
ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ В МИРЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Полторы тысячи лет назад в центре огромной Евразии возникла великая империя древних тюрков, имевшая затем продолжение в лице мощных государственных объединений, сумевших покорить пространство от Византии до Китая. Именно с тех времен в Северной Евразии, почти не меняя границ обитания, проживали наши предки и живем сегодня мы.
История Казахстана была бы иной, если б не глобальная катастрофа в начале второго тысячелетия, связанная с вторжением монгольских кочевников. Но история не знает сослагательного наклонения. Малочисленная монгольская прослойка была поглощена местным населением, и дальнейшая история Золотой, Белой и Синей Орды – это, по сути, история тюркских народов.
Объединитель народа Аблай-хан сплотил нацию. Однако эта победа оказалась временной. Пребывание в составе Российской империи доказало, что кочевничество утратило историческую перспективу.
В начале XX века впервые в многовековой истории появилась возможность реального прорыва в большой мир. Эта возможность связана с именами деятелей «Алаша». Иная трагедия, трагедия тоталитаризма, накрыла почти столетие нашей истории.
Казахстан появился на свет как новое государство в эпоху, которая видела конец многих империй. Мы строим новое государство, новую рыночную экономику и новую демократию в то время, когда многие другие независимые страны уже прошли похожий путь. Мы живем в эпоху растущей глобализации и возрастающей взаимозависимости, когда внешние силы играют все более существенную роль в определении нашего будущего.
Если мы серьезны в своих намерениях, способны честно проанализировать внутренние и внешние факторы развития, то у нас есть и возможность выбрать правильный путь – на основе общей консолидации, на базе нашей истории и наших специфических условий.
Под влиянием трансформации нашего общества, сами того во многом не осознавая, мы все изменились, привыкая к качественно иной системе ценностей и новому типу человеческих отношений. Замена государственно-коллективного мировоззрения на частно-индивидуалистическое изменила каждый аспект нашей жизни.
Конечно же, старая система предлагала более надежные минимальные социальные блага и имела достижения в ряде сфер. Однако мы не должны забывать, что эта система рассыпалась, поскольку с экономической точки зрения оказалась неконкурентоспособной. Она проигрывала в социальном плане, потому что уровень жизни большинства людей отставал от уровня жизни за рубежом. Кроме того, она отказывала в свободе.
Сегодня независимый Казахстан – успешное государство, имеющее свое лицо, свои особенности и свою позицию. Мы провели исторически важные конституционные и политические реформы, которые создали современную систему государственного управления, основанную на разделении ветвей власти.
Новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации.
Мы – многонациональное общество. И в вопросе межнациональных отношений не должно быть никаких двойных стандартов. Мы строим общество равных возможностей, общество, где все равны перед законом. Все, кто пытаются вбить «клин» в межэтническое согласие нации, должны преследоваться по закону. И здесь особая ответственность лежит на нас, казахах.
Казахстан – наша земля. Это земля, которая испокон веков принадлежала нашим предкам. Земля, которая будет принадлежать нашим потомкам. И мы несем прямую ответственность за то, чтобы на нашей земле царили мир и покой. Мы должны совершенствоваться, мы должны быть достойными людьми, и только тогда нас будут уважать, будут уважать нашу историю, культуру, традиции, язык.
Языковая политика является одним из главных консолидирующих факторов. Казахский язык – наш духовный стержень. Наша задача – развивать его, активно используя во всех сферах. Это главный бриллиант в короне суверенности страны.
Традиции и культура – генетический код нации. Казахам и представителям других народов, проживающим на территории нашей страны, удалось сохранить свою культурную самобытность. Основную роль в духовном развитии всегда играет интеллигенция. Она должна стать ведущей силой в укреплении общенациональных ценностей на этапе состоявшегося государства. Нам нужно показывать и создавать новых героев нашего времени – тех, на кого должна ориентироваться наша молодежь.
Мир драматически изменился и, возможно, находится на пороге еще более мощных сдвигов. Нестабильность в нашем регионе, сложное положение соседей влияют и на положение в Казахстане. Хотя и можно сказать, что мы остаемся островом стабильности и спокойствия в глобальных и региональных кризисах, каждый казахстанец должен понимать сложность сложившейся вокруг нас ситуации.
Мы создали буфер мира на всех наших границах, своеобразный «пояс безопасности». Ни одна страна в мире – ни одна! – не относится к нам враждебно. Наша многосторонняя дипломатия и внешняя политика успешно закрепили как наш суверенитет, так и территориальную целостность, создали тесные взаимоотношения с мировым сообществом.
