Накануне мероприятия группа парламентариев посетила отделение реабилитации при детской областной больнице, детский психоневрологический дом-интернат, центр занятости Кызылжарского района, казахский музыкально-драматический театр и встретилась со спортсменами-инвалидами на стадионе «Карасай». Впечатления от увиденного в Северо-Казахстанской области дали основание вице-спикеру Мажилиса Дариге Назарбаевой начать заседание словами:
– Здесь существуют объекты социальной инфраструктуры, которые могут быть образцом для всей страны. Все объекты, на которых мы вчера были, нас приятно удивили. И добавили нашей работе оптимизма.
О том, в каких стартовых условиях регион приступил к реализации второго этапа Плана мероприятий, с докладом выступил аким области Самат Ескендиров. Сегодня в СКО проживает более 29 тыс. инвалидов, из них 2 тыс. – дети, среди взрослых 2,6 человека имеют первую, 12,5 тыс. – вторую и 11,9 тыс. – третью группу инвалидности. Работа с этой категорией граждан поставлена на системную основу: на областном, городском и районных уровнях введен институт советников акимов, разработана карта занятости, по итогам паспортизации объектов утвержден план-график создания безбарьерной зоны для лиц с ограниченными физическими возможностями. Для ориентации инвалидов по зрению будет установлено 130 дорожных знаков, в придачу к имеющимся появятся еще несколько светофоров со звуковыми сигналами. Действующее с 2009 года социальное такси ежегодно обслуживает более 3 тыс. человек, на повестку дня вынесено обеспечение каждого маршрута адаптированным для инвалидов общественным транспортом.
Одно из ключевых направлений деятельности исполнительной власти – занятость инвалидов, в настоящее время на 16 тыс. трудоспособного возраста из них работу имеют 6,6 тыс. В течение нынешнего года будут трудоустроены 560 человек, в том числе по заявкам работодателей – 375, в рамках «Дорожной карты занятости-2020» – 82, на общественных работах – больше сотни. Неплохой результат дают ярмарки вакансий для инвалидов, причем, как оказалось, работодатели охотно идут на поддержку инвалидов, создают им необходимые условия для работы.
В медико-социальных учреждениях проживают и получают услуги в условиях стационара свыше 1,6 человека. В порядке развития альтернативных форм предоставления социальных услуг при детском, а затем и взрос-лом домах-интернатах для психоневрологических больных открыты дневные отделения. Поэтапно введены стандарты для стационаров, полустационаров и ухода на дому. Все проживающие на территории области дети с ограниченными физическими возможностями в различных формах получают обучение, для них действуют 7 коррекционных школ-интернатов, 3 психолого-методические консультации, 11 кабинетов психолого-педагогической коррекции, в детских садах функционируют 22 специализированные группы.
Вот этот момент особенно заинтересовал членов комитета: как североказахстанцы готовят кадры для столь специфической работы? Из ответа заместителя акима СКО Фархада Куанганова явствует, что добиться желаемого удалось, опираясь на опыт стран, имеющих налаженную систему работы с инвалидами, в частности Германии. Вместе с тем настала пора приступить к подготовке специалистов-дефектологов и в казахстанских вузах, необходимо решение по созданию специализированного центра по программе реабилитации детей: тут мало быть просто хорошим врачом, педагогом, мастером производственного обучения – надо владеть сурдопереводом, разбираться в невиданной прежде технике и т. д. Еще одну важную проблему выявила практика: по мере реализации государственного плана становится помехой отставание существующих положений от реальной ситуации и потребностей общества. Так, при организации инклюзивного обучения в общеобразовательных школах возникла необходимость в дефектологах, что не предусмотрено действующим постановлением Правительства. Кохлеарная имплантация – несомненный прогресс, но по-настоящему эффективным этот метод сделает лишь создание на базе школы-интерната комплекса-школы, предусматривающей диагностику, обучение, реабилитацию и сопровождение детей после получения дорогостоящей услуги. Еще одной проблемой стало противоречие между условиями адаптации зданий под инвалидов, коими является установка пандусов, а также широких дверей, и стремлением к экономии.
Работа в этом направлении, ответила депутат Мажилиса Светлана Ферхо, ведется.
Между тем, говорили участники встречи, сегодня важно изменить мышление, подходы в решении проблем инвалидов. Только при этих условиях, отметила вице-министр труда и социальной защиты населения Светлана Жакупова, можно повысить эффективность работы по социальной адаптации инвалидов, обеспечить сферу квалифицированными кадрами. Кроме того, более активной интеграции инвалидов в общество будет способствовать передача значительной части государственного заказа общественным организациям, объединяющим инвалидов. Мысль продолжил советник акима Карагандинской области Александр Ивкин, который подчеркнул при этом, что одного энтузиазма мало, руководители ОО должны обладать и соответствующим образованием.
А. Ивкин, будучи практиком, является председателем ОО «Лайыкты Омир», считает, что ОО уже вполне способны самостоятельно решать многие проблемы инвалидов, в том числе зарабатывать деньги: «Мы привыкли говорить: «Дайте нам», но пора говорить: «Возьмите».
Подводя итоги заседания, Д. Назарбаева сказала, что поднятые вопросы уже в скором времени будут обсуждены в ходе правительственного часа в Мажилисе. Она отметила, что не жизнь должна подстраиваться под законы, а законы должны соответствовать ее реалиям. Вместе с тем немало можно сделать и на местах. Большие возможности, к примеру, имеет протезно-ортопедический центр в СКО. Продукция уникального предприятия широко востребована, но сегодняшние вложения не позволяют ему выходить за пределы области. Однако стоит ли дожидаться отдельного закона, если есть возможность прибегнуть к государственно-частному партнерству? Вот реальный шанс для проявления инициативы.
А завершилась поездка парламентариев мероприятием, поначалу в программу не входившим: посещением инклюзивной СШ-13, где на равных со сверстниками учатся дети с поражением опорно-двигательного аппарата, сейчас их 26. В школе созданы все условия для комфортного обучения, но самое важное: из 38 выпускников-инвалидов многие получили специальности и работают, некоторые учатся в вузах, а пятеро открыли собственное дело. Один из них, преподаватель информатики Леонид Яковченко, сказал гостям: «Я всегда мечтал стать учителем. А эта школа буквально создана для работы людей с ограниченными возможностями. Здесь есть и материально-техническая база, но главное – тут особая эмоциональная атмосфера».
Валерий МЕРЦАЛОВ, Северо-Казахстанская область