Время решительных и нестандартных решений

3330
Павел Казанцев, депутат Мажилиса Парламента РК

Новый политический сезон начался, как обычно, с открытия новой сессии Парламента на совместном заседании Сената и Мажилиса. С большими надеждами и интересом ждали Послания Президента. Как всегда, за неделю-две до 1 сентября все пытались угадать или спрогнозировать основные посылы, которые будут в нем озвучены. Многие предрекали отставку Правительства, но большинство понимало, надо что-то решительно предпринимать в экономическом блоке. Плюс придать должную динамику работе министерств и ведомств.

фото из архива "КП"

Сразу следует отметить, что и по структуре, и по содержанию, и по целеполаганиям, и по емкости Послание кардинально отличается от всех предыдущих. Выделю несколько моментов. В основном экономического плана как более близкого мне формата.

Первое. После краткого анализа выполнения установок и позиций предыдущих Посланий Касым-Жомарт Кемелевич емко и четко обрисовал текущий момент как эпоху вызовов, когда традиционные подходы в работе государства не работают, когда меняются мировой политический и экономический уклады, когда необходимо действовать жестко, точечно и предельно оперативно. Действительно, события развиваются настолько стремительно и нестандартно, что требуют, подчеркиваю – требуют, развивать государство в предельно оперативном режиме с нестандартными ходами.

Второе. Президент предложил эти режимы и объявил переход к новой экономической политике (НЭП) как программе развития и укрепления Казахстана в принципиально новых условиях беспрецедентной турбулентности геополитики и геоэкономики! Если смотреть в ретроспективе, то такие особенные экономические режимы в государствах, как правило, возникали на переломных этапах, в особо трудные времена. И история показывает, что это давало свои положительные результаты, позволяло государствам выстоять, а порой и решительно продвинуться именно в экономическом развитии, что впоследствии давало синергетический эффект. В социальной сфере, в формировании новых направлений экономики, в повышении эффективности финансовой системы, создании новых общественных драйверов и так далее.

Третье. Экономика была, есть и будет основой устойчивости государства. Президент с первых же целеполаганий ставит задачу по созданию промышленного каркаса страны. На первый взгляд очень емкий и общий посыл. В него можно было бы вложить абсолютно все и вся. Однако он сразу же был расшит реперными точками приложения основных усилий. Пересказывать их нет смысла – лаконичнее текста Пос­лания не скажешь. Однако базовые моменты следует отметить. Это прежде всего решительное развитие обрабатывающего сектора экономики в синергии с добывающим сектором, который у нас уже достаточно развит и позволяет выходить на совершенно новые горизонты рентабельности и эффективности экономики. Механизм тоже предложен – клас­теры высокого передела.

Где-то прочитал критические заметки, что, мол, строительный сегмент должен был быть назван в основных драйверах развития страны. Не соглашусь с этим. Строительная отрасль дос­таточно развита, она на марше, хорошо поддержана государст­вом. И в настоящее время она не может дать существенного дополнительного рывка вперед, как того требуют время и современные вызовы.

Мощный рывок могут дать только высокие переделы в обработке сырьевых ресурсов! И не просто надо будет осваивать любую продукцию высокого порядка, этого уже недостаточно. Надо смотреть и на динамично меняющуюся структуру передовых экономик, на новые отрасли и на новые технологии. Об этом тоже можно прочесть в Послании.

Четвертое. К драйверам впервые был отнесен и оборонно-промышленный комплекс. На одном прямом эфире заспорили с экспертами, правильно ли это. Правильно! Мы имеем все для развития этого направления. Кроме самолетов, мы можем производить все. Но при этом закупаемся зачастую в иных странах. Надо с этим заканчивать. И объявленное Президентом создание специального Фонда оборонно-промышленного комплекса наконец-то придаст долж­ную динамику в этом сегменте.

