Русский каганат: какие связи имеют туранская и славянская культуры

6607
Дулат Молдабаев
Американский историк Георгий Вернадский, основываясь на лингвистических данных, придерживался гипотезы об общности туранской и славянской культур, сообщает Kazpravda.kz.   

Во тьме веков

Столь революционная интерпретация некоторых вопросов истории Киевской Руси профессором Йельского университета возникла не на пустом месте. В его книге «Древняя Русь» причерноморские степи, которые ряд ученых на «шестой части суши» воспринимали как «Дикое поле», наполняются, как сказал поэт, «дымом костров и топотом копыт». Многолюдные и загадочные для нас племена на страницах солидного труда историка-лингвиста вдруг ожили и заговорили, став читателю родными. И тогда понятны чувства русского поэта Александра Блока, воскликнувшего: «Да, скифы – мы. Да, азиаты – мы!»

Сам евразиец считал, что изу­чающий русскую историю должен внимательно отслеживать развитие тенденций в евразийском кочевом мире, поскольку без знания этих процессов многие события в истории России никогда не могут быть в достаточной степени поняты и оценены. Георгий Вернадский пишет, что, учитывая широкую миграцию ранних славянских племен, его внимание было уделено не только событиям в границах географии России, но также развитию некоторых прилегающих регио­нов. Например, на Балканах, а также политике Византийской империи, Тюркского каганата и халифата.

И хотя в книге много информации об истории Византии, булгар, этот труд ни в коей мере не является очерком византийской или балканской истории. Лишь некоторые моменты истории византийского мира, которые имеют прямое или косвенное отношение к развитию народа и русской цивилизации, привлечены автором. Главы же I и II, рассматривающие «доисторию» и скифский период, послужили введением в тему.

По словам ученого, любое этнологическое отождествление племен и этнических имен затруднительно, особенно в отношении скифов и сарматов, объединивших под своим контролем огромные территории. Их имена могли относиться не только к правящим племенам, но также и к завоеванному ими местному населению.

Разнообразие кормящего ланд­шафта и экономических условий привело к раннему формированию разных типов хозяйст­венной и социальной организации людей. Клановые или семейные общины типа «задруги» должны были преобладать среди групп, занимавшихся сельским ремеслом. Охотничьи и рыболовецкие коллективы представляли иной тип социальной единицы, в то время как те, кто рискнул уйти на юг в степи и служил в войсках сарматских предводителей, возможно, организовывались в военные коммуны казацкого типа.

В начале железного века черноморские степи контролировали киммерийцы. В VII в. до н. э. их сменили скифы, пришедшие в Южную Россию с территории Казахстана. Скифы – не первая волна евразийских кочевников, пришедших в черноморские степи с востока, но об их предшественниках информация скудна. Скифское движение на запад, в свою очередь, сопровождалось в течение времени многочисленными вторжениями других кочевников.

Захоронения скифского периода в Казахстане, к примеру, в райо­не Караганды, свидетельствуют о преемственности культурного развития, поскольку в нескольких случаях могильники андроновского типа были использованы и в скифский период.

В истории киммерийцев и скифов прежде всего встает проблема их этнического происхождения. В то же время, если народы, осевшие в Южной Руси, обозначаются в разные эпохи несхожими именами, нельзя быть уверенным, что каждое новое имя сопряжено с миграцией этнической группы. В разные периоды новые правящие роды захватывали контроль над страной, и хотя какие-то группы эмигрировали, большинство местного населения оставалось.

Южная Россия впервые была политически организована киммерийцами (1000–700 гг. до н. э.), потом скифами (700–200 гг. до н. э.) и сарматами (200 г. до н. э. – 200 г. н. э.), затем последовали готы (200–370 гг. н. э.), смененные гуннами (370–454 гг. н. э.). В большинстве случаев подавляющая масса населения, признавая политический контроль пришельцев, отчаянно держалась за свои старые дома. В свою очередь вновь прибывшая группа добавляла свой этнический штрих к множеству уже существовавших.

Киммерийцы контролировали некоторое время все северное побережье Черного моря от Днестра до Керченского пролива. В середине VIII в. до н. э. основные провинции, находившиеся под их владычеством, были в крымском, азовском и кубанском регионах. Отсюда киммерийцы распространились в транскавказский район и к середине столетия атаковали царство Урарту, затем заключили союз с урартцами против Ассирии. Для борьбы с киммерийскими набегами ассирийский царь Ассаргадон заключил союз со скифами, которые жили тогда в Туркестане и Казахстане.

