Восстанавливая историческую справедливость

7693
Беседовала Инеш Бержанова

В 1990 году постановлением Верховного совета КазССР принята Декларация о государственном суверенитете нашей страны, которая провозгласила политико-правовые основы Казахстана как независимого государства. О значении этого документа в истории и о том, в каких условиях он принимался, рассказывает заслуженный деятель Казахстана, доктор юридических наук, профессор, академик Казахстанской национальной академии естественных наук, заслуженный работник МВД РК, член научно-консультативных советов при Конституционном совете и Верховном суде Исидор Борчашвили.

– Исидор Шамилович, 25 октября теперь вновь отмечают как День Республики Казахстан. Какое значение эта дата имеет для независимого государства?

– На мой взгляд, в начале 90-х годов прошлого века был заложен прочный фундамент формирования казахстанской государственности, на котором сейчас мы строим наше свободное общество – Независимый, Новый, Справедливый Казахстан.

Поэтому в 1995 году 25 октяб­ря было вписано в календарь праздничных дат в качестве Дня Республики и отмечалось сначала на национальном, а потом на государственном уровне по 2008 год включительно.

Чрезвычайная важность этой даты в том, что с нее берут начало становление и развитие современного Казахстана. Это, без сомнения, переломный момент в многовековой истории казахского народа.

Восстанавливая историческую справедливость, Президент страны Касым-Жомарт Токаев на первом заседании Национального курултая в Улытау – колыбели казахской государственности – в июне текущего года выдвинул инициативу возродить День Республики и придать ему статус национального праздника. В связи с этим 29 сентября текущего года в Закон «О праздниках в Республике Казахстан» внесены изменения, согласно которым указанная инициатива приобрела правовую форму.

– Что вкладывается в понятие «суверенитет государства»? Чем с юридической точки зрения оно отличается от «независимости страны»?

– Дефиниции «суверенитет государства» и «независимость страны» очень близкие между собой категории и, на первый взгляд, могут показаться полнос­тью идентичными, но различия между ними все же существуют.

Под государственным суверенитетом традиционно понимают верховенство и независимость государственной власти. Согласно статье 2 Конституции нашей страны, суверенитет Рес­публики Казахстан распространяется на всю ее территорию. Это важнейший политический принцип, обеспечивающий полновластие народа и свободу нации в выборе своего развития, а также территориальное верховенство государства.

Исходя из сказанного, необходимо всегда иметь в виду, что в основе государственного суверенитета нашей страны лежит суверенитет народа Казахстана, которому, в соответствии со статьей 33 Конституции, предоставлено право участвовать в управлении делами государства.

Под независимостью же обыч­но понимают независимость от какой-либо другой власти в формировании и осуществлении как внутренней, так и внешней политики государства, самостоятельность и свободу в установлении и развитии на равноправной основе отношений с другими суверенными государствами и межгосударственными объединениями. В международном праве независимость государства тождест­венна актам признания его другими государствами. Иными словами, независимость государства – это способность самостоятельно определять цели, задачи и методы их достижения, решать вопросы и проблемы за собственный счет, свобода выбора своего поведения.

Исходя из особой значимости государственного суверенитета и его независимости, для защиты их от непосредственных угроз Президент нашей страны, в соответствии с подпунк­том 16 статьи 44 Конституции Респуб­лики Казахстан, имеет право на введение чрезвычайного положения и применение вооруженных сил.

– Среди основных принципов суверенности были прописаны целостность, неделимость и неприкосновенность территории республики. Расскажите об истории вопроса территориального раздела в тот непростой период.

– Граница государства, ее делимитация и демаркация – это важнейшие вопросы, равносильные самой независимости.

Согласно закону, под государственной границей понимается линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющие пределы территории Республики Казахстан (суши, вод, недр, воздушного пространства) и пространственный предел действия государственного суверенитета.

