Стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года утвердили в Казахстане

148
Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
Национальный банк РК утвердил Стратегию денежно-кредитной политики до 2030 года. Подробнее об этом рассказал заместитель председателя Национального банка Акылжан Баймагамбетов, передает Kazpravda.kz со ссылкой на пресс-службу финрегулятора.   

Об основной цели документа

Глава государства в своем Послании 1 сентября 2020 года озвучил задачу "по-новому подойти к денежно-кредитной политике". В реализацию данного поручения в целях повышения эффективности проводимой денежно-кредитной политики Национальный банк разработал Стратегию ДКП до 2030 года. Стратегия синхронизирована с долгосрочными документами страны, такими как Национальный план развития до 2025 года.

Наша основная цель – обеспечение стабильности цен. После перехода на режим инфляционного таргетирования ежегодно принимались основные направления денежно-кредитной политики, которые определяли приоритеты проводимой политики на предстоящий год. Теперь же в Стратегии сформировано видение на длительный горизонт, проанализирован опыт перехода на инфляционное таргетирование как в Казахстане, так и других странах, а также рассмотрены текущие барьеры, которые ограничивают эффективность трансмиссионного механизма.

С учетом принятого в феврале Национального плана развития страны до 2025 года в Стратегии отражены ключевые приоритеты, которые позволят устранить барьеры и завершить переход на полноценный режим инфляционного таргетирования.

Мы провели несколько раундов обсуждения проекта Стратегии с международными финансовыми институтами, включая МВФ, Всемирный Банк, ЕБРР, а также казахстанскими экспертами, представителями АФК и банковского сектора. Документ был дополнен и доработан.

О необходимых действиях для перехода к полноценному режиму инфляционного таргетирования

С момента перехода на режим инфляционного таргетирования в 2015 году Национальный банк внедрил его ключевые элементы, так называемые "четыре столпа". Это плавающий обменный курс, процентная политика, открытая коммуникация, система анализа и прогнозирования.

Тем не менее внедренный режим можно охарактеризовать как "переходный", так как имеются структурные ограничения, в результате которых воздействие денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в стране ослаблено. Это связано, в большей степени, с низкой диверсификацией экономики, высокой зависимостью от импорта, недостаточным развитием финансового рынка, активным госкредитованием при мягких фискальных ограничениях. В международной практике такой режим называют "light IT".

По мере преодоления перечисленных вызовов мы ожидаем снижения подверженности экономики различным рискам и, как следствие, усиления воздействия денежно-кредитной политики на инфляцию. Таким образом, мы можем достичь так называемого полноценного или "full-fledged" режима инфляционного таргетирования. Это позволит повысить эффективность принимаемых решений и достичь базовых преимуществ для устойчивого развития экономики.

Об основных направлениях работы в рамках Стратегии

Для преодоления существующих вызовов и повышения эффективности денежно-кредитной политики мы выделяем три ключевых направления, включающие приоритетные задачи по усилению монетарных основ, дальнейшему развитию финансового сектора, а также синхронизации действий в области макроэкономической политики страны.

Первое направление позволит снизить и заякорить инфляционные ожидания, укрепить режим плавающего обменного курса, поддерживая достаточный уровень международных резервов, а также усилить коммуникационную политику Национального банка.

Развитие эффективного финансового сектора повысит доверие к национальной валюте и приведет к большей устойчивости финансовой системы страны.

Проведение ответственной макроэкономической политики снизит зависимость от внешних факторов, усилит фискальную позицию и повысит устойчивость национальной экономики.

В Стратегии подробно описаны меры по каждому из данных направлений и ожидаемые результаты от их успешной реализации.

О способах снижения инфляции до 3-4% в 2025 году с учетом текущей ситуации в экономике

С учетом необходимого восстановления экономики после шока, связанного с распространением коронавируса, и сбалансированного развития Национальный банк стремится осуществить постепенное снижение инфляции до уровня среднесрочного таргета.

Основным инструментом воздействия денежно-кредитной политики на инфляцию останется базовая ставка, которая будет устанавливаться в зависимости от текущей и прогнозной динамики инфляции.

Однако, как мы постоянно подчеркиваем, достижение целевого показателя инфляции требует принятия мер не только со стороны Национального банка, но и совместных усилий с Правительством. Это связано с тем, что имеется множество факторов, которые лежат вне сферы влияния денежно-кредитной политики. В этой связи Стратегия предусматривает комплекс мер со стороны Национального банка и Правительства, который позволит повысить эффективность денежно-кредитной политики и усилить контроль над инфляцией в будущем.

Основным инструментом координации совместных мер с Правительством является подписанное 23 февраля т.г. Соглашение о координации мер макроэкономической политики на 2021-2023 годы между Правительством, Национальным банком и Агентством по регулированию и развитию финансового рынка. Предстоит решить целый ряд вопросов, связанных с дальнейшей диверсификацией нашей экономики, насыщению потребительского рынка отечественными товарами, расширению несырьевого экспорта, а также более лучшей координацией монетарной и фискальной политик.

