Точка притяжения

5049
Михаил Тё

Каким он был…

Речь идет о довольно известном в республике мавзолее Карахана XI–XII веков, о котором сложено немало легенд. Считается, что погребальное строение, расположенное на пересечении нынешних улицы Байзак-батыра и проспекта ­Толе-би, возведено над могилой одного из представителей династии Караханидов.

К большому сожалению, не сохранились данные о древних зодчих, построивших сооружение. Нет точных сведений и о том, кто именно похоронен здесь. По одной из версий, это мог быть потомок мыслителя, поэта и основоположника тюркской ветви суфизма Ходжи ­Ахмета Яссауи, по другой – легендарный правитель Тараза Шах Махмуд (Ша-Махмуд) Карахан, который первым из тюрков принял ислам.

Член Туркестанского кружка любителей археологии Василий Панков писал: «Святой Хазрети-Аулие слыл в народе под именем Карахана, но настоящее имя его было Ша-Махмуд. Он прожил на белом свете 95 лет, из коих 15 лет посвятил Богу, находясь все время в молитве и посте, и не показывался народу…»

Ученый также сообщил, что тот 40 лет правил народом, в сос­тав которого входили уйгуры, китайцы, калмыки и другие. От Аулие-Атинского казия Абдуллы археологу стало известно, что Ша-Махмуд, то есть Карахан, умер в 866 году, а его родословная берет начало от зятя пророка – Хазрети-Али. Линию жизни до Ша-Махмуда (Аулие Карахана) продолжили Мухаммад Ханафия, Ша-Абдуфаттах, Ша-Абдужаббар, Абдукаххар (Сатук Богра хан), Ша-Хасан и Абдул-Азиз.

В статье «О Карахане и мазарах Аулие-Ата и Айши-Биби» востоковед и исследователь Василий Каллаур упоминал о человеке, царствовавшем в конце X века, основателе династии Караханидов. Он также писал, что, по народному преданию, правитель похоронен в городе Аулие-Ата, и над его гробницей сооружен одноименный мавзолей. «Мазар этот – с провалившимся куполом, имеет вход с южной стороны, а гробница имеет направление с юга на север», – отмечал В. Каллаур.

Историк и библиограф Василий Панков в статье «Мазар Карахана» сделал описание мавзолея в ту эпоху. По его словам, сооружение сначала находилось при въезде в Аулие-Ату со стороны Ташкента, но со временем оно оказалось в черте города, вблизи русского храма. Отмечено, что мавзолей не бросался в глаза, во-первых, потому что, как и сегодня, стоял за деревьями, а, во-вторых, был обращен к улице задней стороной, сильно размытой и разрушавшейся от времени.

«Хорошо сохранились только два его минарета, украшенные цветною глазурью, которые только и бросаются в глаза при въезде в город, – писал в мае 1897 года историк. – С лицевой же стороны эта древность имеет внушительный вид и теперь, хотя время отняло у нее многие довольно изящные, по-видимому, украшения. Но что особенно достойно внимания, это – правильность и симметричность постройки, сделанной из прек­расного китайского кирпича. Оба минарета, стоящие на углах с лицевой стороны памятника, как вылитые в одну форму».

На тот момент, как указал Василий Панков, реставрации памятник не подвергался. Обновлены были только двери. На них «сверху донизу… имеются позднейшие мусульманские надписи благочестивых посетителей и почитателей святого, в виде молитв и изречений». На выдающихся с лицевой стороны квадратами кирпичах в нижней части памятника были высечены крестики.

Ученый также отметил, что высота сооружения достигала 12–13 м, что делало его самым высоким во всем городе. Мавзолей был «среди обширного, обнесенного забором мусульманского кладбища, на котором, как находящемся среди города, теперь не хоронят. При памятнике небольшая мечеть, где живет мулла со штатом сторожей».

Согласно архивным данным, в конце XIX века средневековый мавзолей, расположенный на территории рабада древнего Тараза, находился в полуразрушенном состоянии. Местные жители не смогли смириться с тем, что место погребения их святого находилось в таком плачевном состоянии. В итоге они решили провести ремонт мазара.

