Работать на опережение

3339
Айгуль Турысбекова, Алматы

О том, как решать экологические проблемы самого большого города страны и не топтаться на месте, в интервью нашему изданию рассказал руководитель «Зеленого офиса» Центра развития Алматы Евгений Мухамеджанов.

фото Юрия Беккера

– Не так давно Вы встречались с Главой государства в рамках его рабочей поездки в Алматы...

Да, между нами состоялся не протокольный разговор – это была дискуссия двух неравнодушных людей, болеющих за свой город, за свою страну и желающих качественных изменений, а не формальных отчетов. Мы говорили, какие эффективные способы решения экологических проблем мегаполиса предлагает наш проектный офис.

Самая большая проблема нашего мегаполиса – смог. Его порождает огромное количество автомобилей. Это не только частный, но и муниципальный и тяжелогрузный транспорт. Во многих автомобилях отсутствуют катализаторы, улавливающие все вредные соединения выхлопных газов. Еще один фактор – качество топлива, проблема контрафакт­ного масла для автомобилей.

Есть промышленные предприя­тия, которые не имеют очистных фильтров, большое количество объектов общепита и частных банных комплексов, использующих дрова и уголь, а иногда и автошины в качестве топлива. Имеются небольшие котельные, которые не всегда работают в соответствии с экологическими нормами.

Все эти вопросы необходимо взять под контроль. Анализ ситуации показывает, что без изменения законодательства в сфере экологии нельзя решить указанные мной проблемы.

Отмечу, что поправки в законодательство были подписаны Президентом 6 апреля, а 11 июня они официально вступили в силу. Можно сказать, что это очень значимый день для Алматы, потому что отныне мы имеем право писать Правила регулирования атмосферного воздуха и Правила управления бытовыми отходами. До сих пор мы не имели таких полномочий. Теперь легитимно начинаем этим заниматься.

Многие хотят, чтобы ситуация изменилась к лучшему, но при этом мало людей осознают, что любая мера носит ограничиваю­щий характер. Например, во многих развитых городах для достижения качества воздуха внедряют Low Emissions Zones (зоны с низкими выбросами) и ограничивают перемещение грузовиков, машин с высокими выхлопами. В Алматы нужно вводить данную практику. Ташкент уже объявил о начале работ над такой системой.

Если раньше многие не задумывались над тем, есть ли в его автомобиле катализатор, то теперь они должны не только его иметь, но следить за его состоя­нием. Это и есть проявление гражданской ответственности и экологического сознания.

– В свое время в Алматы был построен современный и дорогостоящий мусороперерабатывающий завод, но, увы, без соответствующей законодательной базы. Он оказался невостребованным. О раздельном сборе мусора говорили еще 15 лет назад, а воз и ныне там. Почему так случилось?

– Если говорить про ТБО, сегодня мы руководствуемся нормами Экологического кодекса, где прописана иерархия управления отходами. Первый уровень предусматривает уменьшение возможности появления отходов – запрещение одноразовой посуды, полиэтиленовых пакетов, что в мире повсеместно и делается.

Второй уровень – вторичное использование отходов, например, стеклянной тары. Да, это у нас так и не заработало. К примеру, два крупных пивных бренда в стране выпускают около 40 миллионов бутылок в год, и все они в итоге оказываются на свалке.

Третий уровень – переработка отходов. Вблизи мегаполиса работает самый крупный в стране завод по переработке картонных коробок и производству новых. Эта продукция экспортируется, в том числе в соседние страны. Налажена переработка пластика.

Вместе с тем остро не хватает переработки строительных и пищевых отходов, текстиля. Они как раз составляют порядка 70% от всего объема отходов. «Тәртіп» как основной сборщик мусора по городу в 2017 году построило мусоросортировочный завод, и все, что собирают, везут именно туда. На этом заводе все достаточно профессионально. Кроме того, установили на всех мусорных площадках сетчатые контейнеры для сбора бумаги и пластмассы. К сожалению, в итоге все мусорные баки сваливаются в одну машину.

Думаю, что в новых Правилах управления отходами в Алматы будут учтены все «узкие» момен­ты. Наши мусоровывозящие компании должны выполнять определенные требования, более активно развивать экостанции, чтобы они были как можно ближе к дому.

