Выездной фестиваль российских театров с программой для юных зрителей начался с Казахстана

6139
Людмила Макаренко

В Санкт-Петербургском ТЮЗе им. А. Брянцева по давней традиции и с завидной регулярностью проводят национальный фестиваль театров, ориентированный на молодежную аудиторию.

фото Юрия Беккера

Событие это престижное и популярное, в том числе у профессионалов из соседнего зарубежья. И не мудрено, ведь в культурную столицу России с периферии везут все самое «вкусное» – незыблемую классику, неоклассику и совершеннейший артхаус. Все вместе это дает понимание того, чем живет сегодня молодежный театр, что лучше всего «заходит» юной публике и чем ее можно отвлечь от виртуального мира грез.

Хранить такое богатство «под матрасом», считает директор питерского ТЮЗа Светлана Лаврецова, было бы несправедливо, поэтому фестивальный проект «внутреннего пользования» однажды вышел, что называется, на международную орбиту. Больше десятка лет он прокладывал путь на Запад – в страны Балтии и Францию. А в этом году впервые сделал резкий поворот в обратном направлении и оказался у нас, а также еще в трех государствах СНГ: Кыргызстане, Узбекистане, Армении.

Больше чем на месяц – с начала апреля до 11 мая – фестиваль рассредоточился по шести теат­ральным площадкам четырех стран Содружества и включил девять показов спектаклей теат­ров из Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Екатеринбурга и Буинска. Давали авторские постановки по произведениям Уильяма Шекспира, Антона Чехова, Максима Горького и Флориана Зеллера, каждая из которых в свое время становилась соискательницей высших профессиональных наград.

Лакомый кусок

Вернее будет сказать, что на гаст­роли отправлялось не просто лучшее, а отборное. И нам этого досталось больше всех. Гастрольная программа в Казахстане включала три спектакля: «Зимнюю сказку» по Шекспиру, которой фестиваль открывался в Караганде, чеховские «Сад» Театра кукол Республики Карелия и «Каштанка» екатеринбургского ТЮЗа – их увидели зрители в Алматы. В остальные страны гастрольного тура «уехало» по одному спектаклю, хотя тоже шедевральному.

Особое почтение казахстанской стороне было оказано во многом благодаря личным связям в узких театральных кругах. Юрий Якушев, директор Национального русского театра драмы им. М. Лермонтова в Алматы, на сцене которого прошли три дня фестивального представления, – фигура в этих кругах известная. Хотя сам Юрий Александрович признался, что для него участие в проекте стало почти авантюрой.

– Были опасения по поводу того, как зритель воспримет этот эксперимент, – говорил на пресс-конференции Юрий Якушев. – У нас театр для взрослого зрителя, и есть риск, что одно только название «ТЮЗ» в анонсе введет в заблуждение. Это такой стереотип: если ТЮЗ, значит, детская программа, если сказка, то обязательно для малышей. Однажды нам уже приходилось искать способ преодолеть это предубеждение, когда ставили совсем не детский спектакль по пьесе Островского «Снегурочка». Решили прямо так и написать в афише «Снегурочка. Не сказка».

Развеять миф о «детскости» ­ТЮЗов смогла бы вся фестивальная программа. Она как будто специально составлялась под новый тренд: спектакли, которые сейчас ставятся для юного зрителя и молодежной публики, могут быть сложными, глубокими и философскими, они также понятны взрослой аудитории и особенно хороши для семейного просмотра.

Для почти взрослых

Еще одно правило театра для тинейджеров: не поучать и не заискивать, а разговаривать со зрителем на равных. Поэтому «правильный» ТЮЗ, по мнению постановщиков замысловатой «Каштанки», – это театр, где находят место современная драматургия, новые формы в режиссуре и вообще любое новаторство. Работать с аудиторией переходного возраста на таких условиях интересно и классическим театрам.

Один из именитых участников международного фестиваля – Театр им. Моссовета – в армянскую столицу повезет спектакль «Мама». Семейная трилогия современного французского драматурга Зеллера «Папа. Мама. Сын» уже успела наделать шума в мировой культурной тусовке: историю «о тотальной пропасти между людьми, об утерянной коммуникации внутри семьи, где каждый сущест­вует сам по себе», много ставят на театральных сценах и экранизируют. Новую версию драмы, где «о сложном говорится простым языком», представит выпускник ГИТИСа Павел Пархоменко.

Спектакль «Железнова Васса Мать» по пьесе Горького, который Свердловский театр драмы покажет в Кыргызстане, даже в названии содержит вызов, шутку с намеком, хотя повествование идет о вещах обыденных: единстве и борьбе двух начал – мужского и женского, материнстве, семье и ее вневременных ценностях.

«Жребий. Невыдуманные истории» Буинского государственного драмтеатра в прошлом году вошел в long list театральной премии «Золотая маска» – самой престижной профессиональной награды России. Построенный как мозаика из рассказов деревенских жителей о любви, времени, чувстве долга, жизни, смерти и бессмертии, спектакль завораживает своим динамическим строем – он полон аутентичных деталей из быта простых людей вроде народных песен, плясок и обрядов.

