Возвращение шедевра

1341
Елена Брусиловская

С высоты ХХI века

Балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна настолько притягателен, что к нему в разное время обращались многие выдающиеся хореографы. Причем каждая из версий была столь оригинальна, что осталась в истории русского балета. Скажем, «Спартак» в постановке Леонида Якобсона в Мариинском театре был назван «новым словом в искусстве хореографии», а знаменитый спектакль Юрия Григоровича в Большом, по мнению критиков тех лет, вообще перевернул представление об искусстве балета.

Дерзнул обратиться к этому произведению, ставшему советской классикой, и талантливый танцовщик из Алма-Аты, хореограф, народный артист Казахской ССР Заурбек Райбаев, которого по праву называли «казахским Петипа». Его «Спартак», представленный зрителям почти полвека назад, занял свое почетное место в «спартакиаде», на много лет став визитной карточкой Государственного академического театра оперы и балета им. Абая.

Создатели современной версии – балетмейстер-постановщик народная артистка РК Гульжан Туткибаева, народный художник России Вячеслав Окунев и дирижер-постановщик заслуженный деятель РК Ерболат Ахмедьяров – представили не слепок постановки 1974 года, а взглянули на «Спартака» глазами людей ХХI века. Показана оригинальная трактовка, в основу которой положена хореография Заурбека Райбаева, вписанная в каноны русского классического балета.

– Мы все понимали, что это, если можно так выразиться, намоленный спектакль, – сказала Гульжан Туткибаева. – Поэтому сохранили хореографию Райбае­ва, ведь его «Спартак» – это наш золотой фонд, наше наследие. Его постановка знаковая еще и потому, что в ней когда-то принимал участие сам Арам Ильич Хачатурян, и она ему понравилась. Конечно, тот спектакль, что создан нами, при всей его приближеннос­ти к образцу 1974 года, вполне оригинален. Я сама когда-то была ученицей Райбаева и танцевала в этом балете, очень хорошо не только знаю его, но и чувствую. Во многом следуя за Райбаевым, мы позволили себе дополнить некоторые мизансцены, были сделаны новые декорации, пошиты новые костюмы, но музыкальный материал остался тем же, что позволило нам сохранить цельность спектакля.

Секрет притягательности

Почему же балет «Спартак» собирает полные залы вот уже более полувека? Ответ, как мне кажется, прост: он кроется в музыке талантливого Арама Хачатуряна. При упоминании этого имени у кого-то сразу возникает в памяти чарующий вальс из лермонтовского «Маскарада», кто-то вспомнит зажигательный «Танец с саблями» из балета «Гая­нэ» или восхитительный Концерт для скрипки с оркестром. Вот и зовущая к подвигу музыка «Спартака» пленяет зрителей раз и навсегда.

А вторая составляющая успеха – образ самого гладиатора Спартака, возглавившего восстание рабов в Древнем Риме. Когда-то один из первых представителей немецкого романтизма Новалис утверждал, что «мир должен быть романтизирован, только так можно ему помочь обрести изначальный смысл». Так был романтизирован и образ Спартака, ставшего символом борьбы за свободу и независимость, популярности ему добавила книга итальянского писателя Рафаэлло Джованьоли, написанная более 100 лет назад. Не случайно Спартак был одним из самых любимых героев в Стране Советов, и не случайно идея этого балета родилась в тяжелое для страны военное лихолетье.

…Шел декабрь 1941 года. Враг подходил к Москве, столица была на осадном положении, и в это время один из ведущих советских композиторов Арам Хачатурян получает заказ от Большого теат­ра на создание музыки к балету о героическом Спартаке, который не побоялся бросить вызов сильному сопернику, восстав с кучкой своих сторонников против огромной армии хорошо ­вооруженного полководца Красса.

Как предполагалось, этот балет должен был поднять моральный дух советских бойцов, о чем писал сам Хачатурян в одной из газетных статей: «Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак. Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость».

Тогда же он приступил к работе над балетом вместе с либ­реттистом Николаем Волковым и балетмейстером Игорем ­Моисеевым. Однако война внесла свои коррективы в их планы, и работа над балетом была отложена на многие годы.

Толчком к возвращению к теме стала поездка Хачатуряна в 1950 году в Италию. Когда он увидел Колизей, знаменитую Аппиеву дорогу, по которой тысячелетия назад шли римские легионы, то настолько проникся духом древней истории, что сразу принялся за работу, которая заняла почти 4 года. В 1954 году Арам Ильич закончил партитуру балета. Его музыка строилась на контрастах: ликующий Рим и горе побежденных, жестокие гладиаторские бои и героика восстания, нежные лирические сцены и эпические картины побед и поражений.

Премьера «Спартака» в хорео­графии Леонида Якобсона сос­тоялась в декабре 1956 года в Ленинградском театре оперы и балета. Спектакль предстал перед зрителями громадной фрес­кой и сразу стал «гражданским событием», как писали газеты того времени. Обсуждали все: предельно эмоциональную музыку Хачатуряна, необычную хореографию Якобсона, который создал особый пластический язык, поставив спектакль «без пальцев», то есть без танцев на пуантах. На ногах всех исполнителей были мягкие сандалии, а их движения навеяны античной вазовой живописью. Подобное зрители видели впервые. Публика и критики были в восторге, и балет сразу же назвали сенсацией в мире искусства.

