычеркнуто из исторической памяти народа. Хотя нет, время от времени под бдительным партийным оком его «допускали» к народу.
Кстати – к какому народу? Всем известен конфликт Македонии и Греции, которые до сих пор не могут поделить Аристотеля. Так и национальную принадлежность аль-Фараби оспаривают фактически все тюркоязычные страны. Однако в ту эпоху, когда он жил, по словам доцента Стамбульского университета Джахита Шенеля, не было еще разделения на казахов, узбеков или турок.
– Мы все были тюрками, – говорит он в картине «Путь гения». – Интересы нации, государства и прогрессирующего национализма вышли на передний план после промышленной революции XVII–XVIII веков.
Еще один участник съемок, историк и общественный деятель Бакир Карлыга (Турция) выдвинул такую версию относительно споров вокруг личности автора комментариев к сочинениям Аристотеля и Платона, откуда его почетное прозвище – Второй учитель человечества:
– Когда аль-Фараби не смог найти нужную ему научную информацию в Отраре, он, скорее всего, поехал в ближайшие Самарканд и Бухару, а дальше в поисках знаний добрался с караваном до Багдада. Он, несомненно, достояние мира, но по происхождению мы все (я имею в виду тюркские народы) смело можем называть его своим прямым предком. Почему арабы называют его своим? Потому что он внес огромный вклад в развитие арабского языка.
– Арабский язык – большой должник аль-Фараби, – говорит профессор Каирского университета Ахмад Даруиш. – Когда он, уроженец города Фараб, который находится на территории современного Казахстана, приехал на Ближний Восток, то осознанно вошел в стихию арабского языка и сделал его языком науки, написав на нем свои трактаты.
– Или почему иранцы говорят, что аль-Фараби – их? – продолжает Бакир Карлыга. – Потому что Мавераннахр (территория, расположенная между реками Амударья и Сырдарья) входил в средние века в состав Иранского государства, но в этом регионе испокон веков жили тюрки, и сейчас Отрар, где родился аль-Фараби, находится на территории Казахстана. Когда говорят, что он тюрок, то в современном понимании это понятие вовсе не означает, что у него нет казахских, узбекских или турецких корней. Источники сообщают, что, находясь в Дамаске, Абу Наср ибн Мухаммед Тархан Узлуг ат Тюрки аль-Фараби (это его полное имя) облачался в одежды, очень похожие на традиционный казахский костюм.
Сегодня все спорящие народы пришли к единому мнению: местность, где родился и вырос аль-Фараби – город Отрар и его окрестности, располагается на территории современного Южного Казахстана. Но возвращение великого отрарца к отчему дому было сложным и тернистым. На пути преодоления исторической несправедливости его ждали многочисленные мировоззренческие заблуждения и идеологические запреты сменяющихся социальных строев и политических систем.
Огромный вклад в это возвращение внес инженер-геолог, отец казахстанской школы геомеханики Акжан Машанов. Выпускник Казахского горно-металлургического института (сейчас КазНИТУ им. К. Сатпаева) документально доказал, что один из самых славных сынов человечества, внесших огромный вклад в копилку мировой цивилизации, родился в Казахстане.
Интерес к творческому наследию величайшего средневекового ученого-энциклопедиста, а следом и смутные догадки о том, что тот является уроженцем Великой степи Дешт-и-Кыпчак, у него зародились в 40-х годах прошлого века. В поисках работ великого земляка Акжан Машанов стал делать запросы в крупнейшие научные центры и библиотеки мира. Когда поиски увенчались успехом, то, изучив самостоятельно арабский и персидский языки, Акжан Машанов прочитал в оригинале трактаты Аристотеля Востока, как называли аль-Фараби.
Ознакомившись с трудами его современника, арабского географа Ибн Хаукаля, который большую часть жизни провел в путешествиях, он узнал, что аль-Фараби родился в Отраре, когда-то носившем имя Фараб (отсюда и имя ученого). В книге «Китаб ал-масалик ал-мамалик» («Книга путей и стран») Ибн Хаукал привел историко-этнографические сведения о народах, населявших территорию современного Казахстана, – огузах, карлуках, кимаках, хазарах – и дал характеристику средневековым городам – Таразу, Саурану, Фарабу и другим, Каспийскому и Аральскому морям. В приложении имелась географическая карта «Сурат ал-ард» («Лик земли»), где он указал, что Фараб – святое для него место, потому что здесь родился его учитель аль-Фараби.