Пятое. К драйверам новой экономической политики Президент относит и агропромышленный комплекс, который имеет огромнейший потенциал для развития и наполнения как внутреннего рынка, так и для устойчивого развития внешнеторговых операций. Потенциал-то имеет, но отрасль погрязла в малоэффективных и постоянно видоизменяющихся реформах и разновекторных проектах, которые каждый раз меняются с приходом новых руководителей отрасли. Именно погрязла. А страдают простые люди, что мы постоянно видим и ощущаем на встречах с селянами, с простыми работниками в поле. Предприниматели также ждут более предсказуемой и энергичной агрополитики от государства. Иначе они не могут планировать создание и развитие производств.

Да, может быть, это направление и не новелла в целеполагании экономического развития. Но Президент четко обозначил ключевые проблемы комплекса и направления эффективных действий. Это развитие отечественного машиностроения, науки, пищевой промышленности, внутренней и внешней торговли. Это также весьма серьезное направление для инвестиций, как внешних, так и внутренних. Причем достаточно быстро окупаемых.

Шестое. Все экспертное сообщество обратило внимание, что в Послании при определении направлений и механизмов реа­лизации новой экономической политики и в целом развития страны были сделаны акценты на ключевые инфраструктурные проблемы страны, без решения которых государство не может и не будет развиваться. Это энергетика, вода, без которых развитие производственного потенциала невозможно, логистика, за которую сейчас бьются все серьезные государства мира, создание точечных ведомств под точечные целеполагания.

Действительно, по вопросам энергетики и водных ресурсов мы уже идем по лезвию ножа. Ситуация требует критически срочных и эффективных мер. Причем это требует и приличных финансовых средств.

Касым-Жомарт Кемелевич по этим вопросам дает предельно развернутые оценки и направления развития. Начиная от поиска новых сырьевых ресурсов через развитие и стимулирование геологоразведочных работ, освоение новых месторождений, развитие «зеленых» технологий в энергетике, модернизирование тарифной политики, проведение референдума по строительству в Казахстане атомной электростанции, дабы освободиться наконец от очень дискомфортной зависимости по электроэнергии от соседних стран. А строительство АЭС (с учетом того, что у нас имеются все необходимые условия для реализации такого критически важного проекта) еще и позволит нам выйти из энергетической ловушки, которая не дает нам развивать большие современные производственные мощности на юге страны, где очень много невостребованных трудовых ресурсов. Уверен, что казахстанцы поддержат этот проект. И депутаты Мажилиса примут активное участие в разъяснительной работе по данному вопросу.

По воде особая тема. Мы пока не привыкли к остроте этого вопроса. Мол, там эксперты чего-то пугают, пугают, да нас это не касается. Касается! И еще как касается! Уже коснулось! А у нас по-прежнему считается абсолютно нормальным утречком почистить зубы ведром питьевой воды, каждый день поливать огород из крана. Тариф и система пока не стимулируют применение жестких водосберегающих технологий. Уверен, что создание отдельного минис­терства по водным вопросам позволит уйти от межведомственной неразберихи и надлежащим образом организовать рациональное и бережливое отношение к водным ресурсам и использовать наконец достаточно внушительные явные и скрытые возможности страны в этом вопросе. В обществе решение воспринято весьма положительно и осознанно.

Седьмое. Финансовое обеспечение новой экономической политики. Критически важный вопрос. Развитие новых производств, особенно на высоких переделах, требует мощных инвестиций на приемлемых для производства условиях. Коротко говоря – нужны дешевые и длинные деньги. Банковская система не отвечает на эти вызовы. Текущее кредитование устраивает сейчас, может, только торговлю. Производство – никак нет. Именно поэтому у нас и не создается достаточное количество объективно востребованных производств.

Эксперты уверены, что поручения Президента по этому блоку, особенно по расширению конкурентной среды в финансировании производственного сектора через привлечение трех зарубежных банков на рынок Казахстана, дадут надлежащий эффект. Не соглашусь с теми, кто говорит, что наши банки могут не выдержать этой конкуренции. Выдержат. Запас прочности и потенциальные возможности рынка позволяют работать в такой парадигме.

