Фото: Kazpravda.kz/Адильбек Тауекелов
Работники ТОО в Акмолинской области уже долгое время не могут получить свои честно заработанные деньги, сообщает
Kazpravda.kz.
В редакцию газеты «Казахстанская правда» поступило обращение от работников ТОО «Ардагер Неруд» (всего 17 подписей) с просьбой разобраться в их ситуации. Согласно обращению, заявители несколько месяцев сидят без зарплаты.
«Мы обратились в суд за защитой своих прав, однако суд отказал нам в получении заработной платы, ссылаясь на то, что якобы директор не имел права подписывать документы, хотя мы работали на этом предприятии, осуществляя свою трудовую деятельность. Долгое время мы не можем получить зарплату, прокормить свои семьи, так как введен карантин, нет пенсионных начислений. Мы не имеем возможности даже встать в очередь на биржу труда по безработице, так как нет приказов об увольнении, и соответственно нет отметок в трудовых книжках», – говорится в обращении.
Между тем решением Специализированного межрайонного экономического суда Акмолинской области от 8 февраля 2021 года ТОО «Ардагер Неруд» по заявлению кредитора АО «Народный Банк Казахстана» признано банкротом. Приказом уполномоченного органа от 24 февраля 2021 года банкротным управляющим был назначен Аскар Абильтаев.
Работники предприятия обратились к нему с просьбой о включении их требований о взыскании с должника задолженности по заработной плате и иным выплатам в реестр требований кредиторов ТОО «Ардагер Неруд». К заявлениям были приобщены приказы о приеме на работу, справки о задолженности, табели учета рабочего времени, расчетные ведомости, своды начислений и удержаний, больничные листы, трудовые договоры и даже выписки из ЕНПФ и копии приложений к налоговым декларациям за 2020 год.
В апреле текущего года работники получили от банкротного управляющего отказ в полном объеме в удовлетворении заявленных требований. Отказ был мотивирован тем, что предоставленные документы не являются подтверждением трудовой деятельности работников и не являются достоверными, так как подписаны директором ТОО «Ардагер Неруд», который на тот момент не имел полномочий их подписывать. Однако эти доводы работники предприятия сочли необоснованными.
К слову, до установления банкротства – факта признания неспособности должника оплатить свои долги по кредитам, налогам и так далее – ТОО «Ардагер Неруд» долгое время находилось в процессе реабилитации, то есть урегулирования требований кредиторов под защитой суда.
По словам банкротного управляющего Аскара Абильтаева, реабилитация в отношении ТОО «Ардагер Неруд» была предложена в связи с наличием многомиллионных кредитных обязательств в международном банке (порядка 500 млн тенге).
– Как известно, в случае введения реабилитации в отношении должника предусматривается приостановление исполнения в его отношении любых судебных актов (например, о взыскании денежных средств, включая задолженность по налогам), запрет на взыскание денег с банковских счетов должника, а также приостановление начисления каких-либо неустоек и вознаграждений в отношении задолженности и так далее. Предприятию установили график по выплате задолженности, однако, несмотря на то что график был согласован всеми кредиторами, утвержден судом, предприятие за 3 года ни копейки не заплатило по процентным ставкам. В случае невыплаты задолженностей в течение даже 3 месяцев, согласно закону, предприятие должно быть выставлено на банкротство. Что касается требований работников по выплате им заработной платы. К сожалению, она не вошла в реестр требований кредиторов. Как известно, есть закон, регламентирующий, что все заявленные требования кредиторов, в том числе по заработной плате к должнику, должны быть сформированы в единый реестр.
Работники подали свои претензии, подкрепили документами – приказами, трудовыми договорами, которые должны были быть подписаны уполномоченным на то лицом. Да, сотрудники приходили на предприятие, однако документов, официально подтверждающих это, нет. Вся проблема в том, что на тот момент директора на предприятии уже не было, началась целая чехарда со сменой реабилитационных управляющих, фактически предприятие на тот период осталось обезглавленным. В обращении заявителей указанный директор уже не выполнял своих функций, то есть представленные документы являлись нелигитимными. Правдивость претензий была определена решением суда, – пояснил банкротный управляющий.
Ситуацию также прокомментировал и руководитель управления по инспекции труда Акмолинской области Амангельды Смаилов.
– В связи с отказом банкротного управляющего Абильтаева включить требования о взыскании с должника задолженности по заработной плате и иным выплатам в реестр требований кредиторов заявители обратились в судебный орган с требованием о признании действий банкротного управляющего незаконными. По результатам судебного разбирательства, решением СМЭС Акмолинской области от 27.08.2021 года, судом в удовлетворении требований истцов было отказано. Суд решил, что невключение банкротным управляющим в реестр требований кредиторов требований истцов соответствует нормам законодательства. Заявления, рассмотренные в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты под контроль другими органами, должностными или иными лицами. Решение СМЭС Акмолинской области от 27.08.2021 года вынесено в окончательной форме 06.09.2021 г., тем самым в законную силу не вступило. В случае несогласия с вынесенным решением заявители имеют право на обжалование в апелляционном порядке в Акмолинском областном суде, – сказал Амангельды Смаилов.
По его словам, проверку на ТОО «Ардагер Неруд» они произвести не могут, так как ТОО является субъектом малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года введен мораторий на проверки субъектов малого и микропредпринимательства.
Кроме того, вследствие признания ТОО «Ардагер Неруд» банкротом у управления отсутствуют правовые основания применения норм трудового законодательства для проведения внеплановой проверки.
В Министерстве труда и социальной защиты населения добавили, что задолженность по заработной плате на предприятиях-банкротах и находящихся в стадии реабилитации погашается в рамках Закона «О реабилитации и банкротстве», контроль по которым осуществляет Комитет государственных доходов Министерства финансов.
«В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона очередность распределения имущественной массы распределена следующим образом. В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью; по взысканию алиментов; по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, с выплатой задолженностей по социальным отчислениям в Государственный фонд социального страхования, обязательным пенсионным взносам, обязательным профессиональным пенсионным взносам, по отчислениям и (или) взносам на обязательное социальное медицинское страхование; по выплате вознаграждений авторам за служебные изобретение, полезную модель, промышленный образец», – говорится в ответе МТСЗН.
– Если требования обоснованы, их включают в реестр требований кредиторов, разносят по очередям, чтобы определить приоритет разных видов требований, суть которых видна по документам, представленным кредиторами. Соблюдать порядок очередности обязан управляющий. В первую очередь выплаты идут по заработной плате. Даже если уже идут выплаты кредиторской задолженности последующих очередей, согласно реестру требований кредиторов, они приостанавливаются. Выплаты производятся первоочереднику, это социальное право, которое предусмотрено законодательством. На практике обычно, при условии, конечно, если есть чем рассчитываться, в первую очередь идут выплаты по зарплате, затем налоговая задолженность и прочие кредиторы, – подчеркнул администратор по несостоятельным должникам Алексей Шалимов.