Время искать новые решения: эксперты высказались о диверсификации казахстанского экспорта Экономика 11 июля 2022 г. 23:15 5792 Юлия Полонская Фото: Kazpravda.kz Время искать новые решения Развитие транспортных коридоров в нашей стране всегда рассматривалось с точки зрения экономического прагматизма. По мнению экспертов Казахстанского института стратегических исследований, вопрос поиска новых путей решения этой задачи стоит перед Казахстаном и сегодня. Мнения о важности стратегического взгляда на диверсификацию экспорта придерживается главный эксперт КИСИ Булат Ауелбаев. – Надо сказать, что стратегия диверсификации транспортных и экспортных маршрутов – это беспроигрышная позиция для любой страны в любых геополитических условиях. В определенный период мы замкнули наши усилия на определенном направлении, которое давало хороший доход, и теперь приходится оперативно обращаться к более широкому набору приемлемых вариантов, – считает он. Сейчас мы столкнулись с определенными трудностями, которые упираются в неразвитость инфраструктуры по другим направлениям, отмечает эксперт. – Какие другие возможности можно использовать в данной ситуации? Есть трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, есть иранский вектор, есть китайское направление. Безусловно, везде есть свои трудности, которые сейчас придется преодолевать. Но тут должны работать экономисты, просчитывая заполняемость этих трубопроводов, риски, прибыль, затраты, – говорит Булат Ауелбаев. Как отмечает старший научный сотрудник КИСИ Алия Мусабекова, с момента обретения независимости Казахстан преследовал две главные цели: диверсифицировать транспортно-логистические и экспортные маршруты и использовать по максимуму свой транзитный потенциал. – В современных геополитических условиях как никогда необходимо реформирование системы транспортного сообщения. В железнодорожных перевозках усиливаются восточное и южное направления: в сотрудничестве с китайскими и узбекскими коллегами реализуются проекты Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, – говорит она. – На повестке дня остро стоит вопрос морских перевозок. Глава государства поставил перед Правительством стратегическую задачу модифицировать порты на Каспийском море, укрепить морской флот, в том числе танкерный, а также создать контейнерный хаб в Актау. Кроме того, учитывая большой удельный вес нефтедобывающей отрасли в экономике страны, приоритетной, по мнению эксперта, является проработка Транскаспийского маршрута для диверсификации экспорта углеводородного сырья. По мнению ведущего научного сотрудника КИСИ Бекжана Садыкова, международная повестка дня сама подтолкнула нас к оперативному решению сложившейся ситуации, которое заключается в кардинальном расширении системы транспортных путей и в целом диверсификации экспорта. – Это касается всех видов транспорта, которые играют ключевую роль в экономике Казахстана – железнодорожного, автомобильного, и даже увеличения мощностей морских портов. Необходимо обеспечить доставку товаров на принципах бесперебойности и безопасности. Упор здесь необходимо сделать на максимизацию экономического эффекта. Была отмечена и особая роль выработки оптимальных решений в вопросе транспортировки нашего основного экспортного товара – нефти, в том числе и с привлечением инвесторов, отмечает эксперт. – Ветки Атырау – Кенкияк и Кумколь, например. Только в Кумколе добыча нефти составляет 5,8 миллиона тонн. Это говорит о том, что Казахстан готов обеспечить увеличение транспортных мощностей по Транскаспийскому маршруту, – считает Бекжан Садыков. – Особое значение придается увеличению мощности порта Актау, который в последние годы активно развивался, но учитывая сложившуюся ситуацию, этим проектам, видимо, будет отводиться приоритетное внимание, в том числе и в рамках специальных экономических зон. Во многом стратегия диверсификации экспортных путей стала ответом на ситуацию, сложившуюся вокруг КТК, отмечает эксперт. По этому маршруту обеспечивалась транспортировка 82% экспортных объемов казахстанской нефти. Поэтому можно назвать его критически важным. – Безусловно, вопрос диверсификации вряд ли удастся решить в ближайшее время, но в стратегическом плане эффект от этой работы будет иметь мультипликативный эффект, – считает Бекжан Садыков.
00:01 Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
01:00 «Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
20 июля 2024 г. 11:06 Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
4 июля 2024 г. 4:53 Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
19 июля 2024 г. 21:21 Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота