![](/media/news/2022/default.png)
Наверное, даже королевские золотошвейки позавидовали бы тем работам, которые представили казахстанские рукодельницы на торговой выставке, проходившей в рамках III Центрально-Азиатского торгового форума. Честно говоря, бывая на подобных мероприятиях, журналисты пробегают выставочные павильоны мимоходом, спеша послушать спикеров. Кончено, цифры – вещь упрямая, точная. Но они не передадут, к примеру, всей красоты шелкового батика Гульнар Умирбек, колорита, сочности ее работ и огромного таланта мастерицы. Перебирая ею расписанные шарфы, палантины, косынки, я вдруг поймала себя на мысли: как же блекло выглядит моя дорогая итальянская, но серийного выпуска косынка.
Лишили бы дара речи и любую топ-модель те одеяния, которые из невесомого шелка и тончайшего войлока изготовила и представила этнодизайнер Улбосын Дауленова. Такое же потрясение можно испытать, посмотрев работы бишкекского ателье «Дилбар»: кожа, натуральные шелка, стильный восточный дизайн.
Если работы этих мастеров и «фольк», то «фольк» очень современный и очень востребованный. Это – дизайнерское искусство, выросшее из национальных ремесел, но сохранившее самобытность, высоко ценимую во всем мире. Чаще бродя по дорогим бутикам, чем по подобным выставкам, наши модницы явно не понимают, чем пренебрегают. А ведь все это – индивидуальность, высочайшее качество ручной работы, которое никоим образом не подпадает под определение «кустарность». И в то же время производящие их ИП уже обретают современные формы организации бизнеса, производства небольших коллекций. Другое дело, что им порой негде их продавать: чужие бренды приобретаются охотнее. Они раскручены, за ними «международная» репутация. Хотя, зачастую, дутая…
«И где все это продается?» – пройдя несколько таких эксклюзивных стендов, спрашивают мастериц. «Преимущественно на Западе. Там это ценится», – почти не сговариваясь, отвечали все они. В лучшем случае в сувенирных бутиках. Хотя это уже – малая индустрия.
Еще один стенд и снова удивление: женские колготки «Пэри», носки, легинсы, которые производятся… в Шымкенте компанией Inspiration. Анар Ахметова, директор ТОО «Пэри», видя мое полное недоумение, разрешила все выставленное потрогать руками, помять. Но разве что чулочную нить и кружева на зуб не пробовала. Как говорится, теперь отвечаю: все «дэны» в наличии. Ассортимент широк. Качество итальянское. Что объяснимо: небольшое предприятие, где работает около полусотни человек, казахстанско-итальянское. Анар сказала, что создан и раскручен бизнес на частные отечественные капиталы. Без грантов и каких-либо государственных денег. Продукция реализуется в ряде торговых сетей республики по очень конкурентным ценам при сопоставимом с итальянскими изделиями качестве.
Конечно, мы, в большинстве своем, за девиз «Покупай казахстанское!», но, приходя в торговые точки, как-то все больше на бренды смотрим. А зря: продукция многих казахстанских и центральноазиатских мастеров, предприятий, умело сочетающих традиции с новыми технологиями, уже на уровне многих брендов. Хотя и без рекламной раскрутки.
Понятно, что, оторопев от товара «чисто женского» – узбекских, кыргызских, казахстанских предметов быта и интерьера, одежды, украшений, сумочек, я вначале пропустила товары более прозаичные, но не менее важные. На выставке же были представлены предприятия сервиса, транспорта, энергетики. В частности, таких казахстанских компаний, как Astana Solar или Alageum electric, которые известны своим новаторством в Казахстане и уже нарастили экспортные амбиции.
Впрочем, почти все, представленное на выставке, – от полусотни компаний Центральной Азии, в полной мере отвечает статусу экспортоориентированной продукции. Правда, об этом даже в соседних павильонах мало кто так друг о друге до сих пор думал.
– Хорошо, мы здесь продукцию друг друга увидели, удивились, что в наших странах это производится, оценили и теперь знаем, какие товары местного производства можно приобретать, – призналась Анар Ахметова. – Очень жаль, что о новых отечественных и региональных производствах и продукции так мало информации.
Словно отвечая ей, в зале, где проходил самый крупный в Центральной Азии торговый форум, его участники говорят о том, что это – замечательная площадка для того, чтобы познакомиться поближе друг с другом и обсудить возможности наращивания взаимного экспорта.
На третьем форуме (первый прошел в Бишкеке, а два других – в Алматы) собралось уже более 300 участников. В их числе эксперты, топ-менеджеры государственных и бизнес-структур, представители международных организаций и руководители дипломатических миссий. В диалог вовлечены эксперты и предприниматели всех центральноазиатских стран, России, Пакистана, Афганистана, Австрии и США. И конечно, именно вопрос практической результативности подобных встреч был ключевым. Отвечая на него, руководитель проекта USAID по региональному экономическому сотрудничеству Виктор Продедович привел такие данные: по итогам форума 2012 года были заключены торговые договоры почти на 1 млн. долларов. Ожидается, что по результатам третьего форума будет заключено торговых сделок более чем на 2 млн. долларов, частично в силу того, что в его работе принимают участие крупные делегации из Пакистана и Афганистана. Но, как оговорился Виктор Продедович, эти цифры не конечны, поскольку сложно отследить и учесть контракты, заключаемые участниками форума.
Впрочем, здесь следует привести еще одну оговорку – от управляющего директора АО «Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» Газизы Шахановой. Из 92,2 млрд. долларов годового казахстанского экспорта на страны региона приходится всего лишь 3 млрд. долларов. Мы можем в страны Центральной Азии экспортировать товаров до 7 млрд. долларов, считает она. И задает тон дискуссии по острой проблеме – акцизов и прочих барьеров на пути свободного перемещения товаров и услуг. Именно они не позволяют реализовывать имеющийся потенциал, считает она. Участники форума соглашаются, что проблемы есть, и они должны обсуждаться на таких встречах. Правда, с учетом самобытности национальных экономик, законодательств и интересов каждой из стран, которые стремятся защищать свои рынки.
Но договариваться и торговать нужно. Пример результативности взаимного стремления двух стран к партнерству привел Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Исламской Республике Афганистан Омиртай Битимов. В 2012 году товарооборот между двумя странами составил всего 340 млн. долларов. А за 8 месяцев текущего года, после подписания межправительственного соглашения о защите взаимных инвестиций, уже превысил отметку 560 млн.
Ветер меняет дорожные указатели, и может быть, такой же ветер перемен в Центральной Азии сменит направление акцизной политики в сторону смягчения, философски заметила Газиза Шаханова. Но в целом подвижки есть. Как считает директор миссии USAID в Центральной Азии Анн Аарнес, прошедший в Алматы форум подтверждает растущий интерес к партнерству между странами Центральной Азии с целью усиления региональной торговли по новому Шелковому пути.
Алевтина ДОНСКИХ, Алматы