Транспортные коллизии

7881
Елена Ульянкина

Горожане опасаются ездить в общественном транспорте. И их страхи не безосновательны: за последние 3 месяца зафиксировано уже несколько инцидентов с участием автобусов и маршруток. К примеру, 8 октября вечером в час пик на оживленной остановке «45 квартал» в центре Караганды было обстреляно несколько единиц транспортных средств с пассажирами.

– Первый выстрел раздался примерно в 18.50, когда мы подъехали к остановке, – рассказывает кондуктор автобуса № 40 Ернур Данелия. – Сначала я даже не понял, что произошло. Подумал, сзади в нас кто-то въехал. А потом добрался до задней части салона и увидел треснувшее стекло. Хорошо, наша машина новая – окно выдержало, а вот другим обстрелянным не повезло.

Пассажиры тогда в панике бросились из автобусов. К счастью, никто не пострадал. В одном из пострадавших автобусов полицейские нашли металлические шарики диаметром 4,5 мм. Их используют для стрельбы из пневматического оружия. Хулиганов так и не поймали.

Ими вполне могут оказаться жители одного из домов, расположенных возле остановки, которые устали от постоянного уличного шума. Ведь водители подъезжающих автобусов и маршруток то и дело сигналят коллегам, которые по 5–10 минут занимают карман для посадки-высадки пассажиров.

Другое ЧП произошло 18 ок­тября. Маршрутка № 02 перевернулась на центральном прос­пекте Бухар-жырау. В нее на большой скорости врезалась легковая «хонда». В момент аварии в микроавтобусе находились 30 пассажиров.

Вызволять их помогали очевидцы. Одни разбивали окна, другие вытаскивали людей из лежащей на боку машины. К месту ДТП подоспела «скорая». Она доставила 13 пострадавших в городские больницы. Двое карагандинцев были госпитализированы, остальных с травмами легкой и средней степени тяжести отпустили по домам.

7 ноября случилась еще одна авария: маршрутка с 6 пассажирами врезалась в припаркованный на обочине КамАЗ с прицепом. От удара в микроавтобусе рассыпалось лобовое стекло, сорвалась с шарниров входная дверь. Пострадали 2 пассажира и кондуктор. Они получили сот­рясение мозга, травмы и ушибы.

К счастью, такое происходит не каждый день. Но жалоб на работу общественного транспорта все равно предостаточно. Ими завалены виртуальные приемные акимов области и города. Пассажиры недовольны холодными салонами, маршрутками, забитыми до отказа в часы пик, гонками, устраиваемыми водителями на дорогах, и тем, что пос­ле 20 часов из центра Караганды сложно уехать на окраины.

«Приглашаю вас к себе в гости, – пишет акиму Караганды пассажирка Елена Фокина. – Поезжайте вечером на единственном автобусе № 145 до остановки «Ежик». Обязательно вечером, с 18 до 20 часов. Как раз в это время очень много народа в автобусе, битком набито. Если повезет, даже сможете расстегнуть куртку, чтобы не задохнуться…»

«4 ноября сломался и сошел с линии автобус № 34, – возмущена карагандинка Зауреш Табаева. – По графику в 8.20 его не было на остановке «Восток-3». Люди прождали 20–25 минут, пока не пришел следующий. Естественно, многие опоздали на работу. Идти на другие остановки в час пик бесполезно. Потому что все автобусы едут полными, втиснуться в них практически нет шансов».

«Когда в Караганде общественный транспорт приведут в удовлетворительное состояние, в том числе санитарное?! – вопрошает пассажирка Галина Малахова. – Автобусы грязные как внутри, так и снаружи. В салоне пол стерт до дыр, обшивка на сиденьях порванная. Окна в трещинах, заклеенных скотчем. Хотелось бы приложить фотографию автобуса № 29, но на сайте эта функция не пре­дусмотрена…»

Что нужно сделать, чтобы улучшить сервис и состояние общественного транспорта Караганды? Депутаты городского маслихата весь год боролись с чадящими автобусами и марш­рутками. Они вместе с полицейскими и сотрудниками департамента экологии устраивали рейды: замеряли уровень дыма в выхлопах, выписывали штрафы и выдавали предписания о приостановке эксплуатации неисправных транспортных средств.