Определение и обозначение государственной границы между сопредельными государствами является очень важным вопросом, который трудно переоценить. Буквально в прошлом году мы все праздновали 30-летие нашей Независимости. А теперь, представьте себе, 13 лет из 30 мы вели переговоры о наших границах с соседними странами. Важно отметить, что эти переговоры велись в очень непрос­тых условиях. В тот период мы только начинали строить свое молодое государство на развалинах советской империи, когда работа предприятий, заводов и фабрик была парализована, воцарилась небывалая инфляция, наступила настоящая разруха, у людей не было работы, средств к существованию.

Именно в это время руководст­вом страны начата работа по определению границ Казахстана, ее делимитация и демаркация, поскольку не бывает независимого государства без четко установленных и международно признанных границ. Мы знаем, что по площади Казахстан занимает 9-е место в мире. Наша страна граничит со странами, обладающими колоссальными человеческими и природными ресурсами. Все отмеченные аспекты, безусловно, учитывались в этой работе.

И на сегодня Казахстан не имеет никаких споров и вопросов ни с одним сопредельным государством по государственной границе.

– Не менее важным и тогда, и сейчас является также вопрос развития языка и культуры казахского и других народов. В чем особенность многонацио­нального государства?

– Говоря о языковой политике нашего государства, прежде всего необходимо отметить, что, согласно статье 7 Конституции республики, государственным у нас является казахский язык. Но наравне с ним официально употребляется и русский язык. При этом государство заботится о создании условий для изучения и развития других языков народа Казахстана.

В связи с этим Закон «О языках в Республике Казахстан» устанавливает правовые основы функционирования языков в стране, обязанности государства в создании условий для их изучения и развития, обеспечивает одинаково уважительное отношение ко всем без исключения употребляемым языкам.

Поэтому вопрос о развитии государственного и других языков не потерял в прошлом и не теряет в настоящее время своей актуальности и значимости. По моему глубокому убеждению, с одной стороны, граждане Казахстана должны принимать активные меры по изучению и широкому внедрению государственного языка. А с другой – государство должно создавать условия для этого, а также для развития языков всех этносов, проживающих в нашей стране.

Казахстан – многонациональная республика. С 1996 года вся страна отмечает особую дату – 1 Мая – День единства народа Казахстана. Это праздник взаи­мопонимания и взаимоуважения между людьми различных национальностей, проживающих в Казахстане.

В целом полиэтническое государство имеет массу преимуществ. Среди них отмечу дружбу представителей всех национальностей, синтез различных культур в одном государстве, совместную реализацию планов и идей в общем доме под названием Казахстан.

Мы помним трагические 30-е и 40-е годы прошлого века, когда в Казахстан незаконно, против своей воли были переселены целые народы с Кавказа, Поволжья, Украины и Дальнего Востока. Казахский народ в результате насильственной коллективизации сам пережил в тот период сильнейший голод и потерял значительную часть своего населения.

Как член Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 ноября 2020 года, с данными о потерях казахского народа в страшный период я знаком не понаслышке. По прежним данным исследователей, из шести миллионов казахов голодом, коллективизацией и репрессия­ми было истреблено от 1 миллио­на 300 тысяч до 2 миллионов 200 тысяч человек. Скорее всего, эти цифры возрас­тут, так как работа указанной государственной комиссии продолжается.

Для того чтобы ее деятельность нашла свое логическое продолжение, назрела необходимость в разработке новой законодательной базы, которую нужно дополнить категориями репрессированных лиц, ранее не попавших под действие существующего Закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» от 1993 года. В правовом регулировании нуж­даются реабилитационные процессы, в которых должны найти свое отражение современные тенденции.

Поэтому решением председателя государственной комиссии – государственного советника Республики Казахстан Ерлана Карина на меня возложено руководство рабочей группой по разработке концепций и законопроектов, связанных с полной реабилитацией жертв политических репрессий. Рабочая группа эту работу уже завершила и представила свое видение председателю комиссии.

Несмотря на проведение массовых политических репрессий и большие потери, казахи приютили большинство вынужденных переселенцев в Казахстан, отогрели и накормили их пос­ледним куском хлеба. В результате этой доброты казахского народа многие люди остались живы. Такая поддержка навсегда сохранится в памяти других народов, которые были насильно депортированы в первой половине прошлого столетия.

