В зоне ограниченных выбросов

171
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

В Алматы начнут платить за загрязнение воздуха

коллаж из архива «КП»

Почти два года потребовалось муниципальной власти и экоактивистам Алматы, чтобы структурно проработать идею экологического зонирования городской территории. Проект установления так называемых зон ограниченных выбросов представлен городским управлением экологии и охраны окружающей среды на портале «Открытые НПА» и не остался незамеченным.

Если говорить о главной интриге, то новые правила обяжут оплачивать въезд и передвижение по городу владельцев автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Если смотреть шире – это целый комплекс действий, которые позволили бы Алматы избавиться от неприглядного статуса самого экологически неблагополучного города страны.

Сразу оговоримся, проект запускается как пилотный: денег ни с кого пока брать не будут, но анализом трафика и отработкой программы на практике займутся уже с октября.

Найти подходы к решению главной проблемы мегаполиса – высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха – пыталась каждая новая команда городского управления, но в итоге принимаемых мер не хватало для того, чтобы хотя бы приостановить развитие кризиса. В пос­леднее десятилетие индекс качества воздуха в Алматы стабильно фиксируется на уровне высокого, зачастую переходя к отметке «очень высокий». В глобальных рейтингах по этому показателю казах­станский мегаполис стал фигурировать в ряду самых загрязненных городов мира.

Новый план борьбы за чистоту городской среды заимствован из европейского опыта: зоны с низким уровнем выбросов (low emission zones – LEZ) существуют во многих крупных городах, превращая их в зеленые зоны, недоступные для неэкологичного транспорта. Чтобы проще перейти к мотивации взбудоражившей общественность административной инициативы, обратимся к статистике – общеизвестной, но и достаточно показательной.

До 60% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обеспечивает автотранспорт. В сутки в Алматы может собираться до миллиона единиц автомобильной техники (свыше 600 тыс. зарегистрированных в самом городе и около 400 тыс. ежедневно в него въезжающих).

17% всего условного алматинского автопарка – машины нулевого евростандарта топлива, то есть фактически не обеспечивающие минимальной очистки выхлопных газов. Они и генерируют до 84% всего объема загрязняющих атмосферу выбросов. Условия LEZ-программы не запретят автомобилям сегмента от Евро 0 до Евро 4 въезжать в какие бы то ни было районы мегаполиса, но доступ этот станет для них платным. Техника класса Евро 5 и Евро 6, электромобили, транспорт на водородных двигателях заведомо освобождаются от финансовых претензий.

Экологический рейтинг каждого транс­портного средства, посещающего мегаполис, определяться будет по данным о годе выпуска, стране производства и типе двигателя, но решающую роль сыграют объективные данные техосмот­ров и проверок соответствия выбросов нормативам, их сможет инициировать сам автовладелец.

Разъясняя детали проекта, в акимате уточняют, что Алматы не ожидает зонирование по районам, он целиком получит статус LEZ-зоны. «Зеленые» тарифы еще не утверждены, понятен лишь главный принцип ценообразования: чем «чище» автомобиль, тем меньше расходы. И сам экоконтроль будет вводиться поэтапно.

Как утверждают авторы проекта, преж­де автособственникам предложат более или менее равноценные альтернативы. Как вариант – пересадить их на экобезопасную технику. Для этого предстоит качественно изменить работу городского общественного транспорта: увеличить парк газовых и электрических автобусов, расширить сеть выделенных автобусных полос, а также развивать велоинфраструктуру, строить перехватывающие парковки.

Готовятся условия выкупа у населения «грязных» авто, рассматриваются программы утилизации, льготного кредитования или лизинга для приобретения автомобилей с высоким экологическим статусом. Как раз на обеспечение выкупа старой техники, развитие общест­венного транспорта, экологические мероприятия будут направляться доходы от LEZ-проекта.

Транспортная составляющая хоть и самая весомая в экологическом неблагополучии мегаполиса, но все-таки все еще не единственная. Это признают в экологическом ведомстве акимата и отмечают, что проект «Зоны ограниченных выбросов» предполагает ряд параллельных экозонированию программ, которые включают модернизацию угольных ТЭЦ – второго по весомости источника загрязнения воздуха, ужес­точение контроля за промышленными выбросами, газификацию частного сектора, развитие зеленых городских зон и арычной системы.

В комплекс планов по оздоровлению экосреды Алматы входит еще одна злободневная проблема – уплотнительная застройка, нарушение естественной циркуляции воздуха и продуваемости городской территории, то есть все то, что естественным образом служит формированию хронического смога. Этот вопрос, как обещают в акимате, будет учтен при корректировке генерального плана Алматы.

Белым пятном предложенной к обсуж­дению общественности LEZ-концепции остается вопрос качества автомобильного топлива. Как известно, производство казахстанских нефте­перерабатывающих заводов еще не поднялось выше стандартов Евро 4, в то время как для зоны пониженных выбросов устанавливаются предельные нормативы уровня Евро 5. Однако такие неувязки не ставят в тупик разработчиков проекта: прогноз повышения качества отечественного топлива на фоне продолжающейся модернизации НПЗ выглядит вполне оптимистичным. Если же LEZ-идея опередит эти планы, то ее запустят с поправкой на реальную рыночную ситуацию.

Популярное

Все
Чистота становится философией жизни
Экологическому контролю – цифровые инструменты
Прочная основа единства общества
Свобода возможна лишь в правовом поле
В зоне особого контроля
Новую школу построят в Атырау
Мусорные завалы поручат разгрести «соседям»
Продолжается уборка зерновых
Проверят общежития вузов
В зоне ограниченных выбросов
Проезд сделали бесплатным
Пространство заботы и развития
Новый учебный год – новые возможности
Вовремя вмешались
Все готово к сентябрю
К урокам готовы!
Контроль без изоляции
Успех страды зависит от работы элеваторов
Прогулка по кумысной ферме
Сеют знания – получают специалистов
Военнослужащие Нацгвардии провели акцию «Дорога в школу»
Аким Мангистау ознакомился с ходом строительства социальных объектов
Бектенов поручил внести предложения по наказанию виновных в срыве дорожных проектов
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
В Сарани строят завод по сборке грузовиков
Первую в мире «золотую» акулу поймали у берегов Коста-Рики
Уборка идет полным ходом
Сильные дожди ожидаются в большинстве регионов Казахстана
Арину разгромила, а Иге уступила
Казахстан укрепил свой статус международного транзитного хаба
Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе станут мультимодальными центрами мирового уровня
Астанчанин оформил миллионные автокредиты на четверых казахстанцев
Определены лучшие пляжи Казахстана сезона 2025
Глава государства провел совещание по бюджету
Водитель наехал на группу детей, трое из них скончались
UFC выбрал нового соперника Шавкату Рахмонову
Программу «Аналар саулығы» запустили в рамках исполнения поручений Президента
Кто поедет в Ливерпуль
Модернизацию объектов энергетики проверили в Степногорске и ЗКО
Золото из Самокова
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардейцы впервые стали чемпионами МВД РК по спортивному самбо
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Модернизация на особом контроле
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
В Павлодаре откроют первую комфортную школу
На концерт Дженнифер Лопес в Ереване потратили $7 млн
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла

Читайте также

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]