Аким города Нурлан Аубакиров попытался повлиять на перевозчиков финансово, заявив, что будет уменьшать субсидии, положенные на покрытие убытков, из-за несоблюдения графика движения маршрутов.

А вот председатель общественного совета Караганды Кабдыгали Оспанов считает, что пора повышать тариф на проезд, который составляет 80 тенге и установлен в 2014 году. Ведь в погоне за прибылью перевозчики забывают о комфорте, безопас­ности и вежливом отношении к пассажирам.

– Я считаю, что отделу коммунального хозяйства нужно сделать доскональный пересчет тарифа, – высказывает свое мнение Кабдыгали Оспанов. – Пусть он будет 100 или 120 тенге, но это сделать необходимо! Я понимаю, что для населения повышение платы за проезд будет болезненным, но терпеть безобразие, которое творится, тоже уже надоело.

Перевозчики Караганды, конечно, не против повышения платы за проезд. Но они сразу предупреждают: только денежными вливаниями проблемы не решить.

– Их и за год-два не решить, – уверяет директор карагандинского автопарка № 3 Артур Григорян. – Ведь с 2010-го и до 2017 года субсидии на покрытие убытков перевозчикам не выделялись. Мы выживали, как могли. Финансы нам начали выделять только в конце 2017-го. И то не в полном объеме, а только около 30%. Еще у нас недостаток квалифицированных кадров. Автобусы стоят в боксах, а сесть за руль некому. Работа водителя сложна и физически, и психологически. Сегодня водитель автобуса должен иметь категорию D, но чтобы ее дали, необходимо сначала получить категорию D1 и проработать минимум 5 лет.

Председатель ОЮЛ «Ассоциа­ция автотранспортных предприятий Карагандинской области» Айнитдин Буралкин убежден в том, что корень всех проблем кроется в несовершенстве госполитики. В
1990-е­ годы сферу общественного транспорта передали в конкурентную среду, а условия для ее развития не создали. Поэтому перевозчики не видят перспектив и работают так, как Бог на душу положит.

– Нам нужно четко обозначить приоритетные направления развития отрасли, – считает председатель ассоциации. – Первое – это кадровая политика. Сегодня большой дефицит квалифицированных водителей. Второе – безопасность дорожного движения. Нам нужна национальная концепция дорожной безопасности. В Казахстане очень высокая смертность на дорогах. По этому показателю, по данным ВОЗ, мы занимаем 74-е место среди 175 стран мира. Третье направление – обновление автобусного парка.

По официальным данным, в Карагандинской области износ автобусов составляет около 70%. Государственная политика должна быть направлена на то, чтобы создать благоприятную среду для инвестиций в общественный транспорт.

Когда автопарки начнут обновлять автобусы и улучшать сервис? Когда будут уверены в том, что их вложения окупятся. А этого можно достичь лишь путем бюджетного субсидирования убытков по социально значимым маршрутам.

И местные власти, видимо, это поняли, поскольку сели с компаниями-перевозчиками за стол переговоров. В итоге одни пообещали закупить новые автобусы, другие – выплачивать субсидии.

И процесс пошел. За 3 последних месяца 2019 года карагандинские автопарки приобрели 79 автобусов. В 2020 году в Караганду пригонят еще 200 машин. Кроме того, в январе власти намерены ввести в действие систему электронной оплаты проезда.

Значит, доходы пассажироперевозчиков станут прозрачными. И у карагандинцев появится надежда на то, что тот или иной автобус не сломается и не сойдет с линии, и они смогут доехать до работы или дома в комфорте, чистоте и без нервотрепки.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Разработан законопроект
Предстоит серьезное разбирательство
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

«Вложись, построй, а мы тебя снесем...»
«Зубная» боль дантистов
Поля на голодном пайке
«Кошмары» на площадке автохлама

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]