Сейчас нам предстоит подтвердить нашу верность намеченной цели. Мы должны продемонстрировать, что нам хватит сил, прозорливости и отваги не сойти с дороги и построить наш новый Казахстан на прочном фундаменте политической справедливости и экономической свободы.
Наша страна и общество кардинально изменились: экономические и политические права и свободы стали непреложным фактом действительности. Казахстан – одно из немногих государств на постсоветском пространстве, сумевших выстроить стабильные взаимоотношения со всеми странами, не нанося ущерба своим стратегическим интересам.
У меня есть уверенность, что это будет лучший век в истории Казахстана. Век, который войдет в нашу историю как столетие созидания и мира.
Есть в истории даты, которые заставляют оглянуться назад не только для того, чтобы вспомнить прошлое, но и для того, чтобы понять будущее. Если относиться к истории не как к простому собранию фактов, но как к единому потоку событий с глубоким смыслом и связью, то масштаб и дыхание этих лет становятся столь ощутимыми, что становится ясной и перспектива нашего будущего в веке наступающем. Эта связь между прошлым и будущим нашей молодой страны может быть выражена простой формулой – эффективная экономика, либеральное общество, национальная безопасность.
На заре независимости Казахстан оказался в сложнейшей ситуации. Но мы выстояли. Начали проводить приватизацию, создавать совершенно иную налоговую систему, формировать отечественное предпринимательство. Мы с нуля создали современную банковскую систему. Завоевали свою нишу на очень жестком конкурентном внешнем рынке. Перестроили экономические отношения на селе. А параллельно с этим решалась труднейшая задача строительства собственной государственности – от национальных Вооруженных сил до создания посольств в десятках стран мира.
Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию страны. У нас была простая и ясная цель – мы хотели жить лучше, нам хотелось свободы, а еще больше мы хотели, чтобы будущее наших детей и внуков было достойным.
Сегодня главные вопросы лежат в плоскости расширения торгово-экономического сотрудничества и развития региональной интеграции.
Необходимо обеспечить защиту и продвижение национальных экономических интересов в рамках международного сотрудничества. Это касается прежде всего работы внутри ЕАЭС, ШОС, сопряжения с Экономическим поясом Шелкового пути. Для чего следует перестроить и активизировать работу экономической дипломатии.
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Драйверами экономического роста становятся новые секторы экономики, создаваемые в рамках инновационной индустриализации. Меняется экономическое поведение казахстанцев. «Жить по средствам» – это наш проверенный принцип и правильная модель бюджетной политики, особенно в условиях влияния глобального кризиса.
Развитие мира будет происходить на фоне жесткой конкуренции мировых и региональных центров силы. Вызовам новой глобальной реальности мы должны противопоставить целостную стратегию действий на основе реальных возможностей. Глобальный кризис – это не только опасность, но и новые возможности. Большинство компаний мирового масштаба стали удачными именно в кризисные периоды развития. Да и наш Казахстан родился в кризисную эпоху. Первое десятилетие – самый трудный период становления независимости – мы жили в основном «без нефти».
Независимый Казахстан всегда развивался наперекор внешним экономическим стихиям. Разве была благоприятной для нас первая половина 90-х годов прошлого века, когда мы провозгласили свою независимость? В то время остановилось производство, люди оказались без работы и средств к существованию. Мы достойно, шаг за шагом преодолели этот кризис.
Едва наша страна начала ощущать первые результаты перемен, грянул финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Мы разработали и реализовали два антикризисных плана. Это наш огромный и успешный опыт преодоления экономических трудностей. Мы начали уже вторую пятилетку индустриально-инновационного развития, то есть создаем экономику, независимую от сырьевых ресурсов. Мы приняли программу «Нұрлы жол». Важный аспект антикризисных мер связан с переходом национальной валюты тенге к плавающему курсу.
Аксиома новой глобальной реальности состоит в том, что только диверсифицированная экономика может эффективно противостоять последствиям глобального кризиса. Нам нужна новая инвестиционная политика. Важно привлекать частные инвестиции с акцентом на транснациональные корпорации. Мы должны формировать благоприятную среду для привлечения «сложных инвестиций».