К слову, сегодня мы наблюдаем ту же картину казахского гостеприимства, когда идет наплыв в нашу страну граждан из соседнего государства.

– В 90-е годы Вы имели непосредственное отношение к правоохранительной сфере. Расскажите, какие проблемы были характерны для того периода и насколько быстро система смогла перестроиться на новый лад?

– Да, в указанный период я имел непосредственное отношение к правоохранительным органам, так как занимался подготовкой будущих сотрудников в стенах Карагандинской высшей школы МВД РК, в настоящее время это Карагандинская академия МВД РК имени Баримбека Бейсенова.

В тот период в стране был разгул преступности, царили хаос и неразбериха. Отдельные сотрудники правоохранительных органов сращивались с организованной преступностью, «крышевали» бизнес и теневые потоки. Отсутствовала правовая база борьбы с преступностью, наркоторговлей, коррупцией. Необходимы были срочные меры организационного, законодательного и силового характера для решительного подавления преступного разгула.

Поэтому в 1997 году были приняты и введены в действие Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан, а также ряд нормативных указов Президента страны о решительной борьбе с преступностью, рэкетом и вымогательством. Сформированы специальные правоохранительные подразделения и даже ведомства, главной задачей которых было пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе совершенных организованными группами.

Результаты не заставили себя долго ждать. Разоблачения, задержания и громкие судебные процессы над различными авторитетами уголовно-преступной среды наблюдались практичес­ки в каждом регионе. Казахстан последовательно выстраивал правовое государство. Суды и судебная система, органы прокуратуры, полиция и КНБ системно занимались борьбой с организованными формами преступности. Было непросто, но сделано немало. Однако предстоит сделать еще больше.

Главой государства неоднократно отмечалась необходимость реформирования судебной системы, в том числе вопросов прозрачности отбора судейских кадров, реальной независимости судей всех уровней. В правоохранительной системе проводятся реформы, направленные на защиту бизнеса и недопущение незаконного вовлечения предпринимателей в орбиту уголовно-правовых разбирательств.

Как отметил Глава государства, при реформе правоохранительного блока будет соблюдаться наш общий принцип: «политическому плюрализму – да, экстремизму, бандитизму, хулиганству – решительное нет». Поэтому необходимо осуществить кардинальную «перезагрузку» всей правоохранительной и судебной систем, чтобы они были направлены на удовлетворение запросов населения, которое ждет реальных перемен в их деятельности. Причем делать это надо быстро и эффективно.

– Казахстан позицио­нирует себя как демократическое государство. Но не переходит ли наше общество рамки дозволенного, прикрываясь прописанной в Конституции демократичностью?

– Согласно статье 1 Конституции Казахстана установлено, что наша страна утверждает себя в первую очередь демократическим государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.

При этом там же закреплено, что основополагающими принципами деятельности рес­публики являются в том чис­ле демократические методы, направленные на решение наиболее важных вопросов государственной жизни. Поэтому современная демократия тес­но взаимосвязана с такими ценностями, как законность, политическое и социальное равенство, свобода, права человека и другие.

Демократия в первую очередь – это соблюдение закона, прав и свобод человека и гражданина. Нормы и представления людей о демократии не должны нарушать права и законные интересы личности, которые являются высшими ценностями и находятся под защитой Конституции. Как указано в статье 4 Конституции, она имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории республики. Поэтому все законы страны основаны на положениях Конституции. В связи с этим любое нарушение действующих законов страны можно рассматривать как посягательство на нормы Конституции. Нельзя не отметить, что большую роль в укреплении законности и соблюдении конституционных норм в период своей деятельности сыграл Конституционный совет Республики Казахстан. Это надо признать и подчеркнуть.

Однако современные реалии таковы, что соблюдение конституционной законности необходимо было выводить на качественно новый уровень. В результате проведенной конституционной реформы, которая состоялась на основе народного волеизъявления 5 июня этого года, с 1 января 2023 года в Казахстане будет функционировать Конституционный суд.

