В зоне ограниченных выбросов

930
Людмила Макаренко
Обозреватель Алматинского корпункта

В Алматы начнут платить за загрязнение воздуха

коллаж из архива «КП»

Почти два года потребовалось муниципальной власти и экоактивистам Алматы, чтобы структурно проработать идею экологического зонирования городской территории. Проект установления так называемых зон ограниченных выбросов представлен городским управлением экологии и охраны окружающей среды на портале «Открытые НПА» и не остался незамеченным.

Если говорить о главной интриге, то новые правила обяжут оплачивать въезд и передвижение по городу владельцев автомобилей с высоким уровнем вредных выбросов. Если смотреть шире – это целый комплекс действий, которые позволили бы Алматы избавиться от неприглядного статуса самого экологически неблагополучного города страны.

Сразу оговоримся, проект запускается как пилотный: денег ни с кого пока брать не будут, но анализом трафика и отработкой программы на практике займутся уже с октября.

Найти подходы к решению главной проблемы мегаполиса – высокого уровня загрязнения атмосферного воздуха – пыталась каждая новая команда городского управления, но в итоге принимаемых мер не хватало для того, чтобы хотя бы приостановить развитие кризиса. В пос­леднее десятилетие индекс качества воздуха в Алматы стабильно фиксируется на уровне высокого, зачастую переходя к отметке «очень высокий». В глобальных рейтингах по этому показателю казах­станский мегаполис стал фигурировать в ряду самых загрязненных городов мира.

Новый план борьбы за чистоту городской среды заимствован из европейского опыта: зоны с низким уровнем выбросов (low emission zones – LEZ) существуют во многих крупных городах, превращая их в зеленые зоны, недоступные для неэкологичного транспорта. Чтобы проще перейти к мотивации взбудоражившей общественность административной инициативы, обратимся к статистике – общеизвестной, но и достаточно показательной.

До 60% выбросов загрязняющих веществ в атмосферу обеспечивает автотранспорт. В сутки в Алматы может собираться до миллиона единиц автомобильной техники (свыше 600 тыс. зарегистрированных в самом городе и около 400 тыс. ежедневно в него въезжающих).

17% всего условного алматинского автопарка – машины нулевого евростандарта топлива, то есть фактически не обеспечивающие минимальной очистки выхлопных газов. Они и генерируют до 84% всего объема загрязняющих атмосферу выбросов. Условия LEZ-программы не запретят автомобилям сегмента от Евро 0 до Евро 4 въезжать в какие бы то ни было районы мегаполиса, но доступ этот станет для них платным. Техника класса Евро 5 и Евро 6, электромобили, транспорт на водородных двигателях заведомо освобождаются от финансовых претензий.

Экологический рейтинг каждого транс­портного средства, посещающего мегаполис, определяться будет по данным о годе выпуска, стране производства и типе двигателя, но решающую роль сыграют объективные данные техосмот­ров и проверок соответствия выбросов нормативам, их сможет инициировать сам автовладелец.

Разъясняя детали проекта, в акимате уточняют, что Алматы не ожидает зонирование по районам, он целиком получит статус LEZ-зоны. «Зеленые» тарифы еще не утверждены, понятен лишь главный принцип ценообразования: чем «чище» автомобиль, тем меньше расходы. И сам экоконтроль будет вводиться поэтапно.

Как утверждают авторы проекта, преж­де автособственникам предложат более или менее равноценные альтернативы. Как вариант – пересадить их на экобезопасную технику. Для этого предстоит качественно изменить работу городского общественного транспорта: увеличить парк газовых и электрических автобусов, расширить сеть выделенных автобусных полос, а также развивать велоинфраструктуру, строить перехватывающие парковки.

Готовятся условия выкупа у населения «грязных» авто, рассматриваются программы утилизации, льготного кредитования или лизинга для приобретения автомобилей с высоким экологическим статусом. Как раз на обеспечение выкупа старой техники, развитие общест­венного транспорта, экологические мероприятия будут направляться доходы от LEZ-проекта.

