Мелжан Рахимсеитович работает на кафедре теории методики профессионального обучения ПГПИ, он – заведующий учебно-производственными мастерскими по обработке древесины и металла, старший преподаватель по технологии художественной обработки древесины. Помимо этого ведет еще ряд предметов, в частности культуру быта. Досконально изучивший традиции, обычаи и быт своего народа, он старается донести все эти знания до своих учеников.
– Мы готовим конкретно, целенаправленно учителей технологии. Занимаемся в основном изготовлением национальной утвари, посуды, мебели. Сегодня мы поняли, что традиции предков необходимо возрождать, и начинать это надо уже со школьной скамьи, – говорит Мелжан Сыдыков.
Сам он погрузился в это дело еще в двухтысячном. «Национальная утварь и посуда» – так звучала тема его дипломной работы. Студенты-выпускники получили конкретное задание: смастерить асадал (национальный шкаф для хранения посуды), два круглых стола и астабак (блюдо под мясо, под бешбармак).
– Тогда я удивился: что это такое – асадал?! Это слово я услышал впервые в жизни. Начал копаться в книгах – там ничего! Технология изготовления названного предмета не описывалась. Ничего не говорилось и об астабаке, что меня, признаться, очень удивило: как же так?! Пришлось обращаться за помощью к старикам. Так я узнал, что астабак, к примеру, имеет много разновидностей и значений, меня это заинтересовало. Оказывается, что вместе с этой посудой мы незаметно утратили свой национальный колорит, обычаи. Как выясняется, посуда несла с собой определенную культуру воспитания, – рассказывает мастер.
Мелжан Рахимсеитович поражается тому, насколько удобными, функциональными были предметы домашнего обихода предков: они были максимально приспособлены к кочевому образу жизни.
– Я долго думал над тем, почему деревянная кровать имела необычную, V-образную, форму. Мне казалось, что лежать на ней крайне неудобно. Но, как выяснилось, такая форма кровати способствует улучшению кровообращения. Сегодня, я читал, этим заинтересовались на Западе и даже начали выпускать такого вида кровати, – делится информацией Сыдыков.
В настоящее время он, мастер художественной резьбы по дереву, собственноручно изготавливает оригинальные эти кровати, делает посуду, сундуки и прочее, и все это непременно с национальным колоритом. Лучшие свои работы преподносит в дар областному Историко-краеведческому музею им. Потанина. В музее, говорит, ими будут любоваться, по ним можно изучать жизнь и быт далеких предков.
Что касается его учеников, то и они занимаются этим делом не без интереса. Мало того, для многих это становится затем профессией: талантливые молодые люди открывают собственные мастерские, где творят и фантазируют уже на свой вкус.
– Я часто вижу работы моих ребят на выставках и радуюсь за них. И еще за себя: значит, я правильно веду свою преподавательскую деятельность, а это очень важно, – говорит Мелжан Сыдыков.
В преддверии Наурыза у него с ребятами много работы – их кафедра всегда отвечает за убранство юрты от ПГПИ. Герои нашей публикации обставляют юрту домашней утварью, а девушки из параллельной группы украшают жилище ковриками, одеялами, предоставляют национальную одежду. Вот уже несколько лет подряд именно их юрта занимает в конкурсе первые места, что, впрочем, и неудивительно – с такими-то мастерами.
Наталья ДВОРЯНИНОВА,
Павлодар