Утоляем кадровый голод Статьи 16 июня 2021 г. 5:59 346 Екатерина Бескорсая ОТ ПОРУЧЕНИЯ ДО РЕАЛИЗАЦИИПоручение о необходимости модернизации колледжей и вузов по всей республике впервые было дано в начале 2019 года на торжественной церемонии открытия Года молодежи – разработать соответствующую программу было заданием Елбасы Нурсултана Назарбаева. Продолжил эту инициативу Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.«Необходимо активно развивать техническое и профессиональное образование, – отметил Глава государства на заседании Национального совета общественного доверия в мае 2020 года. – В рамках проекта «Жас маман» мы обновляем материально-техническую базу 180 колледжей. Программой бесплатного профессионального технического образования ежегодно охвачены 100 тысяч студентов».И качественная реализация этого поручения руководства страны действительно придала сфере технического и профессионального образования значимый импульс. Учебные заведения, где готовят специалистов по 100 наиболее востребованным профессиям, получили возможность модернизировать материально-техническую базу. Конечно, и прежде в регионах выделяли ресурсы на оснащение колледжей, подключали к этому спонсоров и предприятия-партнеров, но именно благодаря проекту «Жас маман» эти усилия были сконцентрированы и подкреплены солидным республиканским финансированием.По данным Министерства образования и науки Казахстана, в 2020 году в рамках проекта «Жас маман» новейшее оснащение получили 80 колледжей, на что было выделено более 22 млрд тенге. В нынешнем году реализация продолжается: финансирование увеличено до 28 млрд, а закуп оборудования проводят уже для 100 колледжей во всех регионах страны.Такой подход вкупе с внедрением в учебный процесс международного опыта, а Глава государства поставил задачу включить в проект и это направление, должен дать максимальную отдачу. Главная цель проекта «Жас маман» – не просто переоснастить колледжи страны, но и привести сферу ТиПО в соответствие с ожиданиями реального сектора экономики и потенциальных работодателей. Задача на местах – готовить современных квалифицированных работников, которые хотят работать на производстве, в агросекторе, строительстве, в сфере услуг. Выпускник колледжа должен быть нарасхват у работодателя, а для этого он должен знать актуальную теорию и не должен растерять все эти знания на практике.Именно поэтому реализация проекта «Жас маман» ведется по нескольким направлениям с соблюдением важных принципов.Во-первых, к обновлению наполнения и содержания привлекли зарубежных партнеров – для модернизации образовательного процесса, обучения преподавателей и мастеров производственного обучения, а также для содействия в составлении программы обучения по международным стандартам по заявленной профессии. Обновленные колледжи становятся центрами компетенции для своего региона, а также ведут подготовку участников на чемпионаты WorldSkills.Во-вторых, учитывался региональный экономический фактор, чтобы стимулировать подготовку именно тех специалистов, которые нужны в каждой конкретной местности здесь и сейчас, а также на перспективу.В-третьих, к формированию перечня закупаемого оборудования колледжи привлекали не только международных экспертов, но и представителей реального сектора экономики, которые, пожалуй, лучше всех остальных могут сказать, что должны знать и уметь выпускники колледжа, чтобы найти работу по профессии.ВЫСОКАЯ КУХНЯ СТАЛА БЛИЖЕСегодня уже в каждом регионе есть успешные примеры реализации проекта, благодаря чему техническое образование выходит на новый уровень. Павлодарская область – один из ведущих промышленных регионов страны, и развитию сферы ТиПО здесь стараются уделять особе внимание, чтобы отвечать на запросы рынка труда.По данным управления образования Павлодарской области, по линии «Жас маман» в 2020 году из республиканского бюджета было выделено 1 млрд 303,7 млн тенге на оснащение современным оборудованием 5 колледжей Прииртышья.Один из них – Павлодарский колледж технического сервиса. Исторически здесь готовили поваров и кондитеров еще с советских времен, у учебного заведения всегда была хорошая репутация, связь с работодателями, но в современном образовательном процессе этого мало. Материально-техническая база должна соответствовать времени.Благодаря участию в проекте «Жас маман» сегодня колледж – это Центр компетенции по специальностям «поварское дело», «пекарское мастерство» и «ресторанный сервис», а также региональная площадка для проведения чемпионатов World Skills с тренировочным лагерем.