На прошлой неделе на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений с предложениями по качественному совершенствованию системы оплаты труда выступил председатель Федерации профсоюзов РК Сатыбалды Даулеталин. Мы попросили его рассказать подробнее о предлагаемых нововведениях.
– Прежде всего Федерация профсоюзов предлагает пересмотреть механизмы определения системы оплаты труда. Согласно статье 107 Трудового кодекса РК, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, которая определяется условиями трудового, коллективного договоров и актами работодателя.
Несмотря на то что колдоговоры должны включать положения о системе оплаты труда и актах работодателя, на практике данный механизм имеет низкую эффективность. Все из-за влияния работодателя на работника и декларативности заключенных колдоговоров там, где нет профсоюзных организаций.
На сегодня из 154 635 заключенных в стране коллективных договоров лишь порядка 25–30 тысяч подписаны профсоюзами. Содержание остальных вызывает вопросы. Поэтому мы предлагаем внести в Трудовой кодекс дополнения об издании актов работодателя, определяющих систему оплаты труда, по согласованию с представителями работников.
Несмотря на конституционное обеспечение права вознаграждения за труд, все еще актуальной остается проблема задолженностей. По действующему законодательству в случае невыплаты заработной платы в полном объеме и в установленные сроки работодатель несет административную ответственность и обязан выплатить задолженность и пени за период задержки платежа. При этом для работника предусмотрено лишь его право своевременно и в полном объеме получать зарплату без каких-либо возможностей воздействовать на работодателя.
В этой связи предлагается законодательно закрепить право работника приостановить работу и отсутствовать на рабочем месте до выплаты задержанной суммы и пеней. В качестве исключений необходимо предусмотреть случаи введения военного и чрезвычайного положения, организации жизнеобеспечения населения и тому подобное.
Наряду с этим необходимо ратифицировать Конвенцию № 173 МОТ «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» в полном объеме. То есть не только с нормы установления приоритета очередности, но и через страхование работников от потери заработка в свете неплатежеспособности работодателя.
Федерация профсоюзов предлагает комплекс мер по индексации заработной платы.
В соответствии с п. п. 2) п. 2 ст. 157 Трудового кодекса РК включение в колдоговор порядка индексации заработной платы является лишь возможностью, а не обязательным его положением. Мы же предлагаем предусмотреть норму о ежегодной индексации минимального размера заработной платы на оценочную величину годового индекса потребительских цен за текущий календарный год.
В стране наблюдается безосновательная разница в размере оплаты труда. В некоторых случаях доходы работодателя и работника различаются в 50 и более раз. И эту разницу никаким коэффициентом трудового участия и уровнем ответственности объяснить невозможно.
С точки зрения мировой практики, подобные диспропорции свидетельствуют о неблагополучии на рынке труда. В целях устранения этой несправедливости предлагается законодательно установить предельный уровень соотношения зарплаты руководителя и рядовых работников в кратности от одного до 10 и не более.
Отдельный блок предложений направлен на устранение правовых пробелов в системе определения минимального размера заработной платы, стоимости продовольственной корзины и величины прожиточного минимума. Сегодня они не соответствуют реальным потребностям казахстанцев. Считаем, что необходимо принять безотлагательные меры по разработке соответствующих методик, а также по ратификации Конвенции МОТ № 131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран».
В мировой практике принято, что МРЗП должен быть на уровне 50% от среднемесячной заработной платы, что в условиях Казахстана составляет примерно 125 тысяч тенге. Также для определения МРЗП в ряде стран применяется так называемый «минимальный потребительский бюджет» – расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку благ и услуг более высокого по сравнению с прожиточным минимумом уровня.
Также мы настаиваем на пересмотре размера соцпособия по временной нетрудоспособности. В связи с тем, что он не превышает 15 МРП, работники, как правило, лишаются части заработной платы в случае болезни. Размер пособия остается очень низким. Например, в 2022 году максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 45,9 тысячи тенге – 77% от МРЗП.
В свете создания равных условий оплаты труда необходимо обратить внимание на вопросы установления и применения повышающих отраслевых коэффициентов.
Немаловажное значение имеют вопросы участия работников в управлении предприятием, в действующем законодательстве это никак не регламентировано.
Необходимо регламентировать нормы о проведении консультаций с работниками при принятии актов работодателя, их представители должны участвовать в заседаниях коллегиального органа управления с правом совещательного голоса. Регулярные трудовые консультации предупреждали бы потенциальные трудовые конфликты и выстраивали конструктивные коммуникации. Их обязательное проведение нужно включить в Трудовой кодекс.