Восьмое. Срочность целеполагания Послания. Президент прямо говорит, что сейчас не время среднесрочных или долгосрочных стратегий – надо быстро и оперативно и выверенно делать марш-броски для удерживания имеющихся и освоения новых экономически кормящих страну сегментов экономики! И срок ставится 1–3 года. Иначе никак. Иначе застой и утеря позиций. Да, это жестко, но и время сейчас отнюдь не периода «тучных годов», когда можно было не спеша двигаться вперед, опираясь на имеющиеся сырьевые ресурсы. Которые, кстати, тоже конечны.

Девятое. Отдельным вопросом стоит реформирование бюджетной и налоговой политики.

Больше денег в экономику с большей самостоятельностью бюджетов регионов! При этом с большей ответственностью за результаты! Смена парадигмы от «управления бюджетом» на «управление результатом» – мера долгожданная. Это очень поддерживается людьми, так как должны быть усилены и полномочия, и ответственность! Сейчас в управление регионами приходит все больше реформаторов и реальных управленцев. Этому способствует и реализация политической реформы Президента в части расширения прак­тики и масштабов выборности акимов. На местах акимы четко понимают точечные и системные направления развития регионов, но дейст­вующая бюджетная сис­тема ставит много бюрократичес­ких препон и барьеров.

Налоговое поле также подлежит реформированию, уже в этом году в Мажилис заходит новый Налоговый кодекс. Депутатам нужно оперативно, очень четко и чутко прописать стимулирующие форматы налогообложения субъектов бизнеса, особенно инвестирующих в современные производства и создание новых рабочих мест. В Послании это предметно проговорено.

Как проговорены и иные меры по реформированию финансового рынка страны. Уверен, что для развития регионов в целом и предпринимательства в частности эти меры будут хорошим стимулом.

Десятое. Весьма радикальными являются решения Президента по реформированию системы государственного управления и контроля. Как депутат знаю, как долго принимаются управленчес­кие решения при громоздкой сис­теме управления. Бесконечные согласования, аппаратные и бюрократические протяжки – все это не способствует темпу времени и вызовам текущего дня. На встречах с коллективами мы также видим и усталость, и раздражение людей от того, что зачастую в госорганах никто ни за что не отвечает, чиновники топят инициативы и решения в бюрократии, боятся принимать конкретные и оперативные решения.

Уверен, что перевод Админист­рации Президента в статус политического штаба с соответствующим реформированием его структуры существенно повысит оперативность работы Правительства, которое теперь несет всю полноту ответственности за реализацию экономического, социального и иных направлений деятельности государства. Эти решительные изменения полностью корреспондируются с указом Президента о дебюрократизации деятельности государственного аппарата, который в течение последнего времени пытались заволокитить некоторые госорганы.

Много чего еще хотелось бы написать по Посланию. Например, предельно важно поднятие уровня МЗП до 85 000 тенге! А внедрение спецпособия с 55 лет для работающих на вредных производствах – на мой взгляд, блестящее решение Президента по острому вопросу, который много лет поднимают рабочие!

Полтора часа Послания нереально описать даже в тезисах – надо читать! Причем читать надо не только текст, но и между строчек – там очень много чего заложено на злобу дня!

Начинаем большую работу! Всей страной! До победного! Вместе с Президентом!

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
«Генный ключик» для джабе
Масштабируя передовой опыт
Свежий кумыс по старинным рецептам
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Он дал новый голос казахскому кино
Всегда на шаг впереди угроз
Распоряжение Главы государства о назначении
Сбежать не удалось
Новой техникой пополнился машинный парк
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Распоряжени Главы государства о назначении
Указы Главы государства об освобождении от должности
Гонка за лидерами
Указы Главы государства о назначении
Временный приют или точка опоры?
К каждому – свой подход
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Глава государства провел заседание Совбеза
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
Назначен директор новой Службы КНБ
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Укреплять многостороннее партнерство для устойчивого развит…
Летописцы истории
Евразийская неделя арбитража
Пора подружиться с «капелькой»

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]