Мы должны культивировать новые индустрии, которые создаются с применением цифровых технологий. Это важная комплексная задача. Эти индустрии уже поменяли структуру экономик развитых стран и придали новое качество традиционным отраслям. Параллельно с созданием новых индустрий следует придать импульс развитию традиционных базовых отраслей. В условиях замедления мирового спроса нужно выходить на новые рынки и расширять географию поставок.
В мире хорошо знают о начатых нами реформах. И им нет альтернативы. Если не будем делать этого, то безнадежно отстанем от мирового развития.
Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, нас не пугают. Мы к ним готовы. Теперь наша задача – сохраняя все, чего достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.
Ни одна страна в мире не сможет преодолеть в одиночку вызовы наступающей эпохи. Мир стал нестабильным. Ведущие державы ввели санкции друг против друга. Каждый день приносит сообщения о террористических актах и гибели десятков людей. Серьезную угрозу миру представляет международный терроризм. Вызовам глобальной реальности мы должны противопоставить целостную стратегию действий на основе наших реальных возможностей.
Сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Новый технологический уклад кардинально меняет то, как мы работаем, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей. Необходимость быть готовыми к глобальным изменениям и вызовам побудила нас принять Стратегию развития «Казахстан-2050». Реализуются План нации «100 конкретных шагов», программа индустриализации. Принята комплексная программа «Цифровой Казахстан».
Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны. Модернизация – не план борьбы с текущими глобальными вызовами, а надежный мост в будущее.
Сегодня глобальные и локальные проблемы переплетаются. В этих условиях ответом на вызовы и залогом успешного государства становится развитие главного богатства – человека.
У Казахстана еще много непокоренных вершин. Доверие народа поднимает наш дух и придает нам силы на этом пути. Нет ничего выше этой благородной цели!
(По материалам Посланий Президента народу Казахстана, с полным сохранением текста оригиналов)
СТРАТЕГИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ НА ПУТИ ПРОГРЕССА
В самые сложные и трудные годы Глава государства Нурсултан Назарбаев взял на себя ответственный и тяжелый груз становления и развития страны. Он, как опытный капитан, через рифы и штормы глобального сообщества ведет общий корабль страны к процветанию и достатку, в основе которых – мир и согласие, устойчивое развитие и стабильность.
Глава государства в одном из своих выступлений сказал, что фактически Казахстан пережил несколько очень глубоких кризисов: «Первый, самый большой и сложный, – это развал СССР. Казахстан остался как кусок разваленной империи с абсолютно остановившейся экономикой. И мы работали 5–6 лет, чтобы восстановить государственность, установить новую систему внутренней и внешней политики, просто заставить работать экономику».
Трудно сейчас представить первые годы самостоятельного существования страны. Тотальный дефицит, гиперинфляция, полная депрессия в социальной сфере. По выражению самого Президента, «в начале 90-годов мы стояли у края пропасти». Ситуация к тому же усугублялась обострением социальных проблем, которые могли спровоцировать межнациональные конфликты. Возникла тенденция «оттока» некоренного населения из страны на фоне падающей экономики, основу которой составляли предприятия ВПК и мощные промышленные гиганты, которые не могли работать при разорванных связях прежней союзной кооперации.
Время и новая система взаимоотношений требовали перемен. Необходимы были системные преобразования, а затем надо было определяться с долгосрочной стратегией. Но вначале важно было принять комплекс управленческих мер.
Президентская форма управления должна была наполниться реальным содержанием с четким определением границ полномочий, законодательной и исполнительной власти, а также взаимоотношений центра и регионов. Надо было срочно принять концепцию экономических реформ. В то же время ни в коей мере нельзя было упускать из виду национальные аспекты. Своего решения ожидали проблемы обороноспособности страны...
Только продуманная президентская власть, которая консолидировала бы все ветви государственной структуры, могла запустить, а потом и обеспечить эффективность данного механизма. Но надо было как-то «убирать» и старый кадровый состав, привыкший к прежним принципам руководства. Этого требовало время, переход страны к рыночным механизмам и в целом ситуация в государстве.
Дипломатия Главы государства, искусство общения с мировыми лидерами, напористость и такт обеспечили стране надежные и незыблемые границы. Ликвидация ядерного потенциала Семипалатинского полигона способствовала широкому признанию ее в мире.
Прагматические действия по отказу от ядерного оружия обеспечили стране мировое признание, гарантии безопасности, техническую помощь и инвестиции. В то же время страна, обладая вторыми по величине запасами урана и заслужив доверие мирового сообщества в деле нераспространения ядерного потенциала, выходит на ключевые позиции коммерческого игрока на мировом рынке и политического игрока в сфере мирного использования атома.
