«Сайрамда бар сансыз баб» – «святых в Сайраме несметное количество»
Любовь Доброта
«Сайрамда бар сансыз баб» – «святых в Сайраме несметное количество». Так говорят сами жители Сайрама. Насколько обосновано такое утверждение, размышляет генеральный директор Института археологии им. А. Х. Маргулана, доктор исторических наук Бауыржан Байтанаев.

– Бауыржан Абишевич, сейчас Сайрам является отдельным микрорайоном Шымкента. А что об этом населенном пункте нам известно из истории?

– Городище Сайрам является крупнейшим памятником городской культуры. Это своеобразный музей под открытым небом, сохранивший множество древних легенд и интересных архитектурных артефактов. Он отождествляется с городом Испиджабом, известным по средневековым письменным источникам. В то время он располагался на крайнем востоке мусульманского мира.

Его возвышение началось в IX веке после похода на юг Казахстана саманида Нуха ибн Асада. Вот что пишет об этом ал-Белазури: «…Взятие крепости Исбиджаба было в старину, потом завладели ею турки (т. е. тюрки) и с ними группа людей из жителей Шаша, потом взял его Нух ибн Асад в халифат эмира правоверных ал-Мутасима Биллаха и построил вокруг него стену, окружающую виноградники и посевы его жителей».

Сочинение ал-Белазури написано во второй половине IX века, и, как следует из текста, сведения о событиях, связанных с завоеванием Испиджаба, относятся к 833–844 годам, по которым можно констатировать начало активного распространения ислама в Казахстане. После похода Нуха ибн Асада Испиджаб становится великой пограничной крепостью на границе с кочевой степью и «местом войны за веру».

Испиджаб был в то время единственным городом, освобожденным от налогов, он, по сути, получил статус свободной экономической зоны. По этому поводу величайший арабский географ X века ал-Макдиси говорил: «Это славный пограничный округ и страна войны за веру. …Они не знают неурожаев и [не платят] хараджа». У тюрков до принятия ислама были свои боги и культы, от которых они отреклись не сразу, лишь спустя века.
И даже в начале XIII века Якут ал-Хамави в своем сочинении про город Испиджаб писал: «Не было ни в Хорасане, ни Мавераннахре города, на котором не лежало хараджа, кроме Асфиджаба, потому что он был великой пограничной крепостью и был освобожден от хараджа из-за этого, чтобы жители его тратили свой харадж на оружие и издержки пребывания в этой стране».



– Получается, что освобождение от налогов и удобное расположение города на Великом шелковом пути стимулируют экономическое развитие региона?

– Да, именно так. Испиджаб начинает активно развиваться и разрастаться. Со всей территории Мавераннахра, и не только, к нему тянется различное население, которое формирует вокруг него рабады и сельскую округу. Не случайно в средневековом анонимном географическом сочинении Худуд ал-алем писалось, что Испиджаб является «рудником» для торговцев всего мира.

– Бауыржан Абишевич, а как скоро получил древний Сайрам статус сакрального города?

– Сакральной функцией Сайрам обладал изначально. На это указывал Махмуд Кашгарский: «Сайрам – название белого города (ал-Мединат ал-Байда), который называется Испиджаб. Сарьям видоизменение этого». Здесь белый цвет имел значение отнюдь не как цветовое определение. Ал-Мединат ал-Байда буквально – Белый город –священный город, сакральный город.

В Сайраме в значительном количестве сконцентрированы памятники культовой архитектуры, которые условно можно разделить на несколько групп. Это памятники, связанные с именами исламских миссионеров – Абдель-азиз-баб,

Мирали-баб, Падшах-Малик-баб. Есть памятники, связанные с именем Ходжи Ахмеда Яссауи, – Ибрагим-ата, Карашаш-ана, Махмудхан-ата, Мустафакули-ата-Сузик-ата и другие. А еще есть памятники, носящие имена библейских и коранических пророков, захоронения ученых и историков, поэтов и богословов, исторических и легендарных лиц, оставивших след в истории Сайрама, точно так же наделенные сакральным значением, ставшие святыми местами, – Кази Байзави, Ходжа Хамид-ата Байзави, Куйбиддин-вали Гулама, Хасан Байзави, Жусип Сайрами, Ахмет аль-Испиджаби и прочие.

Основываясь на опросных данных, исследователи Бартольд, Иванов, Массон указывали на принадлежность некоторых святых Сайрама к Библии, причем со всей определенностью – на христианское происхождение мазара Мариам-Биби. Идрис, Иош, Хызыр, Салих – эти имена выстраиваются в совершенно определенный семантический ряд. Сюда также «просится» имя Бибигияс-ана – матери легендарного Хызыра.

– Получается, что список святых Сайрама можно соотнести с разными религиями?