Интересно, что в первой версии был задействован солист театра Юрий Григорович, которому досталась партия раба-гладиатора, а через 12 лет он поставил в Москве на сцене Большого театра свою легендарную версию «Спартака».

Как позже вспоминал сам Григорович, совместная работа с Хачатуряном шла непросто: любая просьба сократить что-либо вызывала порой бурные споры, которые композитор и балетмейстер в шутку назвали «битвой за ноту». Однако общий язык был найден. И возвращение шедевра состоялось 9 апреля 1968 года. Главные партии исполняли легендарные танцовщики Большого театра: Марис Лиепа, Владимир Васильев, Екатерина Максимова и Нина Тимофеева.

«Сказать, что спектакль имел оглушительный успех, не сказать ничего, – признавался позже Арам Хачатурян. – «Спартак» Григоровича, подобно молнии, пронзил балетный небосвод, повергнув одних в ужас, других – в восторг. Устоять перед художественной силой этого балетного спектакля было невозможно. Ничего подобного по силе танца и драматическому накалу главная сцена страны не видела».

«Спартак» на алматинской сцене

Когда в Алма-Ате в начале 70-х годов Заурбек Райбаев начал работать над «Спартаком», Хачатурян настолько был этим заинтересован, что решил принять непосредственное участие в постановке, также борясь с хореографом за каждую ноту. В библиотеке теат­ра бережно хранится партитура балета с пометками автора. Как сообщил дирижер-постановщик «Спартака» Ерболат Ахмедьяров, этот уникальный нотный экспонат был активно задействован им в работе.

– Музыка Арама Хачатуряна для меня легендарна, в нее невозможно не влюбиться, настолько она прекрасна, монументальна, полна экспрессии. Наверное, мало кто знает, что на премьере 1974 года в Алма-Ате дирижировал сам Арам Ильич. Музыка балета носит так называемый номерной характер, мощное симфоническое звучание размывает границы номеров, эмоционально обобщая драматургию событий, что и дало возможность разным хореографам компоновать музыку «Спартака» по-своему, – считает дирижер.

Что же касается Заурбека Райбаева, то его обращение к «Спартаку» было вполне осознанным. Прекрасный танцовщик, он блис­тал на сцене Алматинского театра оперы и балета во многих ведущих партиях, например, Базиля в «Дон Кихоте» Минкуса, Зигфрида в «Лебедином озере» Чайковского, Шурале в балете «Шурале» Фарида Яруллина и многих других, создав целую галерею незабываемых образов. А исполнение «Танца Золотого орла» в 1958 году на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады принесло артисту мировую славу.

Заурбек Райбаев оставил о себе добрую память и как балетмейстер, значительно обогатив репертуар театра, создав большое количество спектаклей – от одноактных до крупных балетных форм, которые поставили его в один ряд с выдающимися балетмейстерами страны. По мнению специалистов, в своем творчестве Райбаев демонстрировал органичный синтез национальной пластики, классического танца и современной хореографии.

В премьерном показе полувековой давности главные партии исполнили легенды отечественного балетного искусства: народный артист СССР Рамазан Бапов, народная артистка Казахской ССР Раушан Байсеитова, заслуженная артистка Казахской ССР Людмила Рудакова, заслуженный артист Казахской ССР Эдуард Мальбеков и народная артистка Казахской ССР Сара Кушербаева.

По словам Гульжан Туткибаевой, «Спартак» считается одной из сложнейших балетных постановок как для оркестра, так и для танцовщиков.

– Хотя в этом спектакле всего четыре главных действующих лица – Спартак, его противник римский полководец Красс, Фригия – подруга Спартака и Эгина, подруга Красса, в нем задействован практически весь женский кордебалет. Молодежь у нас просто замечательная. Преж­де всего я хотела бы отметить женские партии. И Фригия в исполнении Жанель Тукеевой, и Эгина – Эльвира Курбанова – просто великолепны. Изумителен Азамат Аскаров в роли Спартака. Думаю, он, конечно, помнил, как классически танцевал эту партию Рамазан Бапов, который отличался особым «летящим» прыжком, что было просто потрясающе. И Азамат это максимально воспринял, я очень рада, что он справился с партией.

В нашем балете заняты два состава: партию Спартака еще танцует Архат Аширбек, Красса – Рахим Даиров и Нельсон Пенья, Фригию – Айман Егизбаева, Эгину – Малика Ельчибаева

Партия Спартака очень сложна физически, эмоционально, мне кажется, не каждый артист может такое выдержать. А еще мне хотелось бы отметить, что каждый состав исполнителей привносит свою индивидуальность. Скажем, Спартак Азамата Аскарова не похож на Спартака в исполнении Архата Аширбека, у них даже фактура разная. Очень эмоционален Красс Рахима Даи­рова, интересен в этой партии и Нельсон Пенья, яркий, неординарный танцовщик. Фригия и Эгина у разных балерин тоже разные.

