В ПОГОНЕ ЗА СЕНСАЦИЕЙ
Astana Media Week 2021 в этом году проходит в гибридном формате. Среди приглашенных – эксперты, руководители крупнейших СМИ Казахстана, США, Великобритании, России, Узбекистана, Кыргызстана, исследователи информационного пространства, профессионалы международной теле-, кино- и медиаиндустрии.
На повестке дня – вопросы развития СМИ в условиях выхода из коронакризиса, поиск ответов на новые вызовы, освещение в прессе острых вопросов, социальной и геополитической ситуации.
Как отметила министр информации и общественного развития Казахстана Аида Балаева, освещение социальной тематики занимает особое место в дискуссиях.
– Социальные конфликты, в которые вовлечены различные группы населения, ярко отражаются в зеркале информационного поля, – отметила Аида Балаева. – Мы не раз становились свидетелями того, как социальный конфликт стремительно переходил в межэтническую либо политическую плоскость, деля людей на противоборствующие лагеря. На этом фоне распространялись непроверенные сведения, часто сопровождаемые негативным подтекстом. В нашем же случае речь идет о том, что на остроту публикаций по вопросам социального характера практически первостепенное влияние оказывает редакционная политика СМИ.
Глава МИОР остановилась на основных проблемных моментах в освещении актуальных социальных вопросов. Один из них заключается в уровне профессионализма редакторов и журналистов. В частности, инциденты, имеющие острый социальный характер, по словам министра, нередко преподносятся в СМИ на примитивном обывательском уровне, с некорректной передачей сути самого события и отдельных его аспектов.
– Стремление редакций сотворить сиюминутную сенсацию мы наблюдаем и при освещении событий, связанных с насилием в отношении женщин и детей, – обратила внимание Аида Балаева. – Создается впечатление, что СМИ соревнуются в том, кто первым выяснит и выдаст в инфополе персональные данные жертвы и насильника. Остроты пытаются добавлять и за счет подробнейших описаний происшествия, иногда с использованием фото- и видеоматериалов, демонстрирующих «кровавые сцены». Особенное место тут занимают телесюжеты, когда при монтаже не используется эффект блюр или модуляция голоса. Полагаю, что журналистскому сообществу, как и «свободным художникам» – блогерам следует понимать, что никакие высокие рейтинги не оправдывают подачи острых социальных событий в провокационном ключе.
Особое внимание глава МИОР уделила международному опыту регулирования деятельности СМИ при освещении острых социальных вопросов. Она сослалась на стандарт Би-Би-Си, в котором говорится об ответственности перед зрителями и соблюдении принципов достоверности, беспристрастности, объективности при создании новостей.
– «Нью-Йорк Таймс» определила следующие принципы: журналисты не должны выражать свои политические взгляды или давать оскорбительные комментарии, они не могут занимать какую-либо из сторон в вопросах, которые освещает издание. Редакция также не рекомендует журналистам использовать неподтвержденную информацию, которая может навредить или принести неудобства другим лицам или организациям, – привела пример Аида Балаева.
Она выразила уверенность в том, что и казахстанские СМИ, и профессиональные журналисты в своей работе руководствуются теми же принципами при освещении событий любой важности. Тем не менее некоторые отечественные СМИ и блогеры в соцсетях допускают серьезные нарушения.
По данным правового мониторинга, проведенного МИОР, с начала прошлого года в казахстанских и зарубежных СМИ и социальных медиа выявлено более 500 материалов, содержащих нарушения законодательства. К шести зарубежным интернет-ресурсам был ограничен доступ на территории Казахстана. По всем зафиксированным фактам были направлены предписания об устранении нарушений руководителям СМИ и администрации соцсетей. По ряду публикаций материалы отправлены в правоохранительные органы.
– Здесь мне бы хотелось сместить немного акценты, поскольку законодательные требования прописаны для всех граждан, а не только для работников СМИ, – подчеркнула Аида Балаева. – Поэтому надо исходить из понимания, что при освещении социальной тематики необходимо учитывать, скорее, не только требования законодательства, но и нормы профессиональной этики, морали, социальной ответственности. В наше время это ценностный ориентир для любого общества.
Одним из эффективных механизмов решения указанного вопроса, по мнению министра, может стать повышение правовой грамотности казахстанцев, а также совершенствование профессиональных навыков представителей отечественной медиасферы.
ДЕФИНИЦИИ И СМЫСЛЫ
Новые понятия и определения могут появиться в ближайшее время в казахстанском законодательстве для описания деятельности СМИ и явлений в медиасфере. Об этом на площадке Astana Media Week рассказал вице-министр информации и общественного развития Кемелбек Ойшыбаев.