В целом такая тактика оправдала себя, и результатом ее явился меморандум, подписанный Россией, США, Великобританией, а затем Китаем и Францией, суть которого – гарантии Казахстану в оказании незамедлительной помощи в случае, если страна станет объектом агрессии.
Одним из основных и первоначальных документов, озвученных в Послании Президента народу страны «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев», стала Стратегия развития страны до 2030 года. Она обозначила долгосрочный путь развития независимой республики. Так далеко еще никто не заглядывал. Смущал непривычный глобальный и кардинальный временной размах, и поэтому вначале она была воспринята обществом с определенным недоверием и скептицизмом. Время показало, как был прав Глава государства.
В новом веке, как известно, саммит ОБСЕ стал важнейшим событием тысячелетия не только для нашей страны, но и в истории самой организации. По итогам форума была принята Астанинская декларация «Навстречу сообществу безопасности в XXI веке», в которой подтверждается солидарная ответственность за развитие организации, повышение ее роли в укреплении безопасности и сотрудничества. Этот документ стал прочным основанием для дальнейшего развития ОБСЕ, поскольку он отражает общую позицию государств-участников. После Хельсинки и Парижа появилась новая фаза сотрудничества под эгидой духа Астаны – главного города нашей страны, который в этом году достойно отметил 20-летний юбилей.
А в начале все было иначе. Об этом Глава государства пишет в книге «Казахстанский путь»: «Я, признаться, не силен в поэзии, но, когда вспоминал процесс переноса столицы из Алматы в Астану, в голове у меня всегда всплывала единственная строчка из стихов Олжаса Сулейменова: «Возвысить степь, не унижая горы». Для меня эта строка приобрела совсем новый смысл. Именно такую архисложную задачу поставили мы перед собой: построить новую столицу в степях, при этом сохранить прекрасный город в предгорьях Алатау».
Сегодня Астана – единственная столица нового века, которая была возведена за столь короткое время, а Казахстан – единственная страна, которая на стыке двух веков построила новый город. На заре независимости, когда Главе государства приходилось решать задачи поистине глобального масштаба, связанные с выходом республики на трудный, неизведанный путь развития, он, проявив дальновидность, принял важное для страны решение. Развитие новой столицы кардинально изменило весь Казахстан, превратило его в экономически сильное и политически стабильное государство. Постоянное внимание и забота Президента о развитии Астаны обеспечили ее превращение в динамично развивающийся мегаполис, современный и конкурентоспособный город Евразии.
Не могу не привести слова, сказанные Иоанном Павлом II, главой Римско-католической церкви во время посещения Астаны: «Приношу благодарность Богу, который руководил моими шагами вплоть до города Астаны, столицы этой благородной и безбрежной страны, расположенной в самом сердце евроазиатской территории. С волнением целую эту землю, положившую начало многоэтническому государству, наследнику многовековых и многообразных духовных и культурных традиций. Да благословит тебя Господь, Казахстан, и всех твоих жителей и дарует тебе будущее согласия и мира».
Перед государством стоит огромная и ответственная задача повышенной сложности. Это задача национальной конкурентоспособности. Мир постоянно движется вперед, и мы не должны отставать, чтобы удержаться на завоеванных позициях. Поэтому важно сделать все необходимое, чтобы жизнь, судьба подрастающего поколения были нашим самым главным приоритетом.
Еще на заре независимости Президент говорил о необходимости создания системы раннего выявления талантов, их бережного поэтапного развития. Теперь эти времена пришли, появились финансовые и социальные возможности, которые воплотились в проекты создания интеллектуальных школ Первого Президента для одаренных детей.
Особое место в системе высшего образования занимает Назарбаев Университет, ставший образцом современного менеджмента в казахстанском образовании и одной из главных составляющих инновационно-технологического прорыва страны в новом веке. Прошло не так много времени с момента, когда была учреждена стипендия «Болашақ». Молодое поколение не помнит, насколько был тяжелый в 90-е годы период для страны. Развал экономики, политической системы. Поэтому решение учредить в столь сложное в экономическом и политическом плане время стипендию было непростым шагом для Президента.
Беспрецедентной в истории Казахстана гуманитарной акцией стала в свое время программа «Культурное наследие», а сейчас программа «Рухани жаңғыру», инициированные Главой страны и, по существу, ставшие приоритетом культурной политики. Духовность и нравственность, их развитие и уровень – атрибуты любого самодостаточного государства, а вместе с ним и любого человека.
