
Статья Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» стала для нас четким стратегическим планом духовного ренессанса, направленного на формирование единой нации сильных и ответственных людей – основы современного развитого государства. Осуществление такой задачи зависит от главных принципов: национального сознания, национальной идентичности, знаний, конкурентоспособности, прагматизма, эволюции и открытости сознания. Стержнем, объединяющим все это, являются культура и ее уникальный код.
Сегодня мы вчитываемся в строки новой статьи Главы государства «Семь граней Великой степи» и понимаем, что это продолжение и уточнение программы «Рухани жаңғыру», есть своего рода звенья цепи, которые свяжут воедино нашу общую историю и культуру, сделав их недосягаемым для времени и открытым для развития пространством.
Всадническая культура, древняя степная металлургия, звериный стиль, Золотой человек, тюркский мир, Великий шелковый путь, яблоки и тюльпаны – наш дар всему миру. Эти глобальные исторические вехи отмечают путь не одного отдельно взятого народа, а эволюцию всей Великой степи.
Нельзя сказать, что нам незнакомы эти «грани» или что они были в забвении. Напротив, парадокс в том, что они нам прекрасно известны, но мы почему-то привыкли воспринимать их, во-первых, по отдельности, а во-вторых, в принадлежности к какой-то определенной области научного знания. К примеру, большинство из этих семи «ключей» ассоциируются с историей, археологией и геологией, а яблоки и тюльпаны – с ботаникой и селекцией, в то время как все это также знаковые культурные феномены.
Если вдуматься, то практически каждая из «граней» – своеобразный пик творческих усилий уникального тандема природы и человека. Доместикация лошади в условиях ботайской культуры повлекла за собой целые «тектонические сдвиги» в мышлении и представлениях древних степняков, а результатом стал, говоря современным языком, дизайн всего, что так или иначе связано с конем. Помимо социально-бытового аспекта это навсегда изменило расклад в глобальной расстановке сил.
До сравнительно недавнего времени бытовало мнение, что основные показатели цивилизации – это наличие письменности и городской культуры. Однако история показывает, что все же главным мерилом уровня развития общества является его способность управляться с металлами. Открытие металлов и металлообработка стали «квантовым скачком» в истории человечества. Поэтому для нас так важны полученные Алькеем Маргуланом данные, что Великая степь, и конкретно регион Сарыарки, уже в нижнем неолите (IV–III тыс. до н. э.) стала одним из самых древних мировых центров добычи и выплавки меди.
Хотелось бы немного подробнее остановиться на зверином стиле и его своеобразной вершине – иссыкском Золотом человеке. Скифо-сакский звериный стиль – историческое явление и художественный стиль, возникший в I тысячелетии до нашей эры в степях Евразии. Древние кочевники создали неповторимый художественно-символический язык, который не только отразил их картину мира, но впоследствии стал важной и неотъемлемой частью культурного кода казахов.
В 1970 году в окрестностях города Иссык в ходе археологических раскопок сакских курганов обнаружено уникальное нетронутое захоронение молодого царя-жреца, известного сейчас как Алтын адам – Золотой человек. Его роскошное облачение представляет собой сакральную модель мира древних кочевников. Священные для номадов золотые животные и птицы, украшавшие костюм воина, создают самобытную анималистическую проекцию Мирового древа. Золото здесь – символ божественной власти и высшего статуса.
Сегодня Золотой человек стал символом независимого Казахстана, а некоторые элементы золотого убранства его костюма стали частью государственной символики республики.
Осмысливая это, очевидно, что звериный стиль и Золотой человек – это, помимо уникальной мифопоэтики и художественного феномена, также и удивительный результат сопряжения всаднической культуры и древней металлургии. Поэтому для нас такие «грани» не разрозненные части, а элементы подвижной живой системы, способные комбинироваться и «встраиваться», образуя новые универсальные формы, с честью выдержавшие испытание временем.
Эпоху владычества в степи сакских племенных союзов сменили тюркские империи, настолько большие и мощные, что целесообразно воспринимать их как целый мир. Достижения отечественной археологии на Алтае наглядно демонстрируют это.
Тюркский мир стал залогом расцвета ключевой торгово-экономической артерии Евразии – Великого шелкового пути, повлиявшего в той или иной степени на историко-культурный ландшафт всего материка. Думается, что истоки одного из уникальных достижений Казахстана – толерантности во многом следует искать именно в Великом шелковом пути – перекрестке мира и культурного разнообразия. И сегодня мы обязаны сберечь этот драгоценный, отточенный и проверенный столетиями опыт.
В наши дни мы много говорим о брендах и имидже как неотъемлемых признаках уровня развития страны и сообщества. В нашем сознании четко и устойчиво живут ассоциации, связывающие государства и их неформальные символы. Разве не повод для гордости осознание того, что яблоки и тюльпаны – общеизвестные бренды многих стран и народов, на самом деле «родом» из казахских степей? То, что вчера было очевидным для специалистов, сегодня рассматривается как общий культурный феномен.
Эти семь граней Великой степи – показатели культурной эволюции, которая шаг за шагом, отбирая и сберегая все лучшее и жизнеспособное, формирует нашу историю. Такой контекст позволит нам не фокусироваться только на чем-то одном, а видеть объемно всю картину взаимосвязи мест, имен и культурных достижений.
Казахстан XXI века – современное многонациональное государство, мультикультурное сообщество, объединяющим началом которого является дух единства. Мы видим цель, мы знаем, что необходимо сделать для ее достижения, мы понимаем, что достигнуть этого можно только сообща – вместе думая, сопереживая и трудясь.