Главная страница

​ Включите телевизор, начинается урок!

Ситуация с коронавирусом заставила всех нас по-новому посмотреть на дистанционное обучение. Теперь это часть новой реальности.

Дистанционное обучение – серьезный вызов

В мире происходят необ­ратимые изменения, коснулись они и сферы образования. Никогда еще ранее не было такого, что сотни миллионов школьников по всему миру учились бы прямо из дома. Причем школе и учителям приходится решать сложные задачи перехода от традиционного классного к дистанционному обу­чению в весьма сжатые сроки.

Осваивают совершенно новые для себя функции и казахстанские учителя. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил принять все необходимые меры для того, чтобы в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, учебный процесс продолжался. И с 6 апреля учащиеся свыше 7 тыс. школ Казахстана должны перейти на дистанционное обучение.

Определенные опасения предстоящий переход вызывает у всех сторон образовательного процесса. В минувшую среду, 1 апреля, по республике прошли пробные уроки, и соцсети тут же заполонили жалобы родителей на плохой Интернет, комментарии по поводу качества обучения, предложения и вовсе перенести занятия.

По поводу качества Интернета разъяснения от на­ционального оператора связи «Казахтелеком» получить пока не удалось. Но в разговоре с его представителем стало ясно, что компания усиленно готовится к предстоящей нагрузке на сети.

На родителей в эти дни ложится большой груз ответственности. Многие работают из дома, и отвлекаться на занятия детей не всегда удобно. Но и учителя загружены как никогда, им нужно переписывать все планы, да и психологическая нагрузка, когда перед тобой не только ученик, но и его мама или папа, возрастает.

В Министерстве образования и науки признают, что дис­танционное обучение – это действительно серьезный вызов для нашей системы образования, и опираются на опыт других стран, которые первыми попали в такую ситуацию.

«В последнее время поступает много вопросов о том, как будет организован учебный процесс в школах, ведь до начала 4-й четверти осталось совсем немного времени. Люди устроены так, что их всегда пугает что-то новое и неизвестное, и это нормально, тем более в таких сложных условиях. Но я хочу вас заверить: те процессы, которые происходят при форс-мажорных обстоятельствах в сфере образования, пойдут всем нам лишь на пользу», – написал 27 марта в Facebook министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

Поблагодарив педагогов, которые, несмотря на тяжелую ситуацию, адаптируются к новым условиям, министр обратился к общественности:

«Мы внимательно следим за дискуссией в среде родителей, педагогов и учеников и готовы принимать меры, повышающие доступность дистанционного обучения. Если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете обратиться в МОН. Мы постараемся помочь в их решении».

Дойти до каждого

Каналов обучения несколько, по идее учитель должен дойти до каждого ученика страны. Все это даст возможность нормального функционирования большинства учебных заведений в период карантина. Главное – обеспечить «посещаемость» и не потерять качества обучения.

Итак, во-первых, уроки будут даваться через телевидение. Это совершенно новый формат. Свое эфирное время предоставили телеканалы «Балапан» и «Ел Арна». Всего предстоит отснять 3 360 уроков по основным предметам на казахском и русском языках, более 300 уже готовы.

Асхат Аймагамбетов посетил студию, где полным ходом идет съемочный процесс. Рабочая группа из сценаристов, режиссеров и педагогов тщательно прорабатывает каждый выпуск, который длится не более 10 минут. А учителя осваиваются на съемочной площадке и сами учатся не пасовать перед видеокамерой, что дается им очень непросто. Но важно, чтобы в кадре был именно профессиональный педагог, а не актер или диктор.

Еще один канал – это «Қазақ радиосы», который имеет высокое покрытие почти по всей территории страны. То есть слушать объяс­нения учителей смогут даже в самой отдаленной глубинке. Туда же задания будут доставлять поч­той, что уже практиковалось в снежные зимы. Всего в стране более 1 000 населенных пунктов, где живут по 5–10 детей, нет школ и нет подвоза в соседние крупные села.