Годы независимости, пройденные страной, ярко показали отношение народа к отечественной истории и культурному наследию страны. Богатство и многообразие нашей культуры являются основой цивилизованного общества, которое с большим вниманием относится к проблемам сохранения и использования своей истории и многовековых традиций. В своей основе это материализованная память минувшего времени и память народа, ориентированная в наше будущее.
В стране проводятся работы по научному исследованию, сбору артефактов и книг, имеющих отношение к истории государства и восстановлению памятников культуры. Переводятся на казахский язык шедевры мировой культуры и классической научной литературы.
В целом деятелям культуры, литературы и искусства по плечу определение новых духовных ориентиров в жизни общества. Они в состоянии питать людей идеями, разбудить в них трудовой энтузиазм, стремление к новым достижениям. По существу, они являются «властелинами умов». И не случайно Глава государства, анализируя прошлое, настоящее и определяя пути развития будущего, отмечает, что «только сейчас казахское самосознание впервые имеет возможность понимания своего национального «я» в прошлом, будущем – в потоке истории, не повиснув в пустоте исторического небытия».
Нельзя не сказать о роли проводимых в нашей стране съездов лидеров мировых и традиционных религий, которые все больше трансформируются в широкую диалоговую площадку для консолидации на планетарном уровне лучших духовных истоков, заложенных в каждом религиозном течении.
Не случайно в Конгрессе США 111-го созыва палата представителей единогласно приняла резолюцию, в которой выражаются благодарность и признание в адрес съездов, лейтмотивом которых стали принципы разумного компромисса и духовной гармонии. При этом была обозначена исключительно позитивная роль нашего государства, ставшего примером для других стран.
На недавно прошедшем VI Съезде лидеров мировых и традиционных религий Нурсултан Назарбаев в своем выступлении призвал духовных лидеров обратиться к мировому сообществу с призывом о мире и безопасности. При этом он добавил, что человечество не находит средства для защиты людей, но тратит деньги на столкновения. Между странами, геополитическими блоками возводятся новые стены, новые железные занавеси, а в умах и сердцах людей усиливается взаимная отчужденность. Мир вошел в турбулентное состояние, при этом благополучие и достаток не стали тенденцией развития человечества.
Поэтому вполне логичным представляется то, что в Декларации съезда особо отмечено: «Способствовать сближению различных цивилизаций и религий как краеугольной основы человеческого сосуществования». При этом участники форума обратились ко всем людям веры и доброй воли с призывом объединиться в это сложное время и внести свою ответственность в обеспечение мира и согласия на нашей планете.
Мир и согласие народов – это крылья нашего единения, стабильности и процветания. Это жизненно необходимый ресурс, как нефть, металлы, зерно и земля. Наконец, это наше национальное достояние, и к нему следует относиться бережно, как к самому заветному и дорогому.
Сохранение исторической памяти, формирование широкого мировоззрения, возрастающий интерес к своим глубинным «корням» приобретают все большую значимость в нашем обществе. Потому что от этого во многом зависит «генотип» будущих поколений, их творческая инициатива, патриотизм и национальное самосознание. При этом межнациональное согласие и толерантность народа Казахстана, определившие национальную идею «Мәңгілік Ел», вывели его на качественно новый уровень. Наши огромные достижения на тернистом пути становления государства, отраженные в Декларации 25-летия независимости страны, связаны прежде всего с именем Президента и всего казахстанского общества.
Идущие из глубины веков широта и высота души, трудолюбие и уважение к человеку, менталитет и толерантность характеризуют казахский народ. Эти черты заложены в нем на генном уровне самой природой и воспитаны в процессе становления и развития.
Характер уникального исторического шанса и ответственности в деле возрождения страны, выпавшего на долю нашего народа, и его достижения в настоящее время и на перспективу мне хотелось бы передать словами «Төрле, Мәңгілік Ел!», представляющий собой собирательный образ всего казахстанского народа и его многовековую историю. Это словосочетание имеет широкий и глубокий смысл, связанный, прежде всего, с возрождением казахской нации и зарождением нового «этноса» – казахстанский народ, являющейся новой вехой отсчета в новейшей истории страны. Символично в этом смысле, что преамбула Конституции Республики Казахстан начинается со слов: «Мы, народ Казахстана…»
В ФОРМАТЕ НОВЫХ ИНИЦИАТИВ
Новой страницей в истории государства является Стратегия «Казахстан-2050». Это продолжение системных реформ в контексте глобального развития, в реализации которых Президент видит: «…это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где граждане свободны и равны, власть справедлива. Там верховенство закона…» Наряду с этим Стратегия – это философия и политика, экономика и социум, это анализ и детальная проработка реалий и перспектив. Это сконцентрированное видение нового века.