По некоторым письменным источникам, в 1906 году на средства меценатов сооружение восстановили, однако из-за больших разрушений и отсутствия возможности повторить оригинальные изразцы оно претерпело значительные изменения, и обновленный фасад, увы, полностью утратил свою изначальную декоративную облицовку. Однако главная сос­тавляющая мазара – каменное надгробие – осталась.

Существует версия, что восстановлением занимались специально приглашенные зодчие из Ташкента. Ими на старом фундаменте был возведен типичный образец среднеазиатской культовой архитектуры.

Историк и археолог Таисия Сенигова в научном труде «Средневековый Тараз» писала, что «проповедники ислама, используя легенду о воздвигнутом в XII веке мавзолее Карахана на месте уникального памятника строят новый купольный с двумя минаретами и внутренней лестницей, ничего общего не имеющий с древним. За новым мавзолеем было сохранено древнее название «Аулие-ата» («Святой отец»). Позднее так стал именоваться и город», который возродился после разрушений монгольских войск вокруг культового памятника.

Перед тем как мазар был перестроен, ученые успели запечатлеть на фотопленку лицевую часть памятника истории. На снимках видно, что мавзолей имел квадратную композицию. Арка над входом была выделена клинчатой кладкой, оконтуренной кирпичом. Сам портал мавзолея древние строители богато украсили разнообразными орнаментальными плитками. К примеру, по краю арки можно было увидеть ромбовидный узор. Как показали раскопки 1961 года, при отделке стен здесь использовалось до 30 видов фигурных жженых кирпичей, а также десятки видов терракотовых плиток, изготовленных по особой технологии.

Остались также графические рисунки мавзолея Карахана. Один из них выполнен французским археологом и историком-востоковедом Жозефом-Антуа­ном Кастанье в 1911 году, на котором также прослеживается знакомая по снимкам форма украшенного кирпичным узором фасада. Последний по сложности композиции сильно напоминал лицевую часть усыпальницы вечной невесты – известного в Казахстане мавзолея Айши-Биби.

Это еще раз доказывает связь этих двух гробниц и подтверж­дает широко распространенную легенду о несчастной любви правителя Тараза и юной красавицы, которым не было суждено быть вместе. Влюбленных разлучил роковой укус змеи. И даже после смерти по велению Карахана их могилы оказались не в одном мес­те, а на расстоянии нескольких километров друг от друга. Говорят, в прежние времена, когда еще не было современной городской застройки, стоя у одного мавзолея, можно было увидеть второй.

– Известно, что место и проект мавзолея Карахан выбирал лично, – отметила директор Ассоциа­ции внутреннего и въездного туризма Жамбылской области Альбина Веймер. – Это был справедливый и могущественный правитель с неиссякаемой силой воли, который основал собственное государство. Его имя знали во всей Цент­ральной Азии. Но вмес­те с тем это был скромный хан, который вершил великие дела в обличии батыра, жил рядом с народом и пронес свою любовь к Айше через всю жизнь.

Второе дыхание

Несмотря на то что мавзолей Карахана дошел до наших дней не в первозданном виде, строение все еще остается уникальным памятником средневековой культовой архитектуры, который притягивает своей красотой.

– Наряду с мавзолеем Даутбека (Шамансура), он входит в культово-мемориальный комплекс, сформировавшийся на территории рабада городища Тараз и некрополя Аулие-Аты, – отметил директор государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Нурлан Быкыбаев. – Мазар отражает уровень развития зодчества в эпоху мусульманского средневековья. Местные жители почитали мавзолей как место захоронения святого, вокруг которого в XIX веке стал возрождаться город. Его последняя реставрация проведена в 2002 году в честь празднования 2000-летия Тараза.

Сегодня это портально-купольное сооружение с двумя гладкими башенками по краям фасада, имеющее центрическую композицию. Входной проем в мавзолей специально сделан низким, чтобы тот, кто пришел, войдя, поклонился святому. Над ним можно увидеть надпись на арабском языке, цитирующую первые строки священного ­Корана: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его…», которая свидетельствует, что это не просто памятник истории, а святое место.