Под давлением скифского наступления киммерийцы разделились на две части. Одна осела в Крыму и в Северо-Кавказском регионе, другая группа отошла на запад и была разбита скифами на Днестре. На известном среди историков скифском колчане для стрел, найденном в кургане, два киммерийца изображены сражаю­щимися пешими со скифским всадником. Один с боевым топором, другой с кинжалом. У киммерийцев арийский тип лица, в то время как черты скифа ближе к алтайскому типу.

Конница была главной ударной силой скифской военной организации. Скифские всадники, позднее сарматские, использовали седло, которое давало им очевидное преимущество, поскольку ни греки, ни римляне не знали седел. Не ясно, имели ли скифы стремена. На древней вазе имеется картинка оседланного коня, а ремень, свисающий с подпруги, выглядит как кожаная шпора. Что касается западных народов, лишь после прихода аваров в VI веке шпоры стали использоваться во франкской кавалерии.

Лук был самым опасным оружием скифских всадников. Короткий, с двойным искривлением лук был хорошо приспособлен для стрельбы верхом. Стрелы изготовлялись из дерева или тростника, наконечники стрел были бронзовыми, иногда в курганах обнаруживают каменные, костяные и железные наконечники. Дальность полета стрел составляла около 400 футов. Колчан для стрел делали из дерева или кожи и обычно богато украшали. Колчан скифского предводителя покрывался золотыми или серебряными пластинками и крашеными – врезным путем и барельефом – рисунками военных сцен. В дополнение к луку скифский воин использовал также бронзовый или железный меч и кинжал.

Скифская империя социологически представляла собой власть кочевой орды над земледельческими племенами. Хазарское государство (VII–X вв.), как и Золотая Орда, было устроено по тому же образцу. Скифы основной орды были типичными кочевниками. Разведение лошадей было фундаментом их образа жизни, они жили в кибитках на колесах. Такая подвижная телега имела четыре или шесть колес и приводилась в движение двумя или тремя парами быков. Вареное мясо и кобылье молоко составляли основу их рациона.

Одежда состояла из кожуха, кафтана и брюк. Большое внимание уделялось кожаному и украшенному орнаментированными металлическими пластинками поясу. Женщины носили сарафан (тюркское слово särара пришло из персидского – «почетная одеж­да») и высокий головной убор (кокошник). В то время как большинство скифов были скотоводами и кочевниками, местные племена под их контролем занимались в основном земледелием. Как известно, зерно экспортировалось из Скифии в Грецию в больших объемах.

Таким образом, скифы-пахари были племенем всадников, контролировавшим земледельческое население. Эти всадники могли быть завоевателями, но автор также предлагает их рассматривать как группу местных сквайров (дворян), принявших скифский стиль и привычки жизни. Вероятно, либо скифы-пахари, либо контролируемые ими земледельцы, или же те и другие принадлежали к протославянской этнической группе. Правда, автор оговаривается, что все соображения, за отсутствием письменных свидетельств, носят лишь гипотетический характер.

Иранцы и туранцы

Профессор Йельского университета не случайно говорил о близости к славянской культуре не тюркской, а туранской цивилизации. Как известно, специалисты под туранцами подразумевают ираноязычных кочевников, расселившихся в степях современного Казах­стана. Согласно теории автора, иранский период обладал фундаментальной значимостью для последующего развития русской цивилизации. И «неуничтожимые следы иранского влияния существуют на карте России, поскольку во множестве случаев географические названия, в особенности в Южной Руси, происходят из иранского языка». Производные от иранского в языках как славян, так и финнов присутствуют в хозяйст­венной и земледельческой терминологии.

Если взять топонимические следы, оставленные иранцами, характерно в связи с этим имя реки Дон. «Дон» означает «вода», «река» на осетинском, название Дуная производное от того же корня, имена Днепр и Днестр также исходят из слова «don». Плиний сообщает, что скифы обитали на реке Танаис, еще одно иранское слово для понятия «река». Иранское начало можно обнаружить в таких гидронимах, как Цна, Тор, Трубеж, Стыр, Халан. Древнее наименование города Судак в Крыму – Сугдея – производное от иранского прилагательного sugda («освященный»).