Мировое сообщество в рамках глобальных процессов в настоящее время выходит на высокий уровень своего исторического развития, в котором формируется новая категория общности людей. Сегодня общая задача нашего общества – не потерять достигнутого, в еще большей мере наращивать свой духовный, политический и экономический потенциал, чтобы все затем передать будущим поколениям.
Современный мир находится в постоянном поиске оптимальных условий для диалога цивилизаций и конструктивного партнерства государств, осуществляющихся в разных формах и проявлениях. Высокая трибуна ООН, ОБСЕ, ОИС, БРИКС, G20, G8, Всемирный форум по устойчивому развитию РИО, международные экономические, экологические форумы и конгрессы – составляющие перспективы процесса глобальной интеграции.
Для государств постсоветского пространства в этом контексте несомненную значимость имеет взаимодействие в рамках ШОС, СВМДА, СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и других структур, которые работают эффективно и дают возможность коллективно противостоять в том числе внешним экономическим, политическим, военным, информационным и иным угрозам. Этими объединениями наработан определенный позитивный опыт, но потенциал взаимодействия в них далеко еще не исчерпан. Процессы интеграции расширяются и углубляются. Возникают континентальные и межконтинентальные сообщества – субъекты процесса «интеграции интеграций» на географическом, экономическом и политическом уровне.
Казахстан за период независимого развития прошел сложный путь становления государственности и вышел на высокие позиции в мире. Страна стала площадкой проведения очень значимых на международном уровне мероприятий. Примеры тому – избрание государства членом Совета Безопасности ООН, саммиты ОБСЕ, ОИС, мировые экономические форумы и конгрессы, определение страны площадкой переговоров по сирийскому вопросу...
Малый по историческим меркам срок не позволяет пока сделать глобальных обобщений. Но уже сегодня очевидно, что курс реформ и стратегия государства были единственно верными, а потому обсуждать стоит только эффективность механизмов их реализации. Можно много дискутировать о социальных последствиях преобразований, их высокой цене для населения и отдельных отраслей, оказавшихся в какой-то степени не готовыми к стихии рынка. Но в тех государствах, где к нему переходили плавно, проблем было ничуть не меньше, и многие реформы им еще предстоит совершить.
Вполне логично, что современный Казахстан в плане экономики, политики и геополитики придерживается ориентиров многовекторного государства, используя при этом преимущества и опыт американских, европейских и азиатских подходов.
Взять, например, создание по инициативе Нурсултана Назарбаева Евразийского экономического союза, в основу деятельности которого заложены 5 главных принципов. Это экономический прагматизм, уважение суверенитета, добровольность интеграции, равноправие при принятии всех решений, эволюционность развития, открытость евразийского пространства.
В целом евразийская интеграция – это способ преодоления континентальной замкнутости региона, полноценного вовлечения национальных экономик в мировые хозяйственные связи и международную торговлю. Казахстан вошел в интеграцию ЕАЭС, имея вторую по величине экономику на постсоветском пространстве. В страну привлечена большая часть всех иностранных инвестиций в Центральную Азию. Экономика страны при этом, увеличившись вдвое, сегодня превосходит совокупный объем экономик многих стран этого региона.
Наряду с этим стоит сказать еще об одном важном факторе. На юбилейной, 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент Нурсултан Назарбаев в ходе общих дебатов выступил с рядом инициатив по трансформированию современного мироустройства. Это предложение о переформатировании ЕС, ЕАЭС, идеи об Экономическом поясе Великого шелкового пути в интеграционный проект XXI века – «Большая Евразия». При этом большим подспорьем для его реализации станет работа Международного финансового центра «Астана». Это один из пунктов президентской программы «План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ».
Основными стратегическими направлениями развития центра будут рынок капитала, управление активами, исламское финансирование и «зеленые» финансы, инновационные финансовые технологии. Кроме того, центр станет своеобразными финансовыми воротами Шелкового пути. «Сегодня в стране реализуются масштабные структурные и институциональные реформы. Они нацелены на повышение конкурентоспособности и вхождение Казахстана в топ-30 развитых стран мира», – сказал по поводу его создания Президент.