Сюда ежегодно приезжают тысячи туристов и паломников, причем не только со всех уголков республики, но и из Китая, Турции, Японии, Пакистана, Италии, Чехии, Индии…

В настоящее время лишь внут­ри сооружения сохранились оригинальные кирпичи эпохи Караханидов. Ими выложен внут­ренний слой купола и оконных арок. Большой интерес вызывают несколько терракотовых плиток с геометрическим и растительным орнаментами, а также в форме знака бесконечности, которые во время реконструкции были встроены в стену. По ним можно представить былое декоративное оформ­ление мавзолея.

Культовое сооружение в плане имеет четырехугольную форму и состоит из большого цент­рального зала и трех угловых помещений. В одном из массивов стены есть узкая лестница, ведущая на крышу, которая перекрыта юртообразным куполом. В центральном зале расположено ступенчатое каменное надгробие.

За свою историю сооружение не раз подвергалось рес­таврации. А к празднованию 550-летия Казахского ханства к мавзолею проложили Аллею Карахана, которую украсили фрагмент крепостной стены с входом, фонтан с кувшинами, архитектурная форма в виде кобыза, цветочная композиция. Рядом построена мечеть.

Сейчас ведутся работы по благоустройству территории вокруг мавзолея Карахана. Запущен проект по созданию сквера с пешеходной зоной, который в перспективе соединит мазар с этно-историчес­ким комплексом «Древний Тараз». Городским ­акиматом решаются вопросы по выкупу для государственных нужд пяти частных домов. Кроме того, здесь будут разбиты газоны и цветники, откроется обзорный вид на мавзолей со стороны улицы Байзак-батыра, где появится отдельный вход на территорию культового строения.

Недавно областному управлению туризма главой региона Бердибеком Сапарбаевым поручено заняться, наряду с подготовкой гидов и экскурсоводов, разработкой стратегического плана развития туризма и туристических маршрутов, включающих вместе с обновленным этно-историческим комплексом «Тектурмас» и мазар Карахана. Аким области видит высокий потенциал развития отрасли и считает важным больше рекламировать памятники истории.

– Многие говорят, что, находясь у мавзолея, чувствуют особую энергетику, это место дает силы, приносящие оздоровление, – сказала заместитель директора государственного историко-культурного заповедника-музея «Памятники древнего Тараза» Анна Крокошева. – Ежегодно сюда совершают своего рода малый хадж верующие из разных уголков мира.

К усыпальнице Карахана приезжают и местные жители, особенно молодежь, которая вступает в брак. Новоявленные супруги прибывают, чтобы почтить память правителя Тараза и его возлюбленной Айши. Они надеются получить благословение святого старца, веря в то, что он поможет сделать союз сердец крепким и счастливым.

Популярное

Все
Завершается капремонт автобана Караганда – Балхаш
Есть идея для стартапа. Что дальше?
«Зеленый» отряд в действии
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
13 июля стартует прием заявлений для участия в конкурсе образовательных грантов
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Жалобы астанчан на работу «скорой» обсудили в акимате
Минюст запустил пилотный проект по борьбе с мошенничеством
«Шустрые иголочки» вышивают крестиком и снимают стресс
Микс традиций и инноваций
Сенат Казахстана инициировал закон о противодействии семейно-бытовому насилию в рамках МПА СНГ
Досудебное расследование в отношении экс-министра юстиции Бекетаева завершено
Ребенок попал под машину на парковке торгового дома в Жезказгане
Илон Маск сделал пожертвование на избирательную кампанию Дональда Трампа
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один
Судебное реформирование: реалии и перспективы
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Большую зачистку «мертвых душ» провели  в Костанайской области
WhatsApp-бот против мошенников действует в Астане
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
Дело Бишимбаева: астанчанку подозревают в присвоении 100 млн тенге
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
XVII заседание Молодежного совета ШОС прошло в Астане
Члены самой богатой семьи Великобритании осуждены за эксплуатацию прислуги
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
Казахстанские автоперевозчики смогут доезжать до крупных городов и портов Китая
Гайни Хайруллина – первая казахстанская женщина-режиссер

Читайте также

Главный санврач Астаны высказалась о вакцинации от кори
Цели поражены, продолжаем движение вперед!
Аграрии обсудили болевые точки отрасли
Художник – педагог – новатор

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]