В результате освоения этих средств, по словам руководителя областного филиала НК "КазАвтоЖол" Баглана Баймагамбетова, подлежали реконструкции и реабилитации 1 063 км, или 56% от общей сети дорог республиканского значения. Так, в 2004–2006 годах реализован проект реабилитации автотрассы Актобе – Хромтау – Карабутак – Комсомольское – граница Костанайской области протяженностью 444 км. На стадии завершения ныне реконструкция участка Уральск – Актобе (197 км), который входит в транзитный коридор граница Узбекистана – Шымкент – Кызылорда – Актобе – Уральск – граница РФ. В прошлом году поставлена окончательная точка на отрезке пути международного транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай, начиная с границы Кызылординской области через Карабутак, Актобе, Северный обход города, Мартук с выходом на Оренбург. Стоит отметить, что дорожники области первыми в Казахстане завершили эту масштабную стройку, инициированную Президентом страны.
В рамках реализованного проекта было реконструировано 356 км республиканских трасс, в том числе построено новых 40 км. Обновление этих участков в первую очередь предусматривало повышение их технической категории, что крайне положительно отразилось на безопасности дорожного движения, удобстве и комфортности проезда. Было построено 28 мостов, включая сложные транспортные развязки общей длиной более 2 км, 15 площадок для отдыха водителей и пассажиров.
Как отметил Баглан Ауельбекович, реконструкция и тем более строительство новых путей не обошлись без выкупа и законного изъятия земельных участков. На эти цели дорожникам области было выделено порядка 145 млн тенге, из которых благодаря оптимизации трасс и совместной работе с местными исполнительными органами власти большая часть земель была изъята посредством предоставления собственникам равноценных участков. По итогам данной работы в государство было возвращено более 88,5 млн тенге, или сэкономлено более 60% бюджетных средств.
Обновление дорог области, входящих в транзитные коридоры Западная Европа – Западный Китай и граница Узбекистана – граница РФ, оказывает кумулятивный эффект на социальное развитие и рост экономической активности региона. А прилегающие к транзитным коридорам отдаленные районы – Иргизский, Айтекебийский, Кобдинский и Уилский – получили еще более мощный импульс для своего подъема с реальным решением проблем сбыта и переработки мясомолочной продукции, придорожного сервиса и торговли.
Развитие дорог – это не только толчок к развитию территории, объектов придорожного сервиса (мотели, караван-сараи, кафе, СТО, АЗС, турбазы и т. д.), но и одно из главных условий для конкурентоспособной туристской индустрии в целях обеспечения занятости населения, стабильного роста доходов государства и населения за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма. Тем более что в прилегающих к международным трассам районах немало заповедных, археологических, исторических, культурно-этнографических памятников.
Каковы перспективы дальнейшей масштабной работы по развитию республиканских дорог? По словам Б. Баймагамбетова, в области требуют реконструкции и ремонта еще 831 км, или 44%. Их осуществление планируется в ближайшие годы. В соответствии с Указом Президента РК "О Государственной программе развития и интеграции транспортной инфраструктуры РК до 2020 года" уже намечена реализация проекта по реконструкции автодороги Актобе – Атырау – граница РФ на сумму 85,5 млрд тенге, в том числе участок Актобе – граница Атырауской области протяженностью 319 км. Дорога является частью транзитного коридора граница РФ – Атырау – Актау – граница Туркменистана. Кроме того, планируется выполнение капремонта автодорог Актобе – Орск (127 км) и Кандыагаш – Эмба – Шалкар – Иргиз (401 км) с устройством покрытия из "теплого асфальтобетона", а на некоторых участках с применением технологии регенерации старого покрытия, или ресайклинга.
В конечном итоге к 2020 году вся сеть дорог области должна пройти этапы реконструкции и ремонта. При этом первоочередной задачей дорожников является не только развитие и улучшение эксплуатационных показателей дорог, но и продление срока их функционирования. Одним из актуальных и востребованных решений по снижению стоимости работ, поддержанию эксплуатационных показателей дорог и повышению качества дорожного строительства является внедрение новых технологий и инновационных материалов. В связи с этим в сентябре текущего года в Актобе с участием председателя правления АО "НК "КазАвтоЖол" Берика Камалиева прошел республиканский семинар-совещание по применению новых технологий и материалов: стабилизаторов грунта, холодного ресайклинга, использованию смесей "Сларри Сил", теплого асфальтобетона, а также технологии производства полимерных модифицирующих добавок. На встрече был представлен обширный теоретический и фактический материал по новым технологиям и материалам. Своим опытом поделились также дорожники и производители материалов как Актюбинской области, так и Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской и Костанайской областей.
В настоящее время в РК начаты еще три масштабных проекта в сфере дорог – это Центр – Юг, Центр – Восток и Центр – Запад. В рамках последнего предусматривается строительство автодороги между Астаной и Актау, протяженность которой составит 1 527 км. Ныне работы начаты на участках Бейнеу, Шетпе и до Актау. Далее строительство продолжится на отрезке Астана – Бейнеу в 2017 году и завершится в 2020 году. Таким образом, Актюбинская область благодаря своему географическому месторасположению примет участие в еще одном грандиозном проекте, так как новая дорога пройдет по южным территориям области через Шалкар и Иргиз с выходом на Костанайскую область.
– Реконструкция существующих транспортных артерий республики и строительство новых в первую очередь направлены на привлечение транзитных потоков с целью получения выгоды от их перемещения по территории Казахстана, – говорит Баглан Баймагамбетов. – Поэтому в 2016 и 2017 годах в Актюбинской области на 480 километрах дорог республиканского значения запланировано введение платы за комфортабельный проезд, как это делается во всех развитых странах. Прецедент такого явления в Казахстане имеется – это автобан Астана – Боровое, где в настоящее время проезд осуществляется на платной основе. Накапливаемые средства будут расходоваться на содержание этих участков, что значительно снизит нагрузку на бюджет страны.