Транспортные коллизии

7868
Елена Ульянкина

Горожане опасаются ездить в общественном транспорте. И их страхи не безосновательны: за последние 3 месяца зафиксировано уже несколько инцидентов с участием автобусов и маршруток. К примеру, 8 октября вечером в час пик на оживленной остановке «45 квартал» в центре Караганды было обстреляно несколько единиц транспортных средств с пассажирами.

– Первый выстрел раздался примерно в 18.50, когда мы подъехали к остановке, – рассказывает кондуктор автобуса № 40 Ернур Данелия. – Сначала я даже не понял, что произошло. Подумал, сзади в нас кто-то въехал. А потом добрался до задней части салона и увидел треснувшее стекло. Хорошо, наша машина новая – окно выдержало, а вот другим обстрелянным не повезло.

Пассажиры тогда в панике бросились из автобусов. К счастью, никто не пострадал. В одном из пострадавших автобусов полицейские нашли металлические шарики диаметром 4,5 мм. Их используют для стрельбы из пневматического оружия. Хулиганов так и не поймали.

Ими вполне могут оказаться жители одного из домов, расположенных возле остановки, которые устали от постоянного уличного шума. Ведь водители подъезжающих автобусов и маршруток то и дело сигналят коллегам, которые по 5–10 минут занимают карман для посадки-высадки пассажиров.

Другое ЧП произошло 18 ок­тября. Маршрутка № 02 перевернулась на центральном прос­пекте Бухар-жырау. В нее на большой скорости врезалась легковая «хонда». В момент аварии в микроавтобусе находились 30 пассажиров.

Вызволять их помогали очевидцы. Одни разбивали окна, другие вытаскивали людей из лежащей на боку машины. К месту ДТП подоспела «скорая». Она доставила 13 пострадавших в городские больницы. Двое карагандинцев были госпитализированы, остальных с травмами легкой и средней степени тяжести отпустили по домам.

7 ноября случилась еще одна авария: маршрутка с 6 пассажирами врезалась в припаркованный на обочине КамАЗ с прицепом. От удара в микроавтобусе рассыпалось лобовое стекло, сорвалась с шарниров входная дверь. Пострадали 2 пассажира и кондуктор. Они получили сот­рясение мозга, травмы и ушибы.

К счастью, такое происходит не каждый день. Но жалоб на работу общественного транспорта все равно предостаточно. Ими завалены виртуальные приемные акимов области и города. Пассажиры недовольны холодными салонами, маршрутками, забитыми до отказа в часы пик, гонками, устраиваемыми водителями на дорогах, и тем, что пос­ле 20 часов из центра Караганды сложно уехать на окраины.

«Приглашаю вас к себе в гости, – пишет акиму Караганды пассажирка Елена Фокина. – Поезжайте вечером на единственном автобусе № 145 до остановки «Ежик». Обязательно вечером, с 18 до 20 часов. Как раз в это время очень много народа в автобусе, битком набито. Если повезет, даже сможете расстегнуть куртку, чтобы не задохнуться…»

«4 ноября сломался и сошел с линии автобус № 34, – возмущена карагандинка Зауреш Табаева. – По графику в 8.20 его не было на остановке «Восток-3». Люди прождали 20–25 минут, пока не пришел следующий. Естественно, многие опоздали на работу. Идти на другие остановки в час пик бесполезно. Потому что все автобусы едут полными, втиснуться в них практически нет шансов».

«Когда в Караганде общественный транспорт приведут в удовлетворительное состояние, в том числе санитарное?! – вопрошает пассажирка Галина Малахова. – Автобусы грязные как внутри, так и снаружи. В салоне пол стерт до дыр, обшивка на сиденьях порванная. Окна в трещинах, заклеенных скотчем. Хотелось бы приложить фотографию автобуса № 29, но на сайте эта функция не пре­дусмотрена…»

Что нужно сделать, чтобы улучшить сервис и состояние общественного транспорта Караганды? Депутаты городского маслихата весь год боролись с чадящими автобусами и марш­рутками. Они вместе с полицейскими и сотрудниками департамента экологии устраивали рейды: замеряли уровень дыма в выхлопах, выписывали штрафы и выдавали предписания о приостановке эксплуатации неисправных транспортных средств.

Аким города Нурлан Аубакиров попытался повлиять на перевозчиков финансово, заявив, что будет уменьшать субсидии, положенные на покрытие убытков, из-за несоблюдения графика движения маршрутов.

А вот председатель общественного совета Караганды Кабдыгали Оспанов считает, что пора повышать тариф на проезд, который составляет 80 тенге и установлен в 2014 году. Ведь в погоне за прибылью перевозчики забывают о комфорте, безопас­ности и вежливом отношении к пассажирам.

– Я считаю, что отделу коммунального хозяйства нужно сделать доскональный пересчет тарифа, – высказывает свое мнение Кабдыгали Оспанов. – Пусть он будет 100 или 120 тенге, но это сделать необходимо! Я понимаю, что для населения повышение платы за проезд будет болезненным, но терпеть безобразие, которое творится, тоже уже надоело.

Перевозчики Караганды, конечно, не против повышения платы за проезд. Но они сразу предупреждают: только денежными вливаниями проблемы не решить.

