Тепло войлока

813
Жубаныш Байгуринов, Актюбинская область

При изготовлении национальных изделий наряду с драпом, другими тканями мастер прикладного искусства Гульнур Орынбайқызы использует по большей части войлок, поскольку она попросту хочет возродить это древнее ремесло. Откуда такое рвение? Говорит, что от мамы, которая родом из Восточного Казахстана. Впрочем, скорее, и от бабушки ей передалось, которая в тяжелые годы войны шила шубы, корпешки, валяла валенки, одевала и обу­вала таким образом всех вок­руг, помогала родственникам. Мама Лена Мухтаровна Шахарие­ва – математик и преподавала в педагогическом институте им. К. Жубанова. А выйдя на пенсию, начала заниматься декоративным прикладным искусством. Леной назвал ее отец, чтобы жизнь была долгой и длинной, как река Лена. Сегодня она уже перешагнула восьмой десяток. И многому Гульнур научилась, безусловно, у нее: делать эскизы, вышивать национальные узоры, орнаменты. Нет, Гульнур не профессиональный художник, а самоучка. Получила в свое время высшее образование по специальности «профессиональное обучение «Бизнес и труд». Плюс дар от Бога ей помогает. Она в детстве всегда наблюдала за тем, как мама шьет, вяжет, валяет войлок, и ей это занятие очень нравилось. А повзрослев, решила тоже попробовать себя в этом деле. Взялась и… у нее стало получаться. Первой ее работой стала обычная подставка из войлока под горячее блюдо. Ведь в каждом доме под главное национальное блюдо – бешбармак – такое изделие нужно. Сделала с узорами, орнаментами. В качестве положительной оценки заслужила восторг и восхищение домочадцев, гостей. Значит, могу! С первым изделием пришло вдохновение.

Гульнур считает, что до сих пор мало кто у нас ценит войлок, а ведь он когда-то был важным атрибутом нашего быта – стелили в качестве ковра на пол, вывешивали его с узорами и орнаментами на стенах для создания уюта, домашнего убранства, и все это являлось обыденным явлением. Постепенно отношение к киіз стало меняться – пришла мода на тканевые изделия, так называемые ковры из вис­козы, полипропилена и даже бамбука… Войлок тем самым отошел на второй план, да и сам процесс технологии изготовления стал забываться. А ведь это – наше национальное достояние, нас­ледие, которое несет в себе наши традиционные ценности, истоки. Отсюда родилось огромное желание у Гульнур поднять войлочное искусство на новый уровень, сохранить и дальше развивать технологию валяния шерсти по старинному методу, чтобы возродить к нему интерес у современников. Стала больше интересоваться у старшего поколения, кто знает в этом толк, собирала по крупицам секреты мастеров, изучала литературу. Так от теории перешла к прак­тике. В первую очередь увлекла работа с художественным войлоком, поскольку он предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных изделий. В особенности картин, которые попросту рядом с работами, выполненными масляными красками, выглядят весьма самобытным, уникальным творением – настоящим произведением искусства.

– Конечно, еще много надо учиться секретам валяния, – говорит Гульнур Аскарова.

Самой сложной работой для рукодельницы стала картина «Истоки». Идею Гульнур долго обдумывала. Она должна была олицетворять соединение с прошлым. Представила, что войлочное полотно будет в виде кереге, на нем должны присутствовать древние наскальные рисунки и орнамент. Оригинальные кружочки из шерстяных нитей додумала чуть позже. Будучи в областном краеведческом музее, обратила внимание на древний экспонат – окаменелую ракушку, и она надолго осталась в памяти, ее необычные контуры просто не выходили из головы. Уже потом на картине они найдут место в виде тех самых кружочков из нитей. Наброски сделала. Даже без рисунка-эскиза начала вышивать. Появятся на полотне и дополнительные элементы – цветные нитевые кисточки, они также являлись важным атрибутом домашнего убранства. Кисточки у казахов как олицетворение доб­ра – разгоняют злых духов. Они как оберег. Рамки войлочного полотна Гульнур сделала из веток деревца. В институте как-то срезали их во время субботника, и она попросила несколько штук. Позже сама их просушила, зачистила наждаком, покрыла морилкой, лаком. Признается: никогда этим не занималась, а тут раз – и эксклюзив такой получился. Схожего варианта подобной войлочной картине больше нет. Действительно эксклюзив.

Сырье Гульнур нередко закупает на рынке. Сейчас там его можно приобрести на любой вкус, даже цветное. Между тем ряд изделий сделала сама из натуральной шерсти, залежавшейся дома в старых корпешках. Выпотрошила, постирала, использовала. Указывая еще на одну свою войлочную работу, Гульнур увлеченно рассказывает о самой технологии его валяния, а также о том, как следует накладывать орнамент на основу полотна. Сложный процесс. Трафарет здесь не используется. Доселе неплотно свалянный, рыхлый орнамент, большого, казалось бы, размера, после валяния и накладки значительно становится меньше.