А в целом для всех, кто участ­вовал в балете, это знаковое событие, тем более что на следующий год мы будем отмечать 90-летие Заурбека Райбаева. И этот спектакль – дань глубокого уважения и памяти выдающегося мастера. Прекрасно, что балет состоялся, несмотря на все карантинные сложности наших дней, – подчеркнула Гульжан Туткибаева.

Балет сделан очень зрелищно, Древний Рим, представленный в сценографии народного художника России, лауреата Государственной премии Казахстана Вячеслава Окунева, западает в память буквально на уровне 25-го кадра. С этим талантливым мастером наш театр оперы и балета сотрудничает уже не первый год, и каждая постановка с его учас­тием становится событием в культурной жизни страны.

– Мне кажется, что в наше время надо не только создавать что-то новое, но и сохранять самые главные достижения, – утверж­дает Вячеслав Александрович. – Когда я посмотрел запись балета «Спартак» в постановке патриарха казахской хореографии Заурбека Райбаева, понял, насколько талантлива, насколько интересна эта работа. И нам необходимо было не уронить высокую планку, заданную мас­тером. Было сделано огромное количество эскизов, вариаций, мы хотели сохранить дух Райбаева и атмосферу творчества, поэтому решили не вводить какие-то модные новации.

Было сшито более 300 костюмов, а это очень сложная работа. Что касается декораций, то было сделано около 15 их смен. И в этом мы тоже пошли по пути спектакля-предшественника.

Во время работы над спектак­лем в качестве консультантов приглашались бывшие исполнители ведущих партий. Некоторые из них, например Раушан Байсеитова, до сих пор работает в театре педагогом-репетитором. На премьере присутствовал заслуженный артист КазССР Эдуард Мальбеков, исполнявший роль Красса.

– Это потрясающе, что спектакль вернулся на родную сцену. Конечно, есть какие-то новшест­ва от Гульжан Туткибаевой и художника Вячеслава Окунева, но в целом это балет Заурбека Райбаева. Все, кто работал над этой постановкой, справились с ней на отлично. Хотя, как говорится, совершенству нет предела, и отточенная техника молодых исполнителей нуждается, на мой взгляд, в большем драматическом артистизме. При этом нельзя играть, актерствовать, а надо жить, как жили когда-то их герои, – считает Эдуард Джабашевич.

Была на премьере и Людмила Рудакова, которая на премьере 1974 года танцевала партию Эгины. Она смотрела спектакль со слезами, потому что для нее это было возвращением в молодость. И хотя «Спартак», по ее мнению, это скорее «мужской» балет, женские роли в нем не менее важны.

– Я знаю каждое движение этого балета, вспоминаю, как танцевали его мы, буквально в бешеном темпе, как этого требовал Хачатурян, – говорит Людмила Георгиевна. – Арам Ильич нечасто хвалил танцоров, но нам, четырем солистам, говорил, что с удовольствием забрал бы нас в Большой театр. Помню, на премьере балета присутствовало все руководство республики, это был настоящий праздник. И я счастлива, что балет вновь вернулся к зрителям.

Популярное

Все
Городок достроят со второй попытки
Когда ЭЦП «гуляет» по рукам
Семилетний Дмитрий Кремпин завоевал «серебро» на Oceanman в Дубае
Качаться можно и в сарае?
К паводкам готовимся заранее
Сорвали сроки сдачи
В столице чествовали народных любимцев
Высокая честь – готовить кадры системы национальной безопасности
Был верен своему слову
Знакомые с детства мелодии
Несушки – немецкие, лизинг – казахстанский
Что значит оставаться человеком?
Ели съедят олени
Благодарность за спасение ребенка
Где родился, там и пригодился
Чтобы разгрузить дорожный трафик
Закон Республики Казахстан
Пожар на стадионе: обошлось без жертв
Качество подготовки кадров – главная задача
Закон Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
Закон Республики Казахстан
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Глава МЧС открыл спасательную станцию на реке Жайык
В 2025 году 9 тыс. жителей Атырауской области получат адресную помощь
Джуд Лоу сыграет Путина в начале его политической карьеры
Чтобы не потерять себя
Триумф на родине Болливуда
Разработка старшеклассника поможет диагностировать кожные заболевания
Пенсионеров избивали в частном пансионате Павлодара
Суд Нью-Йорка приговорил Трампа по делу Сторми Дэниэлс
Очередной сезон обучения в Школе аналитики стартовал в Сенате
Умная система будет вычислять «зайцев» в столичных автобусах
Минсельхоз опроверг слухи о манипуляциях с данными об урожае зерновых
Закон Республики Казахстан
Анастасия Городко – двукратная чемпионка мира среди юниоров
В Костанае половина проектов по программе «Бюджет народного участия» в 2024-м не реализована
«Сигнальные» штрафы
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Год единства и созидания
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Закон Республики Казахстан
Информацию об уходе Черчесова прокомментировали в КФФ
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом

Читайте также

«Этапы большого пути»
Качество подготовки кадров – главная задача
Пожар на стадионе: обошлось без жертв
Где родился, там и пригодился

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]