– Да, его можно разделить на четыре группы имен пророков. К первой относятся имена, встречающиеся и в Библии, и в Коране. Это пророк Идрис, идентифицируемый с библейским Енохом. Салих, которому в Коране посвящены целые суры, но имени его нет в Библии. Иош, отождествляемый с библейским пророком Иисусом Навиным, автором одной из книг Ветхого Завета, но имени его нет в Коране. Хызыр-Пайгамбар – пророк, неизвестный Библии, а в Коране он упоминается как безымянный спутник Мусы (Моисея). И хотя идентификация сайрамских святых с библейскими персонажами не абсолютна, между ними очевидна определенная семантическая связь, обусловленная многими факторами. В первую очередь – единством места их нахождения в сакральном городе Сайраме.
Можно назвать целый ряд параллелизмов в именах библейских и коранических пророков: Нух – Ной, Ибрахим – Авраам, Йакуб – Иаков, Муса – Моисей, Дауд – Давид, Закарийа – Захария, Йахья – Иоанн Креститель и так далее. Наблюдается даже созвучие в написании некоторых имен, например: Джабраил – Гавриил.



– Есть у Вас, как ученого, долгие годы занимавшегося изучением истории Сайрама и издавшего книги, объяснение тому, как эти агионимы появились в Сайраме?

– Это могло произойти разными путями. Например, из Корана и мусульманского предания. Ими, в свою очередь, многие моменты арабской и иудее-христианской мифологии были усвоены и переработаны довольно легко и быстро, ибо у их истоков много общего. Известно, что «…Мухаммед оперировал сведениями из христианства и иудаизма, известными ему в устной передаче». Эти сведения он черпал прежде всего от несториан. Еще это могло произойти непосредственно из Библии. Они могли быть привнесены христианами, учитывая полиэтничность Сайрама (Испиджаба). Легко предположить в нем проживание рядом представителей различных вероисповеданий, не исключая и христианства того или иного толка.

Сайрамская библейская и кораническая мифологии, которые тесно переплелись между собой, образуя единый сложный комплекс, несомненно, имеют под собой реальную историческую почву.

В какой-то мере проливает свет на религиозно-этническую ситуацию в Испиджабе накануне арабского завоевания сочинение Сафи ад-Дина Орын Койлакы «Насабнаме», датируемое второй половиной XIII века. Там, в частности, говорится, что когда Исхак-баб – сирийский полководец и едва ли не первый исламский миссионер на юге Казахстана – пришел в Сайрам, там был один правитель. Его звали Коркоз, прозвище Нахибдар.

В Сайрамском владении было 160 тысяч домов тарса. И было 300 тысяч рустаков. Все они были тарса. Нахибдар заявил Исхак-бабу, что 70 поколений его предков были тарса. Несомненно, многие сведения из этого сочинения имеют исключительно характер легенды, а цифры явно преувеличены. И все же данные из текста о тарса заслуживают внимания и указывают на возможность существования в Сайраме христианских общин.

По мнению большинства ученых, термин «тарса» является обозначением групп христиан, имевших широкое распространение в Азии.
В Сайраме особо почитаема могила Мариам-Биби, отождествляемой с девой Марией Нового Завета, матерью Иисуса Христа. И это может быть еще одним подтверждением ранее существовавшей в Испиджабе христианской общины или даже нескольких общин.

– Какими могли быть доисламские культы в Испиджабе? Вы не исключаете библейские корни в их названиях и не только?

– Известно, что распространение христианства на Среднем Востоке и в Центрально-Азиатском регионе началось еще до оформления ислама в мировую религию. Впоследствии доисламские культы переплетались как между собой, так и с ортодоксальным исламом, где даже культ Хызыра принял отчетливый суфийский оттенок.

К слову, после принятия ислама в центре города Сайрама была построена мечеть и большая башня, которую назвали в честь пророка Хызыра. Священнослужители считали Хызыра одним из ныне живущих пророков. Его стали называть Хызыр, потому что место, на которое он садился, сразу зеленело. Зеленый цвет и цветение земли по-арабски называют «хезра».

В результате землетрясения высота башни уменьшилась с 10,5 метра до 5,7 метра. К слову, башня Хызыра сохранилась в Сайраме, и в нынешнем году на ней проведены реставрационные работы. А вот от мечети Хызыр-Пайгамбар остались лишь минарет и подземное сооружение «чилля-хана».
Статус сакрального города Сайрам сохранил до наших дней, являясь крупным объектом паломничества в Казахстане. В проект республиканского значения «Святые земли Казахстана» включены семь объектов Шымкента. Практически все они расположены в Сайраме, жители которого говорят: «Сайрамда бар сансыз баб» – «святых в Сайраме несметное количество». В буквальном смысле слова не зарастает народная тропа к культовым памятникам.