– Их и за год-два не решить, – уверяет директор карагандинского автопарка № 3 Артур Григорян. – Ведь с 2010-го и до 2017 года субсидии на покрытие убытков перевозчикам не выделялись. Мы выживали, как могли. Финансы нам начали выделять только в конце 2017-го. И то не в полном объеме, а только около 30%. Еще у нас недостаток квалифицированных кадров. Автобусы стоят в боксах, а сесть за руль некому. Работа водителя сложна и физически, и психологически. Сегодня водитель автобуса должен иметь категорию D, но чтобы ее дали, необходимо сначала получить категорию D1 и проработать минимум 5 лет.

Председатель ОЮЛ «Ассоциа­ция автотранспортных предприятий Карагандинской области» Айнитдин Буралкин убежден в том, что корень всех проблем кроется в несовершенстве госполитики. В
1990-е­ годы сферу общественного транспорта передали в конкурентную среду, а условия для ее развития не создали. Поэтому перевозчики не видят перспектив и работают так, как Бог на душу положит.

– Нам нужно четко обозначить приоритетные направления развития отрасли, – считает председатель ассоциации. – Первое – это кадровая политика. Сегодня большой дефицит квалифицированных водителей. Второе – безопасность дорожного движения. Нам нужна национальная концепция дорожной безопасности. В Казахстане очень высокая смертность на дорогах. По этому показателю, по данным ВОЗ, мы занимаем 74-е место среди 175 стран мира. Третье направление – обновление автобусного парка.

По официальным данным, в Карагандинской области износ автобусов составляет около 70%. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы создать благоприятную среду для инвестиций в общественный транспорт.

Когда автопарки начнут обновлять автобусы и улучшать сервис? Когда будут уверены в том, что их вложения окупятся. А этого можно достичь лишь путем бюджетного субсидирования убытков по социально значимым маршрутам.

И местные власти, видимо, это поняли, поскольку сели с компаниями-перевозчиками за стол переговоров. В итоге одни пообещали закупить новые автобусы, другие – выплачивать субсидии.

И процесс пошел. За 3 последних месяца 2019 года карагандинские автопарки приобрели 79 автобусов. В 2020 году в Караганду пригонят еще 200 машин. Кроме того, в январе власти намерены ввести в действие систему электронной оплаты проезда.

Значит, доходы пассажироперевозчиков станут прозрачными. И у карагандинцев появится надежда на то, что тот или иной автобус не сломается и не сойдет с линии, и они смогут доехать до работы или дома в комфорте, чистоте и без нервотрепки.

Популярное

Все
В Алматы установлен новый рекорд посещаемости футбольного матча
Мусороперерабатывающие заводы планируют создать во всех городах страны
В области Абай стартовала неделя «Жасыл аймақ»
Говорили – спорт, подразумевали – деньги
Стихийная свалка ликвидирована за считаные часы в Алматинской области
Школьное питание: какие жалобы поступают от детей и родителей
Какая помощь нужна аграриям от ученых
Будут эксперименты – придут и достижения
О поддержке врачей и вейпах
Как СКО готовится ко встрече новой большой воды
Партия «Ауыл» выступает за возрождение студенческих стройотрядов
Предотвращено подтопление 2 000 жилых домов в 25 населенных пунктах Акмолинской области
Дамба у села Канай в Бурлинском районе выдержала удар стихии в ЗКО
Глава Центризбиркома выступил в КазНУ в формате лидерской лекции
Открыли ящик Пандоры
Требования к игорному бизнесу ужесточаются
Первый аэроплан пролетел над столицей 93 года назад
Куда пропали стадионы и залы?
Ксения Собчак объяснила свое появление в суде над Бишимбаевым
Графика всегда привлекает внимание авторов и зрителей
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
«Қаныштай бол! Стань как Каныш!» Такое напутствие получили молодые ученые
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Уральск: уровень реки может подняться в любой момент
Критическая ситуация сложилась в Кызылжарском районе Северо-Казахстанской области
Вторую неделю тысячи западноказахстанцев защищают Уральск от водной стихии
Адвокат Бишимбаева обвинил следователя в фальсификации доказательств
Возрождение культуры чтения – часть работы по интеллектуальному развитию нации
Плотину на реке Аксай может прорвать
Токаев поручил до зимы построить дома для пострадавших в Костанайской области
Причину смерти Нукеновой пытается поставить под сомнение защита Бишимбаева
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
«10 тысяч долларов своему психологу отдал, а толку ноль»: новые сообщения Нукеновой всплыли в суде
Пик паводка в Петропавловске еще не прошел
Молодые ученые создают полезные продукты в «цвете»
Врач, которому звонил Байжанов перед смертью Нукеновой, опроверг слова Бишимбаева
Вторая волна паводка ситуацию не ухудшит – ДЧС СКО
Мурал, открытый в столице к 155-летию Александра Затаевича, стремительно ветшает
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Колоссальный денежный приз может завоевать скакун Кабирхан из Казахстана
Дело Бишимбаева: почему свидетель удалил видео с камер наблюдения
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Овечкин забросил 848-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 46 голов
От трех минут на заявку: как работают биометрические киоски в ЦОНах
Бишимбаев отказался признавать вину в убийстве Салтанат Нукеновой
К единственному роднику приезжают за водой со всего Усть-Каменогорска
Трагедия болью отзывается в наших сердцах – Ашимбаев о теракте в России
Рыбоохранная акция «Бекіре-2024» пройдет в Казахстане
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Кошанов: парламентская дипломатия важна для предотвращения конфликтов в мире
Перепись архаров началась в Казахстане
Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]