Однако проведенное мной исследование показало, что положения Конституции не всегда получают полноценную реализацию в принятых правовых актах. В качестве примера можно привести главу 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан «Уголовные правонарушения против конституционных и иных прав и свобод человека и гражданина», статью 32 УК РК «Необходимая оборона» и другие, где сужаются пределы норм Конституции.

Говоря о законности, не могу не отметить тот факт, что в некоторых случаях основанием привлечения лица к уголовной ответственности являются не нормы Уголовного кодекса или законы, а акты более низшего порядка. Так, степень тяжести причиненного вреда здоровью человеку в настоящее время определяется «Методикой экс­пертного исследования потерпевших, подозреваемых и других лиц для определения степени тяжести причиненного вреда здоровью», которая одобрена протоколом Ученого совета Центра судебной экспертизы, то есть этот документ даже не относится к правовым актам. Однако на основании этой методики определяется тяжесть вреда здоровью лицу, от которой будет зависеть, привлекут к уголовной ответственности или нет, и если да, то по какой норме УК РК.

К слову, ранее тяжесть причиненного вреда здоровью определялась на основании приказа министра здравоохранения от 20 мая 2010 года «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебно-медицинской экспертизы». Поэтому не способствуют укреплению законности такие правовые коллизии, когда подзаконные акты нивелируют положения Конституции и законодательные нормы.

На мой взгляд, Парламенту страны, правоохранительным органам, научному сообществу следует провести мониторинг всех законов, подзаконных и других актов на предмет соответствия их Конституции. Начать этот мониторинг необходимо с Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовного-исполнительного кодексов, а также с Кодекса об админист­ративных правонарушениях.

О необходимости проведения ревизии Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов и передаче полномочий по их коррекции в Министерство юстиции указал также Глава государства в своем Послании народу Казах­стана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество». Убежден, что это поручение является очень свое­временным и обоснованным.

В свою очередь Министерство юстиции уже приступило к реализации данного поручения Президента и создало межведомственную рабочую группу, в состав которой был приглашен и я. В рабочую группу наряду с работниками Министерства юстиции входят сотрудники правоохранительных и специальных органов, представители адвокатского сообщества, члены Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», ученые-правоведы. Деятельность рабочей группы взята на личный контроль министром юстиции. При таком организационном подходе, полагаю, результаты работы группы, несомненно, внесут свой существенный вклад в повышение качества законотворческой деятельности страны.

– За этот год в мире многое изменилось, и в Казахстане в том чис­ле. Какие Вы видите плюсы (а может быть, минусы) в происходящих трансформациях?

– В качестве ответа на поставленный вопрос приведу слова Президента Касым-Жомарта Токаева, сказанные им в Пос­лании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, о том, что «будущее Казахстана рождается сегодня – в наших словах и делах, намерениях и поступках. Каждый день мы делаем выбор между старым и новым, застоем и развитием. Призываю всех сограждан сплотиться вокруг общенациональных интересов. Мы станем сильной и успешной нацией, когда каждый из нас будет всемерно укреплять единство и твердо следовать принципам справедливости. Построение Справедливого Казахстана только начинается. Впереди тернистый путь».

Поэтому из прошедшего периода нам всем необходимо сделать правильные выводы и извлечь необходимые уроки. За последние 30 лет в Казахстане были определенные успехи и достижения, которые общепризнаны как внутри страны, так и за рубежом. Однако этого явно недостаточно на сегодняшний день, с учетом динамично изменяющейся обстановки в мире, возникновения новых вызовов и угроз. В условиях трансформации современных реалий необходимы сбалансированные меры для решения всех возникающих проблем.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
Танцевальный марафон на Сабантуй
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Вводится новое общежитие
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Разработан законопроект
Предстоит серьезное разбирательство
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Площадь Республики
Право на суверенитет и независимость
Декларация и ее роль в становлении и развитии независимого …
Нефть как двигатель экономики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]