О мерах для повышения фискальной устойчивости

Фискальная политика в условиях мягкого бюджетного ограничения оказывает более сильное влияние на формирование спроса домохозяйств и потребительскую инфляцию, чем денежно-кредитная политика, которая влияет на спрос опосредованно через финансовую систему. Соответственно, для устойчивого снижения инфляции и поддержания ее на низком уровне важна устойчивость и предсказуемость фискальной политики, направленная на обеспечение макроэкономической стабильности, снижение зависимости расходов бюджета от цен на нефть, повышение эффективности и стабильности государственных расходов.

Сегодня совместно с Правительством ведется работа по разработке бюджетного правила с целью ограничения уровня и темпов роста государственных расходов, эффективной стабилизации государственных расходов и снижающих влияния цен на нефть, внедрение которого начнется в 2022 году при формировании республиканского бюджета на 2023-2025 годы.

Наряду с разработкой и внедрением бюджетного правила, необходимо улучшение фискальной статистики. В этом направлении в рамках исполнения поручений Главы государства планируется расширить охват бюджета и включить внебюджетные расходы в периметр консолидированного бюджета. Это позволит повысить фискальную дисциплину и качество принимаемых решений.

О целях постепенного выхода из финансирования госпрограмм поддержки экономики

В 2020 году в условиях кризиса на фоне распространения пандемии и введения карантинных мер в мире изменилась роль центральных банков. Многие центральные банки взяли на себя активную роль в поддержке восстановления экономики. В этих условиях Национальный банк принял активное участие в финансировании антикризисных инициатив Главы государства в соответствии с общемировыми трендами. Учитывая масштаб и природу шока коронавируса на экономику, общий объем финансирования Национальным банком составил 2,3 трлн тенге (более 50% общего финансирования антикризисного пакета).

Нерыночные условия предоставления ресурсов деформируют рынок и способствуют ухудшению трансмиссии денежно-кредитной политики. Реализуемые программы господдержки экономики, расходы государственного и квазигосударственного секторов вкупе с финансированием экономики со стороны Национального банка в значительной степени формируют избыток ликвидности, который оказывает проинфляционное давление.

Национальный банк планирует постепенный выход из программ кредитования экономики с 2023 года, по мере восстановления роста экономики. Полный выход из программ и переход на рыночные принципы кредитования в экономике планируется завершить к 2025 году. Такой своевременный выход из программ позволит устранить искажения в ценообразовании на финансовые ресурсы, что приведет к полноценному развитию финансового рынка и повышению экономической конкуренции в целом.

Популярное

Все
Лица старого Уральска
Коммунальная перезагрузка
В столице начали выпускать макароны без глютена
Хендмейд «с душой» стоит дорого, но ценится еще выше
Супермаркеты Караганды завышали цены
Инвестиции в здоровье людей
Тарифы поссорили предпринимателей с монополистами
Посредников станет меньше
«Умные» огни современного города
Обращаясь к истокам
От идеи к воплощению
Танец в «западне»
Подведены итоги олимпиады для учащихся сельских школ
Героический эпос в новом прочтении
Тогызкумалак в Латинской Америке
Сказка про люрекс
Широкий спектр услуг предоставит Молодежный ресурсный центр села Баканас
В поисках Шерлока Холмса
Кузница музыкальных кадров
Здесь оживает история
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Трудов высокая оценка
Казахстан и Россия: новые горизонты стратегического партнерства
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
Владимир Путин прилетел в Астану
Сегодня начинается государственный визит Президента России в Казахстан
Разбивавших машины и остановки вандалов наказали в Астане
Регионы развивают связи и наращивают взаимодействие
В Караганде запустили новый казахстанский маркетплейс
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Сохраняя беспристрастность и объективность
Мы – из Казахстана!
Опреснительный завод начали строить в Мангистау
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
Ветер перемен на рынке кровельных материалов: Казахстан делает ставку на шифер
Какая погода будет в Казахстане в ближайшие дни
В Испании снимают фильм о Карлаге
Совместное заявление президентов РК и РФ об углублении партнерства в условиях нового глобального порядка
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
До золота рукой подать
Больничный теперь не подделаешь
Адлет Барменкулов покидает пост президента КФФ
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
На трассе Балхаш – Сарышаган задержали военного с крупной партией наркотиков
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Казахстанских водителей предупредили о новом способе мошенничества
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Президент подписал закон по вопросам реформирования жилищной политики
В Египте перевернулся автобус с туристами из Казахстана

Читайте также

Около 17 млн тонн нефти переработали в Казахстане с начала …
Восемь разведанных участков в Прикаспийском бассейне возвра…
Бектенов – о разработке новых месторождений: Нужно менять п…
В казначействе Минфина госаудиторы выявили финансовые наруш…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]