Живописная поэма о Наурызе

2668
Раушан Шулембаева

Жаждущие победы

Вздыбленная земля под копытами сильных коней, всадники в яростных позах из-за неистовой борьбы за тушу козла – таким предстает на полотне Канафии Тельжанова кокпар – древняя конная игра кочевников. Состя­зание – неотъемлемая часть казахской национальной традиции празднования Наурыза. Для мужчин это было возможностью показать свои ловкость и умение управлять конем, смелость, доб­лесть и отвагу.

Канафия Тельжанов трактовал этот сюжет оптимистически и изобразил игроков почти в натуральную величину, чтобы позволить зрителю почувствовать себя непосредственным участником происходящего действия. Где-то художник сознательно ломал академические ракурсы построения композиции ради одной цели – повышения идейной и художественной выразительности полотна.

Благодаря этому словно вживую ощущаешь момент апогея игры. Общее напряжение настолько охватывает всех участников сос­тязания, что у цент­рального игрока, завладевшего главным призом – тушей козла, из рук вдруг вылетает камча. Без сомнения, Канафия Тельжанов в этой картине предстает как виртуозный мастер живописи и прекрасный колорист, великолепно передавая экспрессивность, азарт кокпара.

Народный художник СССР и Казахстана, заслуженный деятель искусств и лауреат Государственной премии Казахской ССР Канафия Тельжанов творил в советское время, когда встреча восточного Нового года – Наурыза находилась под запретом. Тем не менее свое монументальное произведение «Кокпар» художник посвятил именно национальной спортивной игре, традиционно украшавшей праздник.

После долгой зимы в аулах с особым нетерпением ожидали кокпара. Степь, нежная трава, алые маки, разгоряченные весенним солнцем кони, всадники, жаж­дущие победы, – все это зримые приметы Наурыза на картине Канафии Тельжанова, повествую­щей об истории народа и традициях, порожденных древним праздником зарождения весны.

– С именем Канафии Тельжанова часто сочетается эпитет «первый», – рассказывает ученый секретарь Музея искусств им. А. Кастеева кандидат искусствоведения Катерина Резникова. – Он стал первым профессиональным художником Казахстана, получив академическое образование за пределами страны. Он также был первым директором Государственного музея искусств, когда музей в 1976 году переехал в свое нынешнее здание. Кроме того, художник – один из первых среди казахстанских живописцев, чье произведение в начале 50-х приобрела Третьяковская галерея в Москве.

Творчество Тельжанова современный зритель, возможно, воспринимает немного по-другому. Изменились время, эпоха, но тем не менее актуальность его картин нисколько не теряется. Характерный пример тому – полотно «Кокпар».

В предвкушении праздника

Другая картина из фондов музея – «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – хотя и не отсылает напрямую к символам Наурыза, но так же, как и «Кокпар», полна весенних мотивов, «соков» пробуждающейся после зимней спячки земли.

Радостная ребятня, изображенная на полотне, вполне возможно, и не слышала на уроках истории о празднике Наурыз, так как картина была написана в советские годы. Но их настрое­ние пропитано наслаждением от наступившей весны и предвкушением праздника.

– «Весенний праздник в совхозе Картакульский» – это совместная композиция двух замечательных казахстанских мастеров – Анатолия Мотузко и Юрия Попова, – продолжает Катерина Резникова. – Для нее характерны признаки монументальной живописи. Художники объединили в своей картине разные персонажи и разные жанры, потому что здесь есть и пейзаж, и элементы натюрморта. При этом мастера, изображая сцену народного празднества, фокусируют внимание именно на зрителях, слушающих выступление музыкального коллектива. Интрига в том, что музыканты «оставлены» за пределами полотна.

Получается, для художников наиболее важным было сосредоточиться на своих героях, на их восприятии концерта, музыкантов, чувстве любопытства и радости. И вот это состояние восторга и единения, без которого невозможно представить никакой праздник, стало главной идеей красочного, жизнеутверждающего весеннего произведения.

Кисти другого талантливого мастера – Айши Галимбаевой, которую называют основательницей казахского натюрморта, принадлежит произведение «Дас­тархан», описывающее, по сути, кулинарные традиции Наурыза.

Художница возвысила жанр натюрморта до волшебной идеалистической картины, воспеваю­щей казахский традиционный быт. Она была великолепным живописцем, вдумчиво раскрывавшим национальную тематику. Своей картиной художница словно утверждала: именно женщина создает неповторимую атмосферу дома, куда так хочется возвращаться и вместе с родными людьми встречать праздник.

Именно прекрасная половина аула готовила к празднику домашний очаг. Айша Галимбаева невероятно «вкусно» описала баурсаки, хворост, фрукты, кусочки сахара. Здесь же – деревянный двучашный ожау – половник, приготовленный заботливыми руками для кумыса прекрасный керамический кувшин, наполненный хозяйкой прохладным напитком. И красивые войлочные подушечки с традиционными узорами, ожидающие гостей…

Важен антураж

Картина Салихитдина Айтбаева «Гость приехал» описывает казахский аул, законы гостеприимства, которые особенно ярко проявлялись в дни Наурыза. Поскольку считалось, что чем больше гостей побывает в доме, тем большее изобилие наступит в новом году.