Что касается раздельного сбора мусора, количество осознанных людей и компаний растет. Могу судить об этом на примере нашего проекта ECO Network (econetwork.green), который начался шесть лет назад. К нам каждый месяц присоединяются новые компании, которые готовы платить деньги за то, что мы их учим, внедряем экокультуру, забираем сами отсортированный мусор и передаем его на переработку.

– Почему до сих пор не выделены специальные машины для вывоза пластика и бумаги?

– Не могу утверждать, что ­акимат не старался и не пробовал, он наталкивался на одну и ту же историю. К примеру, в Европе каждый житель платит 10 000 тенге за вывоз мусора, куда включен и раздельный сбор мусора, и все остальное. У нас человек платит чуть больше 560 тенге. Да, у нас существует разница в зарплатах, но не в 20 же раз. Даже повысить эту сумму – большая проблема, потому что считается, что это ударит по карманам горожан. Увеличение тарифа на 50% воспринимается людьми очень болезненно. Для того чтобы поддерживался раздельный сбор мусора, горожане должны платить больше. В этот сектор надо вкладывать около двух миллиардов тенге в месяц, для этого каждый житель должен платить не менее 1 000 тенге в месяц за вывоз и раздельный сбор мусора.

Надо признать, что сегодня реализация любых проектов связана с госзакупками. Постоянное сопровождение всей этой системы – невероятно трудоемкая работа, которая вытягивает все силы и энергию у людей. Сегодня необходимо решить две большие задачи. Во-первых, существенно повышать заработную плату государственным служащим в ­акиматах, чтобы люди там работали стабильно и видели перспективу.

Во-вторых, пока не изменится Закон РК «О госзакупках», ничего не изменится в лучшую сторону. Мы так и будем воевать с ветряными мельницами и работать с непонятными поставщиками услуг и работ, которые выигрывают только благодаря низким ценам.

Популярное

Все
Нужны новые подходы
Аэрохаб Караганды: когда бизнес на высоте, цены – низкие
Приказано выжить!
Реконструкция близится к завершению
Из села – в чемпионы
Число аварий снизит «цифра»
В канун Дня Республики награждены ученые, учителя, медики, спасатели, производственники
Новое футбольное поле открылось в Жезказгане
Столичный статус не гарантирует комфорт
Контрафакт на миллионы
Труба достигла намеченной отметки
Получать наибольший урожай с наименьшими потерями воды
Особенности выборов депутатов маслихатов проанализировали эксперты КИСИ
В Петропавловске прошел областной конкурс «Өнеріміз саған, Қазақстан!»
Ценить и сберечь
Образ, сотканный из мифов и легенд
«Барыс» одержал первую победу при новом тренере
Брейкинг снова на вершине!
Триумф «Жетысу»
Университет спорта введут в строй в следующем году
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Засоряют Большой Алматинский канал
Пассажиров поезда в РК обокрали во время сна
Президент: Стремление к миру путем переговоров - это стратегическое благоразумие
Вместе почти 60 лет: супруги Джангазиевы раскрыли секреты семейного счастья
Команда Казахстана по керлингу впервые в истории пробилась в плей-офф ЧМ
Расследования в сфере защиты конкуренции выявили ряд нарушений в Жамбылской области
Чемпионат мира по боксу: определен состав молодежной команды Казахстана
Задержан еще один подозреваемый по делу об убийстве Шерзата Болата
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
«Наш священный долг – сохранить память о героях войны для подрастающего поколения» – преподаватель
29 лет исполняется органам гражданской защиты Казахстана
Как безопасно перевозить детей транспортом, рассказали в Минпросвещения
Сахарный завод временно прекратил прием сырья в области Жетысу
День Республики – символ гордости и независимости
Уникальным ландшафтом Алматинской области восхитились зарубежные воздухоплаватели
Нарушения в сфере безопасности обнаружили в организациях образования ЗКО
Эксперты ООН предложили рекомендации по регулированию ИИ
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
В Атырау появится дендрологический парк
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Стали известны все четвертьфиналисты ЧМ-2024 по футзалу
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Русская девушка с казахским менталитетом
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Не столкнуться бы с тотальным дефицитом
Казахстан занял 74-е место в глобальном рейтинге по индексу знаний
Ставки по кредитам в Казахстане пошли вниз

Читайте также

Об идеологии, TikTok и целительницах в школах
Прошлое мы должны знать и помнить, но при этом смотреть в б…
Мы все в ответе за детей
Казахстан активно участвует в международных миротворческих …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]