Надо сказать, что начало нового века ознаменовалось не только новейшими технологическими прорывами, но и глобальными техногенными и экологическими потрясениями. Наблюдается рост концентрации парниковых газов. Только за прошедшие 20 лет их количество увеличилось на 30% и подошло к критической отметке повышения глобальной температуры более чем на 2 градуса по Цельсию. Мировое сообщество использует природные ресурсы в 1,7 раза быстрее, чем земля в состоянии это воспроизвести, потому можно говорить об определенной глобальной задолженности нашего времени перед будущим человечества.
«Среди наиболее актуальных, животрепещущих для всего человечества проблем выдвигается энерго- и экологический кризис, который поставил под сомнение возможность создания сбалансированной энергетической безопасности и сохранения окружающей среды», – этими словами, сказанными Нурсултаном Назарбаевым, сформулирована, по сути, наша всеобщая задача, решать которую придется всему мировому сообществу.
В этом контексте Казахстан предложил «Глобальную энергетическую стратегию устойчивого развития в XXI веке», ставшую, по сути, базовой составляющей проведения ЭКСПО-2017, получившую огромный позитивный резонанс в мире.
В целях продвижения казахстанской стратегии на РИО+20 в свое время наша страна приняла участие в ряде цивилизационных форумов, провела деловые встречи с группой Организации исламского сотрудничества, предварительные переговоры и консультации с Евросоюзом (в лице Европейской экономической комиссии) и другими странами.
Кроме того, логичным будет остановиться на итоговом документе РИО+20, в котором нашли свое отражение инициативы Главы государства, связанные с глобальными проблемами энергетики, экологии и инициативы «Зеленый мост». Для нашей страны это знаковое достижение, на такой высокой переговорной площадке решение принимается на основе консенсуса и является «плодом компромиссов» всех участников, а это 198 стран мира.
Очередной Всемирный форум РИО+30 в перспективе состоится в 2022 году. В связи с этим предлагается обсудить возможность его проведения в Астане.
При этом представляется целесообразным при формировании повестки дня Всемирного саммита РИО+30 включение кардинальных инициатив Главы государства, высказанных с высокой трибуны ООН и представляющих собой комплекс жизненно важных глобальных вопросов для всего мира.
Все они в полной мере могут стать составляющими концепции «Новое будущее» как шаги по реализации Плана глобальной стратегической инициативы-2045 к столетию ООН, предложенной Нурсултаном Назарбаевым. Это придаст миру новый тренд развития на основе справедливого доступа всех к мировой инфраструктуре, ресурсам и рынкам, а в итоге – всеобщей ответственности за эффективное развитие человечества на планете. Наряду с этим им озвучена инициатива о созыве конференции на высшем уровне для подтверждения базовых принципов международного права и определения приоритетов всесторонней координации глобальных подходов к партнерству цивилизаций и государств.
В этом контексте весьма важной является еще одна международная инициатива Главы государства – Кодекс поведения по достижению мира, свободного от терроризма, подписанный представителями более 70 государств мира.
Таким образом, для глобального века необходимы глобальная стратегия и глобальная этика. При этом всеобъемлющий документ глобального уровня, свод духовности и согласия, мировой бюджет с единой валютно-финансовой политикой могли бы стать базовыми «точками опоры» своеобразной пирамиды мироустройства на планете.
Несомненно, в этом контексте огромный интерес в мире вызывают личность Нурсултана Назарбаева и в целом Казахстан, которому международные политики и эксперты предсказывают яркое будущее. Поэтому о Главе нашего государства много говорят, о нем пишут книги, выпускают фильмы.
Вне сомнений, основой взлетной траектории в биографии Нурсултана Назарбаева является полученная специальность инженера-металлурга. Эта профессия связана с непривычной, для многих кажущейся «необузданной» и опасной силой огня, высокими температурами и сложными технологическими процессами плавки и проката. Все это, созданное творческой инженерной мыслью, вначале испытывало молодого Нурсултана на прочность, а затем сформировало в нем духовную силу, твердость характера, гибкость, логику и практицизм.
Неординарность личности Нурсултана Назарбаева состоит еще и в том, что в нем изначально присутствуют мудрость Востока и динамизм Запада. Он вобрал в себя не только характерные черты двух эпох, но и все текущие мировые процессы. Это проявляется в его созидательных действиях и в той настойчивости, с которой Президент проводит самостоятельную действенную, признанную в мире интеграционную политику. При этом ни на йоту не уступает в вопросах сохранения суверенитета и конституционной государственности страны.