За счет средств республиканского бюджета сюда закупили оборудование на сумму более 160 млн тенге – пароконвектоматы, которые заменяют собой как минимум 7 видов оборудования от пароварки до жарочного шкафа, тепловой остров, пищевые ЗD-принтеры для оформления кондитерских изделий, индукционные плиты, конвекционные печи, дегидраторы, ротационный вакуумный дистиллятор, камеры шоковой заморозки.– Именно такая техника используется на лучших предприятиях организации питания и пищевого производства, впрочем, далеко не каждый ресторан или цех может похвастаться тем, что имеет все это сразу. Но наша задача – научить студентов использовать эту технику, разрабатывать рецепты на основе сложных процессов, – рассказывает руководитель колледжа Кабылкак Капенов. Например, вакуумный дистиллятор дает шеф-повару фантастические возможности для получения так необходимых концентрированных ароматов – эссенций. Конечно, это элементы высокой кухни, но сегодня именно такой уровень профессионализма – веление времени, а владеть только калькуляцией и классической рецептурой мало. – Наши студенты во время учебы при помощи дегидраторов делают овощные и фруктовые чипсы, при помощи фризеров – мягкое мороженое, в пароконвектомате могут приготовить стейк за 9 минут. Вариаций – масса, и столько же навыков. Поэтому и работу ребята находят, и растут в профессии. Например, наш выпускник Валерий Пирогов – один из ведущих шеф-поваров Павлодара, работает в хорошем рестобаре, разрабатывает инновационные блюда. И с нами связь поддерживает – является членом государственной итоговой комиссии, проводит мастер-классы для студентов. И это лишь один пример, – говорит Кабылкак Капенов.Работая уже с зарубежными партнерами в рамках проекта «Жас маман», специалисты колледжа технического сервиса включают в образовательный процесс международные стандарты – разрабатывают на основе финской программы свою программу для учебного заведения по профессии «повар». Впрочем, профессиональные модули и для других компетенций меняются, чтобы выпускники колледжа работали (и зарабатывали), как официанты и повара ресторана «Клод Моне» из популярного сериала «Кухня», а не ассоциировались с коллективом ресторана «Одуванчик» рязановского фильма «Дайте жалобную книгу».ЗДЕСЬ УЧАТ СТРОИТЬ ПО-НОВОМУНа 2021 год определены еще 5 колледжей Павлодарской области, которые также оснащаются современным оборудованием в соответствии со стандартами WorldSkills. Финансирование этого года – 1 млрд 447,8 млн тенге. По итогам закупа, установки и наладки оборудования (этот процесс еще продолжается) в учебных заведениях откроются центры компетенций по направлениям «сельское хозяйство», «строительство», «сварочное дело», «IT-технологии» и «химическая отрасль».Проект «Жас маман» открыл новые возможности для подготовки высококвалифицированных специалистов по актуальным профессиям. При этом, несмотря на единообразную форму, он решает проблемы разных секторов экономики.Например, одна из острейших проблем в отечественной строительной отрасли – острый дефицит специалистов: эксперты рынка говорят об этом не первый год, а коронавирусные ограничения только обострили ситуацию. В прошлом году Союз строителей Казахстана заявлял о нехватке от 160 тыс. до 240 тыс. рабочих рук.В Прииртышье квалифицированных рабочих строительных профессий готовят в Павлодарском монтажном колледже, где участие в проекте «Жас маман» рассматривают как выход на новый уровень подготовки кадров по профилю «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».Из общего годового регионального объема финансирования для оснащения этого учебного заведения направили 136,2 млн тенге. Сумма меньше, чем у коллег из других колледжей, зато перечень приобретенного оборудования и инструментов довольно обширный. Понятно, что здесь не нужны столь дорогостоящие станки и программные комплексы, как, допустим, в сфере информационных технологий, – оборудование куда более доступное: для будущих строителей приобрели те самые инструменты, которые они будут использовать в работе на возведении объектов, – от затирочной машинки и окрасочного аппарата до строительной вышки-туры и тарелочно-ленточных шлифовальных станков.– Все это значительно лучше того оборудования, на котором студенты обучались ранее. Оно хоть и работало благодаря специалистам колледжа, но уже морально устарело, было громоздким и менее удобным в использовании. Теперь же оно максимально приближено к тому арсеналу, с которым студентам придется работать уже по окончании колледжа на строительных объектах, а это очень важно. Ведь не секрет, что зачастую даже самые успешные выпускники, отлично владеющие теорией, получавшие хорошие оценки, после учебы «терялись» на работе: вроде бы и знаю, а сделать не могу, – говорит руководитель колледжа Ренат Дуйсекенов.