По его словам, в связи с развитием современных технологий и ростом влияния принципиально новых форматов подачи информации к 2023 году планируется внесение изменений в казахстанское законодательство, в том числе и в Закон «О СМИ». Как заверил вице-министр, все поправки будут обсуждаться с журналистским сообществом.
По предварительным данным, планируется внесение в законодательство ряда понятий для определения традиционных СМИ и новых медиа, к которым будут отнесены различные платформы в Интернете, поисковые системы, платформы ОТТ (агрегаторы видеоконтента) и социальные сети. Для них будут четко сформулированы правила работы в Казахстане.
– Будут законодательно внедрены процедуры медиаизмерений, – добавил Кемелбек Ойшыбаев. – Для нас важно, чтобы в Казахстане медиаизмерение было с использованием новых технологий и, главное, охватывало 100% населения. Только так можно выяснить медиапредпочтения всех казахстанцев.
Кроме того, вице-министр обратил внимание на рост охвата аудитории в Интернете государственными СМИ.
– Производится уникальный контент, ориентированный только на интернет-аудиторию, и здесь, надо сказать, есть успехи, – отметил спикер. – К примеру, YouTube-канал «Хабара» имеет 6,5 миллиона уникальных пользователей. Растет привычка просмотра сериалов в Интернете. Число просмотров проектов телерадиокорпорации «Qazaqstan» на YouTube за 6 месяцев составило почти 300 миллионов.
О терминах и понятиях говорил на Astana Media Week генеральный директор BTS Education Саясат Нурбек. Он признал, что терминология в казахстанском законодательстве о медиасфере «хромает».
– Недавно я ознакомился с протоколом Парламента Великобритании, и в нем есть 6–7 понятий о дезинформации, а в русском и казахском языках только одно слово – дезинформация, – привел пример Саясат Нурбек. – А ведь у этого явления, как и у многих других, есть разные оттенки и грани, которые мы даже не обсуждаем.
Он также обратился к теме освещения в СМИ острых социальных тем и внес ряд предложений. В первую очередь, по его словам, помимо повышения квалификации и переподготовки журналистов и пресс-служб, нужна массовая программа-ликбез для всего населения по базовым понятиям. Необходимо дать понятные и четкие разъяснения, что такое критическое мышление, информационная безопасность, фейк-новости и другие явления в информационном поле.
НАГРАДЫ ЗА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
Документальное кино и стратегии развития медиа, новые форматы и судьба традиционных СМИ... Эти и многие другие актуальные темы также нашли отражение в повестке Astana Media Week 2021.
В частности, в первый день форума состоялось заседание «круглого стола», посвященное будущему казахскоязычных периодических изданий. В нем приняли участие заместитель главы МИОР Кемелбек Ойшыбаев, мажилисмен Нурторе Жусип, заместитель председателя правления АО «Еgеmen Qazaqstan» Айбын Шагалаков, главные редакторы крупнейших в стране казахскоязычных газет и порталов.
На встрече были обсуждены основные проблемы развития изданий на государственном языке. В том числе вопросы доставки газет читателям, популяризация изданий, продвижение в социальных сетях и повышение профессионального уровня сотрудников СМИ.
Также вчера в рамках Astana Media Week 2021 состоялась церемония вручения премии «Жігер-2021» имени известного казахстанского журналиста, телеведущего, общественного деятеля Бейсена Куранбека. Награды их обладателям вручила министр информации и общественного развития Аида Балаева.
В номинации «Лучшая программа на социальную тематику» были определены 3 победителя: первое место заняла редактор телеканала «Жетісу» Сания Байтарова, второе – редактор телеканала «Ақтөбе» Ерлан Муханов, третье – главный редактор телеканала «Қазспорт» Индира Бектенова.
Победители конкурса получили диплом, памятную статуэтку «Жiгер» и денежное вознаграждение (1 млн, 500 тыс. и 300 тыс. тенге, в зависимости от призового места).
Лучшие телепрограммы и журналисты были определены по итогам голосования членов жюри, состоящего из профессионалов медиаотрасли, общественных деятелей и соратников Бейсена Куранбека. В том числе, по информации МИОР, в состав жюри вошли такие деятели, как журналист, публицист Кайнар Олжай, журналист Арман Скабылулы, шеф-редактор телеканала «Хабар 24» Андрей Тараков, журналист, продюсер программы «Қарекет» Алия Кудайберген, журналист, директор телеканала «Жетісу» Серик Сарыбай.
Премия «Жiгер» учреждена Министерством информации и общественного развития РК в сотрудничестве с корпоративным фондом «Медиа дамыту қоры».