На границах бывшего шахристана расположены шесть мазаров и один минарет, являющиеся памятниками архитектуры. Они окружены свободным пространством, есть возможность для обзора, и это придает современной застройке своеобразный живописный облик. Мазаров и мечетей, построенных на возвышенностях из жженого кирпича, здесь всегда было очень много.

До наших дней сохранились мавзолеи Карашаш-ана, Мирали-баб, Ибрагим-ата, Абдель-азиз-баб. Мавзолей Ибрагим-ата, например, построен предположительно в XVI–XVII веках над погребением местного шейха. По преданиям – отца Ахмеда Яссауи. Это сооружение относится к одним из наиболее ранних сохранившихся памятников купольных мавзолеев средневекового зодчества. Он, как и большинство таких построек, подвергался многократным ремонтам и перестройкам, сохранив лишь отдельные детали своего первоначального вида.

В современном рельефе сохранились следы и контуры шахристана – земляного вала, городских ворот и построек в виде высоких бугров.
Сайрам – это живая история, путешествие по нему может многое рассказать о многовековом прошлом древнейшего города на Великом шелковом пути, жители которого исповедовали разные религии.

Популярное

Все
Пилотный проект по профилактике преступлений в отношении детей запустили в Казахстане
Население стареет в ряде регионов Казахстана
Перепил, убил – в тюрьму
300 млн тенге на ремонт новой девятиэтажки удалось "выбить" через суд в Усть-Каменогорске
С опорой на мнение горожан – интервью с секретарем маслихата Алматы
Закон Республики Казахстан
Поле жизни Жаната
Семье потерявшего руки от удара током мальчика подарят квартиру
Семь лет без «солдата любви»
Закон Республики Казахстан
Готовь трамплины летом
Лето казахстанских конькобежцев больше не напоминает грустную историю
Из самого сердца
Творчество в шаговой доступности
Новая разработка поможет противостоять хакерским атакам в Казахстане
Проекты и перспективы
HELP станет подспорьем
С дипломом из колонии
Семейный вопрос
Парадоксальная ситуация сложилась на рынке электроэнергии Карагандинской области
Заболеваемость COVID-19 растет. Ждать ли ограничений, ответили в Минздраве РК
Таксист увёз девушку за город в Караганде
Ограничить покупку и продажу рублей в обменных пунктах предложил мажилисмен
Отстрел 80 тысяч сайгаков планируется разрешить в Казахстане
Депутат резко раскритиковал новые правила подушевого финансирования детских кружков
Срок перехода на ОСИ продлили в Казахстане – подписан закон
Что происходит с тенге – свежие данные
30 лет дипломатической службе независимого Казахстана – статья Мухтара Тлеуберди
Каким должен быть "правильный" исследовательский вуз – интервью с главой КАТУ
Пересмотреть ставки некоторых налогов предлагают в Минфине РК
Ограничения из-за COVID-19 снова вводят в Казахстане
Повысить пенсию в Казахстане предлагает Минтруда
Пенсионный возраст: cнижать или нет?
Cтуденты из Индии утонули в каньоне Аксу: появилось видео, снятое за секунды до трагедии
Вооруженные разборки устроили 15 человек в Акмолинской области
Качество жизни зависит от качества мышления
Журналист Махамбет Абжан задержан за вымогательство в Нур-Султане
Избил имама в мечети житель Талдыкоргана
Задержание самолета российской авиакомпании в Нур-Султане прокомментировали в КГД
Яркая вспышка в ночном небе напугала жителей Тараза
Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»
Появилось видео последнего прыжка казахстанца для ролика в TikTok в Актау
Известные казахстанцы высказались о прошедшем референдуме
45-градусная жара придет в Казахстан
Шура спел на улице в Нур-Султане
Дефицит казахстанского газа через три года спрогнозировал министр энергетики
Уникальные материалы об истории Казахстана привезли из-за границы
Выступление Токаева в Петербурге вызвало большой резонанс в казахстанском обществе
"Мальчик 3 часа избивал девочку в детском центре развития": возбуждено уголовное дело
Цены на бензин марки АИ-95 могут вырасти в Казахстане
Евросоюз выступил с заявлением о референдуме в Казахстане
Что осталось от Аральского моря, показал космонавт с борта МКС
О Токаеве пишут влиятельные СМИ многих стран после выступления на ПМЭФ
Стали известны подробности убийства подростка в Алматы
Национальный курултай – возрожденная традиция для Нового Казахстана
Стихийный самозахват земель идет в Павлодаре
Планы по запрету вейпов разъяснили в Миннацэкономики
"Сбежавший" от СМИ аким Кызылординской области рассказал о своих дорогих часах
Наука как решающий фактор развития Казахстана
Доставила "испанский чизкейк": справившую нужду в лифте девушку арестовали в Нур-Султане

Читайте также

Культура
Семь лет без «солдата любви»
Культура
Эпоха Андриасяна
Культура
Домбра – всему голова
Культура
Национальный день домбры отмечает Казахстан

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]