Ну и основной канал – это Интернет. Уже развернуто несколько специализированных платформ, где можно проводить занятия, – BilimLand, Daryn.online, Kүнделік. Они дают возможность ученикам просматривать предыдущий урок или ту тему, которую они разбирали ранее, учителям – проводить онлайн-уроки, получать обратную связь, оценивать полученные знания. Причем на время карантина все отечественные образовательные ресурсы для пользователей совершенно бесплатны.

Интернет-провайдеры отменили и списание трафика при пользовании такими мировыми ресурсами, как Zoom, Moodle, Google Classroom. Одна проблема – для этого нужно оборудование. А, как сообщил глава МОН на брифинге во вторник, более 300 тыс. детей не имеют компьютеров, несколько сот тысяч – подключения к Интернету. Таким семьям будут выданы во временное пользование компьютеры, имеющиеся на балансе школ. К примеру, в Алматы уже передали более 10 тыс. Но и этого будет недостаточно, поэтому министерству приходится дополнительно закупать 80 тыс. компьютеров, ставить их на баланс школы и дальше передавать в пользование школьникам. Есть договоренности с интернет-провайдерами и местными органами и о покупке роутеров.

В малокомплектных школах (в отдаленных населенных пунктах) должен быть обеспечен определенный уровень безопасности, в этом случае 4-я четверть будет проводиться в обычном режиме. Большинство этих школ работают в одну смену, но даже при этом министерство рекомендует разделить детей на 2 смены и не перемещать их из одного класса в другой.

Учителей тоже научат

Как подчеркивает глава МОН, дистанционный формат обучения гораздо шире и подразумевает использование сразу нескольких методов и инструментов. Он дает большое поле для геймификации, возможности для самоорганизации и, что очень важно, персонализации обучения. Это то, к чему нужно стремиться. Конкуренция разных систем должна способствовать повышению качества предоставляемых услуг и их доступности­.

В каждом регионе созданы проектные офисы по дистанционному обучению. Хороший задел, кстати, есть по среднему и высшему образованию. Большинство организаций технического и профессионального образования пользуются информационными системами, на уровне вузов готовность практически полная. Например, ВКГТУ, КазНУ,
КИМЭП, КазГЮУ, UIB, им. Демиреля дистанционно работают очень успешно и практически обеспечивают качество, идентичное традиционному формату.

В общем, все это ничуть не проще­, а, наоборот, даже ресурсозатратнее и для педагогов, и для детей и их родителей. Вся эта сложная работа требует разных подходов и нестандартных решений. До 5 апреля нужно успеть подготовить системы, заполнить контентом, протестировать их, обучить педагогов и школьников.

Повышением квалификации казахстанских педагогов много лет занимается Центр педагоги­ческого мастерства АОО «Назарбаев­ Интеллектуальные школы». Мы спросили у его директора Жанботы Кабдыкаримовой, готовы ли учителя к дистанционке.

– В век доступного Интернета преподавание и обучение без информационно-коммуникационных технологий немыслимо. Еще в 2012 году мы поставили задачу на своих курсах развивать у педагогов цифровую грамотность: обучали уверенному пользованию персональным компьютером и работе с электронным порталом по оцениванию, помогали создавать различные материалы уроков с использованием цифровых ресурсов, развивали онлайн-коммуникации через обмен опытом на форумах, в чатах и блогах. Разработали и на системной основе внедряем интересные онлайн-курсы для учителей, организуем конкурсы профессионального мастерства и еженедельно – обу­чающие вебинары, привлекая к их проведению в качестве лекторов школьных учителей. Сегодня учителя начали смелее и активнее интегрировать информационно-коммуникационные технологии в собственное обучение и профессиональное развитие. Они понимают, что именно цифровые технологии будут все настойчивее менять характер педагогической деятельности, – говорит Жанбота Жетылбековна.

Сейчас центр пересматривает все программы повышения квалификации педагогов, часть их полностью переводится в онлайн-формат. Дистанционное обучение, которое приобретает все большую популярность, отличает то, что оно не требует аудиторного взаимодействия педагога и обу­чающегося, носит регулярный, а не эпизодический характер. А наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на самих обучающихся.

