Роль оценивания в качестве образования обсудили в NIS

405
Третий круглый стол в рамках проекта «Образование в новой реальности» Назарбаев Интеллектуальных школ был проведен Центром педагогических измерений и собрал около тысячи учителей со всей страны, передает Kazpravda.kz.

Встреча началась с актуального опроса педагогов о процессе оценивания.

Первые результаты отразили убежденность абсолютного большинства учителей (четверо из пяти) в том, что оценивание демонстрирует реальное
качество образования. Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова подчеркнула, что именно качественная и реальная оценка влияет на развитие ученика, понимание сильных и слабых сторон, а также на выбор профессии и определение будущего в целом:

– Оценивание дает возможность определить, насколько успешно усвоен учебный материал, а также уровень и глубину сформированных знаний: дал определение, выучил стих, написал диктант, решил задачу и др. Оно также позволяет непрерывно отслеживать сложную систему навыков и компетенций: навыки анализа и интерпретации данных, экстраполяции информации, создание продуктов, рефлексии.



Куляш Шамшидинова отметила, что основой системы оценивания является предоставление объективной, непрерывной и достоверной информации: учащимся – о качестве обучения, учителям – о прогрессе учеников, родителям – о степени достижения результатов обучения, а органам управления – о качестве предоставляемых образовательных услуг:

– Оценивание влияет на формирование «Я – концепции», то есть представление ученика о самом себе. Оценивание учителя, реакция одноклассников и родителей воздействуют на развитие самооценки. Удовлетворение собственного «Я» в оценке порождает у ребенка чувство личной значимости, силы, адекватности, полезности и необходимости в этом мире, а также формирует ответственность, любознательность и жизнестойкость посредством переживания успеха или неудачи, воздействуя на личность в целом.

Выводы Куляш Ногатаевны были подкреплены результатами исследования ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) в рамках глобального проекта «Образование – 2030», национальным координатором которого является NIS. Традиционные модели оценивания меняются, и в новых реалиях ученики принимают более активное участие в совершенствовании процесса собственного обучения.



Директор Центра педагогических измерений Айдана Шилибекова акцентировала внимание участников круглого стола на том, что учителям важно отслеживать согласованность результатов внутреннего и внешнего оценивания, это обеспечивает качество образования:

– Сильная система внешнего оценивания способна вызывать доверие общества. 

В Казахстане сегодня реализуется комплексный проект «Модернизация среднего образования» при поддержке Всемирного Банка по направлению «Приведение систем оценивания учащихся в соответствии с обновлённым содержанием образования». Сотрудничество Cambridge Assessment и NIS в рамках данного проекта – это объединение международного опыта и казахстанских достижений в развитии системы среднего образования. Один из ключевых экспертов проекта Анна Грин поделилась информацией о международных стандартах оценивания и инсайтами о том, как им соответствовать.

– Хорошее оценивание является центральным элементом хорошего образования. При разработке экзаменов отправной точкой служит то, что мы хотим развить у учащихся: глубокое знание предмета, концептуальное понимание и навыки мышления высокого порядка. Наше оценивание позволяет эффективно дифференцировать учащихся по успеваемости. Мы проводим его таким образом, чтобы оно было справедливым, валидным, надежным и практически осуществимым, – отметила Анна Грин.



Эксперт Cambridge Assessment выразила убеждение в том, что важно понимать подлинную ценность углубленного изучения предмета, что отражается в оценивании Кембриджского университета:

– В наиболее эффективных системах образования учебная программа не обширная и поверхностная, а напротив, склонна быть интенсивной и обеспечивать высокий уровень когнитивных требований. Она также носит более узконаправленный характер: в ней есть небольшое количество предметов, которые преподаются качественно, подробно и последовательно. 

Абсолютное большинство участников, прошедших опрос в начале круглого стола, сошлись во мнении, что вопрос соответствия стандартам должен рассматриваться в том числе и на уровне оценки школ. Это способствует их развитию.

Фокус выступления заместителя председателя правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ольги Можаевой был направлен на аккредитацию как один из подходов к оценке деятельности школ на международном уровне. Особо важным этапом в процессе международной аккредитации спикер назвала внутреннее самооценивание школ. На примере NIS Ольга Ивановна проанализировала важность самооценивания для организаций среднего образования:

– Общеобразовательные школы могут использовать опыт Интеллектуальных школ в самоанализе и самооценке для понимания своих сильных и слабых сторон в соответствии с существующими стандартами, для планирования конкретных мер по развитию. NIS готов оказать консультационную, методическую и методологическую поддержку каждой заинтересованной школе, – резюмировала Ольга Можаева.

На примере Назарбаев Интеллектуальных школ Ольга Ивановна продемонстрировала, как рекомендации экспертов помогли улучшить внутреннюю экосистему в школах:

– В командных визитах первого цикла аккредитации NIS рекомендовано более разнообразное применение стратегий дифференцированного обучения для поддержки учащихся. Центр педагогического мастерства провел обучающие семинары и вебинары, в рамках которых педагоги изучали методы и приемы, позволяющие обучать каждого ребенка на уровне его возможностей и способностей, с ориентацией на «зону ближайшего развития». Центр образовательных программ ежегодно в инструктивно-методическом письме включает разделы с описанием методов дифференцированного обучения с примерами деятельности учащихся и дифференциации процесса обучения. Организуются внутришкольные мероприятия для учителей по дифференцированным подходам. Педагоги, в свою очередь, делятся своим опытом друг с другом.

