Осмысливая «Средний коридор»

3797
Лилия Сыздыкова

Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута демонстрирует стремительный рост

К таким выводам подводит статья «Осмысливая «Средний коридор», опуб­ликованная в конце октября в американском издании The National Interest. Ее автор Аксель де Верну, учащийся в Йельском университете по специальности «глобальные отношения и история» и ассистент по исследованиям в Йорктаунском институте, обращает внимание на то, что Западу следует удвоить свою экономическую поддержку торговых путей, проходящих через Центральную Азию.

Информационным поводом для статьи послужило подписание 21 октября 2024 года между Bahnoperator Austria и KTZ Express (дочерняя компания «Казакстан темир жолы») меморандума о намерении регулярно отправлять грузы друг другу по Транскаспийскому международному транспорт­ному маршруту (ТМТМ), также известному как «Средний коридор». Автор отмечает, что это лишь одно из недавних событий в головокружительном росте ТМТМ, который закладывает основу для дальнейшего сотрудничества между Западом и Центральной Азией.

Учитывая геополитическую ситуацию, Аксель де Верну обращает внимание на географию «Среднего коридора»: товары из Китая, следующие через ТМТМ, проходят через Казахстан, Кас­пийское море, Азербайджан и Грузию, где затем либо ответвляются на Турцию, либо продолжают путь через Черное море, доходя до Болгарии, Румынии или Украины.

Из Турции эти товары могут быть направлены в Средиземноморье, а из Украины − в Польшу.

Автор, ссылаясь на интервью председателя ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Ровшана Рустамова, отмечает, что на мировых логистических рынках происходят значительные изменения. На это, в частности, существенно повлияли военные действия в Украине и введенные против России санк­ции. В результате в период с января по сентябрь 2024 года объе­мы грузоперевозок по ТМТМ выросли на 70%.

Страны, прилегающие к коридору, и международные структуры демонстрируют заинтересованность в расширении своего участия. Например, Туркмени­стан и Европейский союз (ЕС) запустили Координационную платформу для дальнейшей интеграции стран Центральной Азии в ТМТМ и продвижения инфраструктурных проектов, чтобы повысить пропускную способность этого транспорт­ного маршрута.

«Запад может стимулировать долгосрочные коммерческие связи с Казахстаном, оказавшимся на перекрестке нескольких инициатив, финансируя его инфраструктурные проекты и оказывая логистическую помощь его бизнесу. За тот же период с января по сентябрь 2024 года объем контейнеров, отправленных из России в Китай через Казахстан, вырос на 63% по сравнению с тем же девятимесячным периодом в 2023-м. В дополнение к существующему торговому маршруту вышеупомянутая компания KTZ Express совместно с российскими и китайскими партнерами работает над строительством нового транспортно-логистического центра CRK Terminal в Московской области», – говорится в статье.

Автор отмечает, что Казахстан «ловко лавирует между западными и российско-китайскими торговыми предложениями, выбирая те, которые наиболее соответствуют его национальным интересам».

Наша страна также привлекает новых партнеров к проекту и к развитию своего транспортно-логистического и транзитного потенциала. Во время визита Канцлера ФРГ Олафа Шольца в Астану в сентябре этого года Президент Казахстана
Касым-Жомарт Токаев подчерк­нул, что Германия может сыграть ключевую роль в увязке ТМТМ с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T) и Глобальными воротами (Global Gateway) − инфраструктурным инвестиционным проектом, рассматриваемым в качестве альтернативы китайской инициативе «Один пояс, один путь» (ОПОП).

«Поначалу это кажется противоречивым, – пишет Аксель де Верну. – Энтузиазм Китая в отношении «Среднего коридора», вызванный желанием облегчить торговлю с Европой, вероятно, стал одним из ведущих факторов его быстрого расширения. Однако, опять же, Казахстан не выбирает между Глобальными воротами и ОПОП. Если он сможет воспользоваться плодами обоих проектов − Астана и Пекин реализовали 52 проек­та общей стоимостью более 21,2 миллиарда долларов − он так и сделает. Настаивать на том, чтобы Казахстан отказался от китайского финансирования − проигрышная стратегия.

Вместо этого Западу следует удвоить свою экономическую поддержку таких торговых маршрутов, как «Средний коридор», даже если они одновременно помогают Китаю в краткосрочной перспективе. Все товары, идущие из Пекина в Европу через ТМТМ, ранее шли по Северному коридору через Россию, поэтому сохранение связи с Китаем через Центральную Азию не создает новой системы зависимости.

Скорее, это просто сокращает время, необходимое для доставки китайских товаров в Европу. Вкладывая средства в инфраструктурные проекты и сухопутные терминалы, выгодные для стран Центральной Азии, Запад обеспечивает себе долгосрочных торговых партнеров», – отмечает он.

По мнению автора, американские агентства по развитию могут оказать поддержку своим европейским коллегам, уже сотрудничающим с центральноазиатскими предприятиями, чтобы максимально повысить эффективность ТМТМ.

Популярное

Все
Твердая позиция по мягкой силе
Монополисты предлагают досрочно повысить тарифы
Инфлюенсер казахских традиций и языка
Требуются новые подходы
Забудьте о ведрах с углем и золой!
Развитие предпринимательства – основа успешной экономики
Дом без рулевого
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Мы – из Казахстана!
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
Лица старого Уральска
Оперу «Айсулу» представили в «Астана Опера»
Осужден руководитель ветеринарной службы Туркестанской области
Кобот мебель выпускает
69-летняя студентка из Турции учит казахский язык в университете Туркестана
Политическая дружба на принципах равенства и взаимоуважения
Стартовал чемпионат Азии по боксу
«Юные беркуты» трудностей не боятся
Будем друзьями?
Вопрос жизни
Продолжается международная акция «16 активных дней против насилия»
Труд, облагородь человека!
«Киберпол» работает эффективно
В Южной Корее открылась кофейня Starbucks с видом на КНДР
Доля женщин в парламентах мира приближается к одной трети
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана
Увидеть Мангистау и запомнить навсегда
В Кызылординской области открылась первая «Комфортная школа»
Кто и как охотится за нашими детьми?
Санжар Адилов назначен заместителем министра внутренних дел РК

Читайте также

Объем автоперевозок между Казахстаном и Китаем вырос на 60%
Полкилометра рельсов проложили на опытном участке LRT
Запрет на вывоз лома черных и цветных металлов вводят в РК
Камеры начали фиксировать среднюю скорость на дорогах Казах…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]