По словам преподавателей, новое оснащение сохранит свою актуальность еще десятки лет. И рассчитано оно на то, что его будут применять повседневно на производственной практике. Постарались закрыть такие ниши, которые сегодня дают самый большой доход работника, но и требуют самой высокой квалификации – это каменщики, отделочники, плиточники и не только.– На новинках работать намного проще и удобнее. Например, для штукатуров получили 5 современных краскопультов. Вы не представляете, как этот инструмент экономит время и силы мастера. И главное – когда приходим на производственную практику, то уже знаем, как работать с тем оборудованием, которое используется на больших стройплощадках. Мы не тратим время на то, чтобы разобраться с техникой, а сразу же перенимаем опыт производственников. Естественно, все это повышает нашу квалификацию и наши шансы получить высокооплачиваемую работу, потому что потенциальный работодатель не будет воспринимать нас, как сотрудников без какого-либо опыта, – говорит Тамара Кульчевская, студентка, обучающаяся по квалификациям «штукатур», «маляр», «техник-строитель».ЗАПРОГРАММИРОВАНО НА УСПЕХОдно из самых перспективных направлений в сфере образования – подготовка кадров IT-сектора: программистов и специалистов, работающих с компьютерным оборудованием любого профиля, будь то заводское, бытовое или пищевое. Именно поэтому в Павлодарском колледже информационных технологий, который также участвует в проекте «Жас маман», решили не ограничиваться оснащением, но и создать на своей базе региональный IT HUB. И назвали его «Jylyjai – Teplitsa» – для представителей IT-сообщества будут создавать тепличные условия.– Благодаря финансированию по линии «Жас маман» в 402 миллиона тенге мы получаем 4 профильные уникальные лаборатории – 3D-прототипирования, сетевого администрирования, web-дизайна и разработки, графического дизайна. Акцент будет сделан на современные подходы плюс плотное сотрудничество с реальным сектором экономики. Помимо этого, на базе нашего IT-хаба мы запускаем бизнес-инкубатор с формированием экосистемы для развития студенческого предпринимательства, проведения обучающих семинаров, хакатонов, конкурсов-проектов... В числе наших партнеров IT Hub Astana, Сатпаев университет, Торайгыров университет, Педагогический университет. Без поддержки в рамках проекта «Жас маман» мы не смогли бы развернуть такую площадку и рассчитывали бы лишь на донорские силы, – говорит руководитель колледжа Серик Джартыбаев.Добавим, что финансирование охватывает не только закуп оборудования, но и обучение преподавателей и мастеров работе на новой технике. Безусловно, самым уникальным будет оснащение лаборатории 3D-прототипирования LAB 3D print, для которой закупили 3D-принтеры (промышленный и учебный), станок оптоволоконной резки металла, UV-принтер, 3D-сканер, графическую станцию и не только.Благодаря такому подходу студенты уже во время учебы получат знания и навыки, которые нужны в современных компаниях, на фабриках, в банках и так далее. Кроме того, здесь начали внедрение углубленного изучения английского языка студентами: пока специалистов IT-сферы в Казахстан нередко приглашают из-за рубежа либо там размещают заказы. В Павлодаре же намерены сделать так, чтобы местные студенты и выпускники работали и на отечественный рынок, и на зарубежные компании.Кроме того, проект «Jylyjai – Teplitsa» будет коммерциализирован, то есть помимо обучения, здесь можно будет оказывать услуги, чтобы сначала оправдать бюджетные вложения, а затем, возможно, и расширять проект. Например, социальный партнер колледжа – ТОО «Ритам» – уже готов сделать такой объем заказов на услуги цифровой резки металла, который за год окупит стоимость приобретаемого станка. Пока же эти услуги павлодарцы закупают в России.После полной реализации задумки выстроится своеобразная цепочка из возможностей колледжа, студенческих идей и знаний (они легко могут создавать свои компании) и запроса рынка. И завязать все это воедино было бы непросто, если бы не было поручения Президента, проекта «Жас маман» и финансовых государственных вливаний в образовательную инфраструктуру.
19 апреля 2024 г. 5:00 Студентка из ЗКО после окончания вуза планирует преподавать государственный язык иностранцам
20 апреля 2024 г. 16:00 Вопросы госстатистики и управления данными обсудили члены Общественной палаты
20 апреля 2024 г. 8:00 И свой дом сберег, и соседям помог: история полицейского из Костанайской области
20 апреля 2024 г. 17:00 Отчисленные студенты столичного вуза из Афганистана пытались пересечь границу с РФ
29 марта 2024 г. 17:56 Проблемы рационального использования воды обсудили сенаторы с жителями Туркестанской области
13 апреля 2024 г. 12:00 Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»