Одна из основных задач, стоящих перед учителями, – сделать так, чтобы оценивание не мешало учебному процессу, а наоборот, совершенствовало его. В этом убежден профессор Назарбаев Университета Мэтью Кортни:

– Зачастую после каждого теста учащиеся просто получают оценки, а об учителях, справедливо это или нет, судят по количеству хороших отметок в классе. Тем не менее, из данных, полученных в ходе оценивания, можно узнать намного больше. Мы можем использовать их для содействия обучению. Например, мы можем проверить, соответствует ли тест и содержащиеся в нем вопросы тому, что было изучено, определить зону ближайшего развития по Выготскому для каждого учащегося, а также углубить понимание того, как разворачивается обучение в конкретной предметной области.



Заместитель директора Центра педагогических измерений Сауле Вильданова, продолжив мысль зарубежного эксперта, подробно остановилась на методологии оценивания практики учителей. Сауле Аифовна выразила популярное мнение учеников о том, что оценка зависит не только от них, но и от педагога – каждый хотел бы учиться у такого учителя, чьи уроки интересны и понятны, а оценки справедливы, ведь это бесспорно приведет к высоким результатам.

– Основной показатель мастерства учителя – это урок, который, согласно исследованиям экспертов является самым объективным источником информации о профессиональных навыках учителя. Именно поэтому система оценивания учителей строится на наблюдении, обратной связи, рефлексии урока. Ежегодно учитель ставит цель профессионального развития на основе осмысления опыта и определения того, что требует улучшения в обучении. Достижение цели системно и фокусно наблюдается на уроках. Рефлексия позволяет провести оценку успешности урока и запланировать дальнейшие действия по развитию практики, – отметила Сауле Вильданова.

Использование многовековых обычаев, традиций и педагогического наследия народа в обучении и воспитании подрастающего поколения отмечал казахский поэт и педагог Магжан Жумабаев. В своих трудах он неоднократно высказывал идеи о правильном понимании оценивания, которые созвучны с внедренным сегодня критериальным подходом. Воспитательный аспект находит свое отражение через деятельность учителя на уроке. Своим опытом разработки интересных заданий, интегрирующих литературные произведения и математику, поделилась учитель NIS Анар Баймурзаева, а пример того, как оценивание способствует более глубокому усвоению учебного материала через самооценку и обратную связь, представила учитель казахского языка и литературы столичной школы-лицея №48 Гульшат Капшаева.

Рассуждения взрослых прервали дети, чьи голоса донесли честные мнения об оценивании в школе. Надо отметить, что точка зрения учеников была самой разной – кто-то уверен, что оценки помогают понимать, над чем поработать и в каком направлении двигаться, а кто-то считает, что главное – это то, как усваивается материал, и оценки ставить за это совершенно не обязательно.



Подводя итоги встречи, Куляш Шамшидинова подчеркнула, что любая система оценивания должна мотивировать человека учиться, а по-настоящему качественная система оценивания демонстрирует ежедневную качественную работу учителя. Качество – и есть одна из главных целей оценивания.

В видеообзоре, представленном участникам круглого стола, было представлено многообразие методических ресурсов, которые уже давно являются незаменимым подспорьем в работе учителей по всей стране. В частности, материалы, представленные в ходе круглого стола, будут размещены на единой платформе NIS «Системно-методический комплекс», на которой зарегистрировано около 400 тысяч педагогов. На портале СМК доступны методические материалы и спецификации по критериальному оцениванию и образцы заданий формативного и суммативного оценивания, в разделе «Разработки педагогов» представлены лучшие варианты работ суммативного оценивания, подготовленные учителями общеобразовательных школ на курсах повышения квалификации «Разработка и экспертиза заданий для оценивания».

Среди других, не менее полезных ресурсов – дистанционные курсы для учителей по вопросам оценивания, онлайн-тренажер для оценки уровня функциональной грамотности учеников, онлайн-калькулятор, который помогает учителю вычислить оптимальное время для выполнения суммативной работы, а также конструктор цели профессионального развития, где каждый учитель в соответствии с уровнем квалификационной категории и преподаваемым предметом сможет сформулировать цель на учебный год.

«Роль оценивания в обеспечении качества образования» – третий круглый стол, проведенный в NIS в рамках юбилейного проекта «Образование в новой реальности», посвященного 180-летию со дня рождения Ибрая Алтынсарина.


Популярное

Все
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Действенная система защиты прав и безопасности женщин и детей
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Как идет строительство завода по производству стали в Жамбылской области
Олжас Бектенов обсудил с Ли Яньтао строительство нового завода в РК
Турнир по тактическому многоборью выявил сильнейших среди команд спецназа МВД РК
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Журналистам показали строительство завода KIA в Костанайской области
Тариф почти как в столице
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
Казахстанский школьник стал лучшим физиком Европы
Запретить покупку жилья за наличные предлагают в России
Касым-Жомарт Токаев поприветствовал в Акорде Председателя КНР
Сильная жара и дожди в ближайшие дни придут в Казахстан
Госсоветник представил коллективу КИСИ нового директора
Саммит «Центральная Азия – Китай»: новые горизонты науки и образования
В Уральске открылся штаб «Дала қырандары».
Китайская компания планирует перерабатывать пшеницу в Акмолинской области
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Тайны городского парка
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Уральске реконструируют набережную
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок

Читайте также

Назначения
Хроника
Назначения
Начался прием заявок на соискание премий, грантов и благода…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]