От следов иранской культуры, обнаруженной в топонимике, Геор­гий Вернадский обращается к словарю. Очевидно, что культурное наследие иранского периода демонстрирует себя в различных аспектах жизни ранних славян, что находит выражение в словах, отображающих жилье (хата), одежду (шаровары), инст­рументы (топор), домашних животных (собака), социальную организацию (смерд). Через иранцев Древняя Русь познакомилась с ближневосточными мерами длины и веса. Так, древнерусская «большая гривенка», позднее известная как «русский фунт», соответствует вавилонской мине, а русский пуд – вавилонскому таланту.

Далее автор сообщает, что международное значение гунн­ского вторжения отчасти определялось далеко идущими изменениями в положении анто-славянских племен. Уничтожив могущество остготов, гунны предотвратили возможность германизации анто-славян в Южной Руси. Более того, остатки иранских племен в Южной Руси также были ослаблены. Значительная часть аланов двинулась на запад, за готами. В результате роль иранского элемента в жизни ас или антских племен уменьшилась, в то время как славянское влияние возросло.

Эпоха гуннского вторжения является в определенном смыс­ле периодом освобождения восточных славян не только от готского, но также и от иранского контроля. Привлекая славянских воинов в свое войско и используя их как вспомогательные подразделения во время своих кампаний, гунны вдохнули воен­ный дух в анто-славян.

Гуннское вторжение описывается в XXXI книге «Истории» Аммиана Марцеллина (330 – ок. 400). Движение гуннов, которое, как и миграция сарматов в предыдущий период, было обусловлено этническими сдвигами в Средней Евразии, имело далеко идущие исторические последствия для дальнейшего развития как Западной Евразии, так и собственно Европы. Именно гунны начали «великое переселение народов».

После смерти Аттилы (453 г.) гуннская империя распалась на несколько улусов. Начался процесс славянизации Византийской империи. И с ослаблением гуннского могущества славянские племена – анты и склавены – вышли на арену истории как независимая сила, в то время как в Бессарабии и в Украине первое славянское государство антов находилось в стадии формирования.

Проникшие же в Приазовье в середине VIII века скандинавы смешались с местными асами и русами и к концу века приоб­рели достаточную силу, чтобы угрожать Крыму. Поначалу пришельцы с севера освоились с именем асов, однако со временем они приняли название русов, поэтому государство, которое они основали в Азовском регионе, впоследствии стало известно, как Русский каганат. Автор предполагает, что к тому времени им удалось создать в приазовских степях не только вооруженные силы, но и организованное государство. А их правитель со временем присвоил себе хазарский титул кагана.

Здесь профессор Йельского университета среди прочих авторов ссылается на Ибн Рус­та, писавшего о славянах и русах. Средневековый автор сообщает, что царь русов, называемый хакан, разводит коней и пьет кобылье молоко. Согласно Ибн Русте, «русы совершали набеги на славян на кораблях, забирали их в плен, везли к хазарам и булгарам и там продавали». Они не имели пашен и получали пшеницу от славян.

Таким образом, это одно из первых свидетельств об отношениях между русами и хазарами, и автор труда «Древняя Русь» предполагает, что ко времени появления скандинавов в Приазовье, около 739 года, хазары использовали их в качестве союзников против арабов. Не потому ли глава, в которой об этом рассказывается, так и озаглавлена – Первый русский каганат?

Популярное

Все
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Учиться учитывать принципы гендерного равенства
В Астане почтили память легендарного Бауыржана Момышулы
Застраховать риски
Приоритеты и возможности казахско-корейского взаимодействия
У меня зазвонил телефон...
Чем будут кормить в школьных столовых?
Посол США впечатлен работой казахстанских реставраторов
В Таразе широко отметили 100-летие сатирика Шоны Смаханулы
Новейшие технологии как фактор высокого качества
Педагогов-ассистентов учат современным методикам работы с особенными детьми
Сила и ловкость в пожарном кроссфите
С чего начинается «Родина»
В шестой раз прошел театральный фестиваль «Алматинская осень»
Почувствуй себя флористом!
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Экологичная упаковка завоевывает рынок
Современная геополитика – это история о связях и сотрудничестве
Особое внимание – редкоземельным
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Строительство завода будет возобновлено
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Чувство – главное оружие поэта
Успешные педагоги вдохновляют на успех
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Выставка к 100-летию художника Нагым-Бека Нурмухаммедова от…
Исторические фото и кинофильм привезли из Монголии в Казахс…
Солисты ансамбля «Гүлдер» привезли из Грузии три первых мес…
Фильм «Бауырына салу» получил специальный приз на фестивале…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]