– Увалялся, – улыбается мастерица. – Здесь используется технология текемет, когда на основу накладывается другого цвета войлок, и он сразу вваливается. А это жиекбасу – старинный вид вязания крючком – прошивается по контуру изделия.

Обращаю внимание еще на большое, красочно оформленное орнаментами тканевое изделие.

– Это не корпе, а сырмақ называется, – говорит Гульнур. – Для его изготовления также имеется своя старинная технология. За счет простежки сырып тігу орнамент на нем тоже накладывается на другую основу.

Когда наносишь национальные узоры на тот или иной материал, люди больше обращают внимание на тканевое изделие, нежели на войлок, делится своим мнением рукодельница. Поэтому многие мастерицы берут за основу ткани, шьют их, украшая орнаментами. Однако при этом допускают нередко в технологии изображения некоторые незаконченные контуры: рисунок-орнамент не прошивается нитями вокруг – по всей линии границы. То есть не огораживается. А ведь суть-то по старинным технологиям заключается как раз в том, чтобы благополучие, богатство, здоровье всегда оставались в доме и должны быть оберегае­мы. Вот и добавляли в качестве главного штриха древние мастера границу из прошитых нитей на своих изделиях. Есть даже казахская пословица: «Ала жіпті аттауға болмайды» («Нельзя перешагивать через пестрые нити»). На сырмақ Гульнур эти контуры вывела особенно четко, поскольку тканевое изделие и по своему размеру получилось у нее огромное – в длину 3 м, а в высоту – почти 1,5.

Гульнур шьет также одежду, покрывала. Обучает своему мас­терству учеников, проводит мастер-классы. Есть своя мастерская. Пока арендует помещение. Но это выходит в копеечку, поэтому в скором времени намерена вернуться к занятиям в домашних условиях.

– Нам нужен свой региональный центр народного ремесла, – говорит Гульнур Аскарова. – Ведь многие наши умельцы, чьи изделия уже по достоинству оценены на международном уровне, их имена известны на всю страну, не имеют элементарных условий для работы, ютятся в неприспособленных помещениях. То есть кто как может работает, в отдельности, варится в собственном соку. А была бы общая крыша – она бы нас сплотила, объединила. Центр стал бы большой школой мастерства для многих молодых талантливых ребят. Вот такая моя просьба от имени всех наших местных ремесленников – нам нужна поддержка в решении этого вопроса со стороны исполнительных органов власти. А мы в свою очередь не подведем – будем возрождать славу древних мастеров нашего родного края.

Популярное

Все
Токаев поздравил православных с Пасхой
Спикер Сената: Православные вносят весомый вклад в укрепление мира и согласия в нашем общем доме
Премьер поздравил православных с праздником Пасхи
Правительство выделило из резерва свыше 816 млн тенге на ремонт котельных в Кокшетау
В Кульсары подтопленными остаются более 100 жилых домов
Религиозные экстремисты задержаны в двух городах Казахстана
Швёнтек выиграла все крупнейшие грунтовые турниры
Бойцами Нацгвардии проведено 150 км берегоукрепительных работ с начала паводков
Глава МКИ поздравила православных с Пасхой
Казгидромет представил прогноз по засушливости в мае
Китай запустил зонд к обратной стороне Луны
Ветеранам войны к 9 мая выплачена единовременная соцпомощь
Какой приговор могут вынести Бишимбаеву присяжные, рассказала адвокат
ЕС готовится к переговорам о членстве с Украиной и Молдовой
Новое предложение Израиля по перемирию в Газе дает надежду на соглашение
Детей растить и Родину защищать
Рукописи на арабском, персидском и чагатайском языках XVIII-XX веков представлены в Астане
Возобновлена работа пункта пропуска «Желкуар»
«Тот, кто песней степь восславил, нами не забыт...»
Минздрав внедряет новые подходы в оказании неотложной помощи в акушерстве
Пик паводка в Атырауской области ожидают в ближайшие дни
Александр Бублик вышел в третий круг «Мастерса» в Мадриде
Злые языки страшнее пистолета
О дамбах и арыках: из опыта наших предков
«Я – в Астане, он – в Екатеринбурге, встретились посередине…»
Казахстан и Узбекистан: многовековые узы дружбы
Их свадьбу родня вспоминает до сих пор
Паводки: на пристальном контроле остается Атырауская область
Полиция Казахстана, Украины и Чехии ликвидировала две группы интернет-мошенников
Сумками выносили деньги из хранилища глава филиала и кассир банка в Степногорске
Токаев принял главу КНБ
Урок на приусадебном участке
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Спасти отечественных мукомолов от банкротства призывает сенатор
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных

Читайте также

Молодой лес вырос за день
Обустройство новых мест отдыха
Зелени в Улытау будет больше
Чувства не поддаются унификации

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]