Можно сказать, что Глава государства – редкий и счастливый политик глобального уровня. Он знает, что мир не может быть одномерным, а его многогранность вынуждает человечество к партнерству, в первую очередь через объединение интеллектуальных возможностей цивилизаций. Для этого он прилагает все силы, знания и умения. Президент страны – это Лидер, сочетающий высокий интеллект с практической мудростью и здоровым прагматизмом. Его кредо – не подстраиваться под политические процессы, а находить разумные компромиссы, управляя ими, строить перспективу.
Априори историческая миссия в создании и укреплении основ Казахстана принадлежит Первому Президенту – Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву. Им созданы и выпестованы главные и прочные ценности, объединяющие и составляющие фундамент будущего нашей страны. Основатель казахстанской государственности, Президент стал автором глобальных инициатив, получивших признание казахстанцев и уважение международного сообщества. Одной из таких важнейших инициатив является программа «Цифровой Казахстан».
В рамках вышесказанного, в контексте двух знаменательных дат в новейшей истории Казахстана на базе Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова будет проведена международная научная конференция «IT-ИНТЕЛЛЕКТ И ЦИФРОВАЯ ИНДУСТРИЯ – КЛЮЧЕВЫЕ ДРАЙВЕРЫ ЭКОНОМИКИ».
По словам профессора Колумбийского университета и главного экономического советника Давосского форума Хавьера Сала-и-Мартина: «…переживаемая человечеством IV промышленная революция может стать матерью всех революций, так как предыдущие, по существу, использовали машины для замены человеческой силы и силы животных. Сегодня это касается человеческого разума…» Как изменится глобальный рынок труда, «победят» ли роботы человека и как в новом мире будут работать традиционные отрасли промышленности – вопросы, на которые надо искать ответы в настоящее время.
В этом контексте конференция рассмотрит вопросы, касающиеся мирового и отечественного опыта создания и развития цифровой индустрии и модернизации духовного уровня общества. Основной акцент будет сделан на оценке перспективы развития IT-интеллекта общества и цифровых технологий для дальнейшего ускоренного роста экономики Казахстана.
Предлагается обсудить 4 направления. Первое. Казахстанское общество в контексте IV технологической революции: страна и цифровой контент – время создавать преимущества; человеческий и искусственный интеллект – партнерство или противостояние; духовно-нравственный капитал в рамках программы «Рухани жаңғыру». Второе. Опыт зарубежных стран в создании цифровой индустрии и перспективы ее применения в Казахстане: цифровая экономика в мире – состояние и возможности; цифровой путь государства (трансферт мирового опыта в национальном контексте); основные приоритеты программы «Цифровой Казахстан» и динамика ее развития в стране. Третье. Реализация программы «Цифровой Казахстан» в Костанайской области – государственный сектор: «Правительство для граждан»; IT-технологии и цифровой контент в сфере образования и науки, предоставления социально-культурных услуг; бизнес-среда и инновационное производство в системе цифровых технологий. Четвертое. Подготовка кадров новой формации для цифровой экономики страны: концепция развития IT-интеллекта общества; программы вузовской и поствузовской подготовки (переподготовки) кадров в контексте «учиться всю жизнь».
«Повсеместная цифровизация экономики приведет к исчезновению целых отраслей и созданию принципиально новых. Великие перемены, происходящие на наших глазах, – это одновременно исторический вызов и шанс для нации… Необходимо создать новую модель экономического роста, которая обеспечит глобальную конкурентоспособность страны», – с такими словами обратился к народу Казахстана Президент, призывая активно включаться в процесс формирования и реализации стратегических решений в области экономики.
Современное мироустройство – это мир «эпохи перемен», характеризующийся динамичностью и всеобъемлющей технологичностью инфраструктуры нашей жизни, проникающей во все сферы жизни общества и потому всемерно влияющей на политические, правовые, экологические и социально-экономические процессы на планете.
Казахстан в рамках реализации инновационно-индустриального развития и духовной модернизации общества все в большей мере вовлекается в эти тенденции. При этом показывает миру своего рода «высший пилотаж», результатом которого являются высокие достижения и большой авторитет республики и Лидера нации Нурсултана Назарбаева.
Во всем этом лежит многовековая мечта наших славных предков и народа Казахстана, воплощенная в его общенациональной идее – МӘҢГІЛІК ЕЛ!