Транспортная составляющая хоть и самая весомая в экологическом неблагополучии мегаполиса, но все-таки все еще не единственная. Это признают в экологическом ведомстве акимата и отмечают, что проект «Зоны ограниченных выбросов» предполагает ряд параллельных экозонированию программ, которые включают модернизацию угольных ТЭЦ – второго по весомости источника загрязнения воздуха, ужес­точение контроля за промышленными выбросами, газификацию частного сектора, развитие зеленых городских зон и арычной системы.

В комплекс планов по оздоровлению экосреды Алматы входит еще одна злободневная проблема – уплотнительная застройка, нарушение естественной циркуляции воздуха и продуваемости городской территории, то есть все то, что естественным образом служит формированию хронического смога. Этот вопрос, как обещают в акимате, будет учтен при корректировке генерального плана Алматы.

Белым пятном предложенной к обсуж­дению общественности LEZ-концепции остается вопрос качества автомобильного топлива. Как известно, производство казахстанских нефте­перерабатывающих заводов еще не поднялось выше стандартов Евро 4, в то время как для зоны пониженных выбросов устанавливаются предельные нормативы уровня Евро 5. Однако такие неувязки не ставят в тупик разработчиков проекта: прогноз повышения качества отечественного топлива на фоне продолжающейся модернизации НПЗ выглядит вполне оптимистичным. Если же LEZ-идея опередит эти планы, то ее запустят с поправкой на реальную рыночную ситуацию.

Популярное

Все
Елена Рыбакина попала в группу Серены Уильямс
Обновили рекорд юношеских азиад
Все заявления – в приоритетную повестку
«Семей» и «Кайрат» выступают в Лиге чемпионов
Превратить родину в цветущий сад
Полвека на волнах вдохновения
Под оком «Кибернадзора»
Сельчане добились закрытия незаконной свалки
«Збени!»
Налажен выпуск кормового протеина
Свекле привольно и на севере
Театр имени Наталии Сац с триумфом отмечает юбилей
Alatau City – город, устремленный в будущее
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
В Астане проходят праздничные концерты ко Дню Республики
Выставка «Казахский тазы» стартовала в Алматы
Капитальный подход к переработке
С новыми рекордами завершился очередной марафон в Туркестане
День Республики: в Нацархиве открылась выставка "Менің елім – Қазақстан!"
Голубое топливо пришло в Жетысу
Казахстан и США: стратегическое партнёрство, основанное на доверии и инвестициях
Названы активные участники акции «Таза Қазақстан»
Минобороны провело уникальный концерт ко Дню Республики
Моя страна – мой флаг
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Историческая ответственность перед будущим
Пенсионерам вход бесплатный
Треть урожая ушла под снег
Гвардейцы — призёры Открытого Кубка Азии по дзюдо в Актау
Около 500 тонн продукции привезут на столичную ярмарку из ЗКО и Костанайской области
Военнослужащие Нацгвардии стали призёрами Кубка мира
Завершена реконструкция Центрального стадиона
В Казахстане станет сложнее пользоваться банкоматами
Опасность в тарелке: в СКО зарегистрировали 19 случаев описторхоза
Пожар в столичном кафе: ремонт в пострадавших квартирах завершен на 90%
В Алматинской области приняли меры по факту незаконного демонтажа плотины
Чем может гордиться Темиртау?
В Шымкенте открыли 14 социальных павильонов
Главнокомандующий Нацгвардией провел приём граждан
Алматинская область вновь побила рекорд посещаемости
Лювак для бодрости
Новую школу на 1 200 мест открыли в ЗКО
Рыбоперерабатывающий завод запустили в Кызылординской области
Краснокнижного зверька засняли на видео в Алматинской области
За пловом и природой – в Таджикистан
Пустующую площадку под мостом превратили в место досуга в Астане

Читайте также

Сайга и выгода
Приступить к ликвидации
Выстрелы в ночной степи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]