Вишневый краш

Зрителей в Алматы тоже поджидали нескучные сюрпризы. «Вишневый сад» в интерпретации известного режиссера Александра Янушкевича стал гротесковым. На драматическую сцену он перенесся из кукольного театра Петрозаводска. В спектакле все оказалось необычным: там нет ни цветущих вишен, ни дам в белых платьях, нет даже ширмы и марионеток, а только нелепые персонажи в масках – полулюди-полукуклы, у которых, впрочем, все те же беды, проблемы и томления.

В чеховской «Каштанке» от екатеринбургского ТЮЗа главная четвероногая героиня осталась без усов и хвоста, как будто вовсе не собака, а обычная девочка. Но разве это важно, когда речь о высоких чувствах – преданности и долге? Смешная и печальная история в постановке заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Кокорина покорила и зрителей, и профессионалов – в свое время спектакль стал лауреатом премии «Золотая маска».

На эту же награду претендовала «Зимняя сказка» еще одного топового режиссера – Уланбека Баялие­ва. Бывший актер из российских «мыльных опер», позже самостоя­тельно поставивший несколько телевизионных сериа­лов, вдруг стал признанным теат­ральным режиссером. Уланбека приглашали для постановок в МХТ им. Чехова, театры им. Вахтангова и Ленсовета, Вильнюсский малый театр и Свердловский академический театр драмы, где он как раз и соз­дал свою «Железнову Вассу Мать».

– Сейчас в театре время экспериментаторства, – говорит директор Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А. Брянцева Светлана Лаврецова. – За интересными, оригинально мыслящими постановщиками гоняются, их упрашивают поработать и готовы ждать сколько придется. Поэтому получить спектакль от востребованного режиссера, особенно такого, как у нашей «Зимней сказки», – большая удача.

О верности и ревности

Откровенно говоря, у Шекспира было немного шансов стать кумиром поколения хоумлендеров. Да и сам великий драматург наверняка заскучал бы с нами – в эпоху ДНК и повальной видеослежки тема супружеской неверности, по крайней мере, в ее драматическом аспекте, исчерпала себя. Но Уланбек уверен, шекспировские страсти не могут устареть: где есть любовь и верность, всегда найдется место предательству и ревности.

– «Зимняя сказка» – из числа моих любимых пьес. Всегда хотел ее поставить, – признался режиссер. – Это одна из последних работ Шекспира, и, на мой взгляд, в ней сознательно собраны все его главные герои. Здесь узнаваемы Отелло с Дездемоной, Король Лир, Ромео с Джульеттой и Гамлет. Такой перекличкой он как будто дает своим персонажам вторую жизнь, освободив их от бремени трагической судьбы.

Похоже, для визуализации этих своих соображений Баялиев ввел в постановку двух дополнительных героев – мимов женского и мужского пола. В прологе они красноречиво изображают скрытый замысел автора, по очереди удушая, отравляя и зарезая то себя, то партнера. Однако финал «Зимней сказки», как известно, вполне оптимистичный: в ней выживают все, за исключением разве что невинной жертвы – принца Мамиллия, но для Шекспира это сущий пустяк.

Примеряя к трагедии маску комедии, режиссер выводит на сцену говорящего медведя, короля Леонта, пожираемого ревностью, заставляет бодро вертеть ветвис­тыми рогами, а миму мужского пола для «облегчения» затянувшегося повествования позволяет заигрывать с залом и читать примитивный рэп.

Но ни эпатаж, ни осовремененная сценография, ни условное пространство с почти пустой сценой не отвлекают от главного – изя­щества средневековой поэзии и блистательной актерской игры.

Так что шекспировская сказка с условной пометкой 16+ вполне «по зубам» и очень взрослым, и почти взрослым, которые уже что-то думают о жизни, судьбе, трагичности мира. И если однаж­ды на каком-нибудь заборе снова обнаружится граффити «Шекспир forever», значит классика «зашла» кому-то самым коротким и правильным путем – через душу и сердце.

Популярное

Все
Казахстанскому бизнесу компенсируют затраты на модернизацию производств
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?
Парк в виде символики акции «Таза Қазақстан» заложили в Алматинской области
Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел в Атырауской области
Глава государства поделился теплыми воспоминаниями о своей матери
Индия и Пакистан договорились о взаимном прекращении огня
Эстакаду через железную дорогу открыли в Аральске
Наследный принц Абу-Даби прибыл с официальным визитом в Казахстан
Аида Балаева поздравила казахстанцев с Днем матери
Слёзы радости и тепло сердец: в Актау отметили День матери концертной программой
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Гигантский войлочный ковер с изображением тюльпана изготовили жамбылские мастера
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
Промывка почвы на более 134 тыс. га земель завершилась в Туркестанской области
Профессионал, с которым повезло работать
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Президент Мальдив провел самую длинную пресс-конференцию в мире
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Как убивали Шерзата Болата

Читайте также

Выставка в честь 80-летия Победы открылась в Алматы
Казахстан завоевал Гран-при на международном певческом фест…
Концерты, выставки, спектакли: план мероприятий на майские …
Премьеры трех балетов представят в рамках фестиваля «Операл…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]