Главные герои картины – это и сидящие, и лежащие на расстеленном ковре гости, с удовольствием пробующие кумыс. Один из людей, судя по всему – хозяин юрты, в легком поклоне жестом приглашает присоединиться к трапезе только что спешившегося с коня нового гостя.

Здесь важен не только основной сюжет, который разворачивается на переднем плане картины, но и антураж, наполненный знаками и символами национального характера и быта. Это женщина, доящая кобылицу вдали, и резвящиеся на степных просторах кони, и фрагмент юрты как главного жилища степняка, воплотившего в себе уют и гармонию кочевой жизни. По сути, картина – признание в любви к народу и родной земле.

В 1950–60-х годах общественный климат, по словам Катерины Резниковой, активно влиял на творческую атмосферу, ломая привычные нормы и стереотипы.

Салихитдин Айтбаев был лидером нового поколения художников Казахстана, для которых нравственный рост, поиски национальной идентичности стали основой мощного выплеска творческой энергии. Художник обладал смелостью нового живописного языка с опорой на традиционную народную культуру, что как раз ощущается в его работе «Гость приехал».

Отдельного внимания заслуживает произведение выдающегося казахстанского графика, народного художника Казахской ССР Евгения Сидоркина. Один из его графических листов посвящен байге – национальному спортивному состязанию, которое всегда украшает весенний праздник.

Евгений Матвеевич создал целую серию, посвященную национальным казахским спортивным играм. Все игроки «Байги» охвачены общим порывом и стремлением к победе, которые мастер передал в едином ритме и сердцебиении героев, а также в невероятной динамике и напряжении, присущих этой народной спортивной игре. Здесь блестяще проявился дар Евгения Сидоркина не только как великолепного мастера композиции рисовальщика, но и мастера печатной графики. «Байгу» он соз­дал в технике автолитографии, то есть авторской печати с камня.

Катерина Резникова сообщила, что графический лист «Байга» использовался в качестве главного изображения на большой зарубежной выставке, организованной Музеем искусств им. А. Кас­теева в Венеции в 2019 году. Именно «Байга» в те дни стала наиболее узнаваемым образом Казахстана для западноевропейского зрителя.

Живопись мастеров, чье твор­чество составило золотое наследие изобразительного искус­ства Казахстана, характеризуется особенным оптимистическим, светлым началом. Не исключение и картина следую­щего героя нашего разговора – Камила Шаяхметова. Его работа «На той чабанов» также насыщена радостным весенним настроением. На полотне изображена зеленеющая степь, залитая еще нежным, не обжигающим солнцем, на пе­реднем плане – группа всадников, нарядно одетых и веселых. Кто-то играет на домбре, женщины впереди себя усадили детей.

Все они, жители аула, устремлены вперед в предвкушении счастья и веселого тоя. И невозможно не поддаться этому невероятно светлому настроению, которым наполнена картина. Тому жизнеутверждающему началу, объединяющему произведения блестящих художников минувшего XX века.

Популярное

Все
Чем чревато обещание мгновенного успеха?
Акмолинец Альмукан Сембинов брал Варшаву и Берлин
Память Рахимжана Кошкарбаева почтили в Астане
В Тегеране помнят о погибших советских воинах
Фестиваль книги преобразовался в театрализованное шоу
Алькей Маргулан посвятил археологии всю жизнь
«Мир казахов» пришел к англичанам
Лучших знатоков казахского языка определили среди гвардейцев
Семей: что показать туристам?
Казахстан служит примером для стран, ищущих свой путь развития
Быть учителем непросто
История Галымжана Габдрешова воодушевляет
Возможности внедрения альтернативных форм голосования обсуждают эксперты
Сенаторы требуют демонополизации рынка сотовой связи
Мажилисмены призывают не прощать закладчиков наркотиков
187 горняков эвакуировали из шахты Костенко в Караганде
Не прошедшая аяваску, или Дышите маткой
Степь цветет, радует глаз
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в Павлодаре
Джигитам из Жамбылской области не было равных на XXIII чемпионате страны по кокпару
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Более 30 лет скрывавшийся от правосудия насильник задержан в Павлодаре
Йеменские хуситы вновь атаковали суда в Красном море
Король Карл возвращается к публичной деятельности
Вода уходит, села возвращаются к нормальной жизни
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева
Дефицит поливной воды ежегодно наблюдается в Кызылординской области

Читайте также

Студенты устроили благотворительную ярмарку
За уровнем воды в реках Восточного Казахстана следят спасат…
В «Айша Биби» передают бесценный опыт молодежи
Вклад АНК в построение Справедливого Казахстана обсудили в …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]