В конце 60-х годов прошлого века Акжан Машанов предпринял при поддержке Шахимардана Есенова, тогдашнего президента Академии наук Казахстана, научную экспедицию в Дамаск, столицу Сирии, где нашел могилу аль-Фараби на кладбище Баб ас-Сагир. За глубокие исследования наследия Второго учителя человечества арабские ученые стали называть ученого из Казахстана аль-Машани. Этим именем в последующем он стал подписывать свои научные работы по геомеханике.
В 1975 году Акжан Машанов стал инициатором проведения в Алма-Ате поддержанной ЮНЕСКО международной конференции в честь 1100-летия аль-Фараби, оспорив это право у Ташкента. Но это будет потом, много позже. Когда Акжан Машанов начинал исследовать жизнь и творчество аль-Фараби, это было далеко не безопасным занятием.
– 28 или 29 апреля 1953 года в газете «Правда» была опубликована статья, где говорилось, что в Казахской академии наук «пристроился, пригретый Сатпаевым» «шарлатан от науки, панисламист Машанов», – рассказывает режиссеру картины доктор философских наук, академик Досмухамед Кшибеков. – Репрессии после такой публикации в главной газете страны были неизбежны, но, к счастью, наступали времена хрущевской оттепели, и после ареста Лаврентия Берии летом того же года ученого, которого уже взяли в оборот неулыбчивые люди в серых костюмах, оставили в покое.
Преемнику первого президента Академии наук Казахской ССР Каныша Сатпаева – Шахимардану Есенову – удалось собрать в Институте философии молодых ученых со знанием языков – английского, арабского и других, а в 1968 году появился научно-исследовательский Центр аль-Фараби.
Им, этим молодым ученым, было поручено собирать труды аль-Фараби в разных странах. Меньше чем за год после появления центра им удалось не только собрать все труды Второго учителя человечества, но и перевести их на русский и казахский языки. Были изданы его трактаты – «Философский», «Логический», «Математический», «Музыкальный».
В 1970 году вышла монография под авторством директора Института востоковедения АН СССР, востоковеда Бободжона Гафурова и казахстанского философа Агына Касымжанова «Аль Фараби. История культуры». Годом раньше Шахимардан Есенов, оказавшись в Москве, смог доказать партийным боссам, что в трудах аль-Фараби панисламизма нет, только чистая наука. В частности, переводы трудов Аристотеля и комментарии к ним. Власти разрешили «допустить» аль-Фараби к народу, но под строжайшим редакторским контролем партийных чиновников.
В 1970 году в рамках подготовки к 1100-летию со дня рождения аль-Фараби Агын Касымжанов по инициативе Шахимардана Есенова и при поддержке российских ученых Кедрова, Федосеева, Ильинкова, Богданова и Гафурова организовал в Алма-Ате большой научный симпозиум.
Но чем же все-таки был знаменит наш легендарный соотечественник, какой реальный вклад он сделал в копилку мировой цивилизации? Почему его называют Вторым учителем человечества?
– Он – второе после Аристотеля явление в истории философской мысли, – говорит сирийский фарабовед Самир Дерех. – Это означает, что с его появлением человечество перешло на второй уровень своего развития. Он превзошел Аристотеля, потому что смог объяснить его изобилующие специфическими терминами теории о том, что люди должны понимать мир не через призму мистики и страха, а опираясь на науку. Поднять человечество на такой уровень – это большое мужество. В те времена, когда все были убеждены, что счастье – в загробном мире, аль-Фараби утверждал, что его нужно искать в этом мире. Продемонстрировав настоящее научное провидение и материалистическое мышление, он высказывал предположение, что мир состоит из шести частей.
Уникальность учения аль-Фараби в том и заключается, что, творя в строгом религиозном обществе и сам будучи глубоко верующим, он проповедовал научные материалистические взгляды, найдя тем самым удивительный баланс между религиозным и научным пониманием окружающего мира, между материальным и духовным. Сблизив религию и философию, он исламизировал философию и одновременно философизировал религию.
Он стоял у истоков мусульманского Ренессанса, который стал началом эпохи Возрождения в Европе. У каждой исторической эпохи, помимо необходимых причин, способствующих бурному росту и расцвету всех сфер жизни, есть что-то особенное, то, что поражает и удивляет до сих пор. Так вот, мусульманский Ренессанс – это органичная веротерпимость, толерантность, несмотря на строгий консерватизм господствующего тогда ислама. Это то, чего сегодня не может достичь ни одно современное государство. Уникальное свидетельство тому – могила святого христианского пророка Иоанна Крестителя находится в соборной мечети Омейядов в Дамаске (Сирия).
Эпоха, когда мусульманские наука и культура определяли мировой уровень, причем и в материальном, и в духовном плане, опирается на аль-Фараби и вырастает из его учения. Таким образом, он повлиял на многих мыслителей исламского Золотого века (мусульманский Ренессанс, VIII–XIII века), а далее через свои труды на европейский Ренессанс (эпоха Возрождения, XIV–XVII века).
Фарабоведы всех стран уверены, что сегодня, когда религиозное противостояние современного мира достигло критической точки, изучение духовного наследия аль-Фараби востребовано как никогда. Прежде всего для достижения межрелигиозного мира и согласия.
Профессор института востоковедения РАН Тауфик Камель Ибрагим, говоря о религиозных взглядах аль-Фараби, привел следующую строчку из его «Религиозного трактата»: «И если Господь Бог создал Адама из праха земного, то вся земля для меня родина, и все люди на ней мне братья».
– Вот это и есть дух аль-Фараби, – говорит он.
Как было сказано, европейский Ренессанс получился благодаря мусульманскому, у истоков которого стоял аль-Фараби. Той эпохе, в которой он жил, был характерен приоритет науки и образования. Как истинный ученый, он предвидел будущее. Мысли, высказанные им много веков назад, актуальны и сегодня.
Удивительно, но «неправильное толкование ислама – опиум для верующих» прозвучало из его уст тринадцать веков назад. Но есть еще один важный элемент в философии аль-Фараби – борьба с экстремизмом и терроризмом. Это и есть духовный смысл суфизма, поборником которого он являлся. По его мнению, зло и жестокость на земле можно победить добродетелью.
Ученый постарался объяснить это в отдельной книге «Взгляды жителей добродетельного города». В государственной системе, описанной аль-Фараби, справедливость является фундаментальным принципом. «Счастье не будет достигнуто, пока правитель не добьется справедливости для горожан». «Счастье – это правильное понимание мира, но оно подчиняется только полученным знаниям. Его нужно подчинить самому себе и извлечь из них пользу». «Либо ты подчиняешь себе материальный мир и становишься счастливым, либо утонешь, подчиняясь материальному, и останешься несчастным».
В пику тем, кто утверждал, что «никакого мусульманского Ренессанса не было, все пошло из Европы», Олжас Сулейменов, выступая на той памятной сессии АН Казахской ССР в 1970 году, посвященной предстоящему юбилею аль-Фараби, привел поэтические строчки, сказанные неизвестным тюркским поэтом в VIII веке: «Ночами не спал и днем не сиделось. Проливал свой пот и гонял по венам кровь ради тюркского народа».
– Представьте, 731 год. Еще нет письменности – ни французской, ни немецкой, ни английской, а эти «некультурные тюрки» вдруг выражают такие глобальные мысли в поэтической форме, – сказал поэт. – До такой формулы любой народ должен идти тысячелетия, чтобы личность, вышедшая из его недр, могла так выразить свои убеждения и патриотизм.
Однако после конференции 1970 года «гайки» в отношении аль-Фараби вновь были закручены. В середине 70-х годов прошлого века Ануар Алимжанов написал книгу «Возвращение учителя», посвященную аль-Фараби, однако весь тираж – 10 тыс. экземпляров – пустили под нож. Но научное наследие аль-Фараби уже трудно было запретить.
– Чтобы руководствоваться идеями аль-Фараби, надо было перестать стать винтиком тоталитарного государства, – считает культуролог Мурат Ауэзов. – Поэтому чиновники, поняв, какого они выпустили джинна из бутылки, постарались загнать его обратно. Но удалось им это только частично. Тот дух свободы и инакомыслия, ставший потом фундаментом для становления нашего народа как активного исторического субъекта, уже был заложен.
По мнению ректора Каирского университета Мохамеда Османа Эльхошта, тоталитарные режимы являются закрытыми политическими системами. В интервью режиссеру фильма «Путь гения» Сергею Азимову он сказал:
– Они потому и боятся аль-Фараби, что в его учении есть самые важные идеи, к которым стремится человечество на протяжении всего своего существования. Главная из них – свободный дух, носителем которого он являлся.