В дистанционном формате должны быть предусмотрены 3 компонента, обязательных для эффективного обучения: ви­деоуроки (по телевидению, Интернету, на различных платформах), выполнение учеником самостоятельной работы, обратная связь от учителя по выполненному заданию. Также важной частью дистанционного обучения является возможность консультаций для ученика и его родителей. Несомненно, учеба из дома требует определенной самодисциплины и саморегуляции.

– Внедрение дистанционного обучения – большое новшество для всей системы среднего образования. В нынешней ситуации, когда более 7 тысяч школ должны разом на него перейти, можно понять тревогу и педагогов, и родителей. Родители считают себя недостаточно компетентными, чтобы организовать обучение дома и проконтролировать полноценное освоение программы по всем предметам. Учителя переживают, что не справятся с грузом ответственности: разработать план онлайн-урока, а он отличается от обычного плана, подобрать доступные для понимания ребенка ресурсы для самостоятельной работы, оценить эту работу, провести индивидуальную или групповую онлайн-консультацию. Да, это будет сложно. Но это вызов, который стоит не только перед нашей страной, – говорит Жанбота Кабдыкаримова.

Центр педагогического мастерства подготовил разъяснительные видеоролики для родителей, учеников и учителей, еще 2 недели назад запустил на двух языках вебинар «Особенности организации дистанционного обучения». Главным плюсом ситуации здесь считают то, что за очень короткое время мы освоим и повсеместно начнем внедрять дистанционные технологии обучения и будем воспринимать их как поддерживающую инновацию.

– Дети одного класса имеют разный темп и потребности обу­чения. Учителю в рамках 40-минутного урока сложно обеспечить персонализированный подход, но это реально сделать, используя вне урока онлайн-обучение. Это действует как в отношении более способного ученика, чтобы не допустить его «зависания», так и в отношении тех, у кого возникают трудности в освоении учебного материала, – считает директор центра. – Я думаю, что в 2020⁄21 учебном году все казахстанские школы начнут активно внедрять формат смешанного обу­чения. Географические границы сотрутся, и у каждого ученика, в том числе сельской школы, будет возможность выбирать и обучаться в онлайн-формате у лучших педагогов и в лучших школах.

Большая ответственность родителей

С оптимизмом смотрит на сложившуюся ситуацию и еще один авторитетный эксперт, основатель и руководитель компании в сфере электронного образования Bilim Media Group Рауан Кенжеханулы. Он считает, что к переходу на полноценное дистанционное обучение нельзя быть готовым стопроцентно, но с точки зрения содержания, контента Казахстан действительно готов.

– Этот вызов стоит перед всем миром. Мы работаем с компаниями из разных стран, везде есть населенные пункты, где не вполне хороший Интернет, есть дома, где нет компьютеров. Ситуация выявила сложности, связанные с цифровым неравенством. И я надеюсь, после того как мы преодолеем этот кризис, он подтолкнет нас к принятию необходимых решений, в том числе по развитию инфраструктуры, – говорит Рауан Кенжеханулы.

С 16 марта все образовательные ресурсы компании перешли в открытый доступ. Это bilimland.kz
(40 тыс. цифровых образовательных ресурсов на трех языках),
twig-bilim.kz (4,5 тыс. видеофильмов на основе школьной программы), iMektep.kz (полный курс начальной школы в виде анимационных фильмов) и другие. Обычно для индивидуальных пользователей, которых у компании полмиллиона, подписка стоит 1 000 тенге в месяц. Оплата для школ без ограничений по количеству учителей и компьютеров – 190 тыс. тенге в год. В прошлом году на ресурс были подписаны почти все школы республики.

– В законе об образовании нет ни слова о дистанционном обучении для школьников и студентов, хотя давно назрела необходимость признать его как форму обучения. И тогда мы должны будем регламентировать, как такие платформы должны работать, какие требования к их содержанию должны быть, как готовить к этому учителей, как развивать инфраструктуру, – рассуждает эксперт. – Мир уходит все дальше в этом плане, возможности и технологии с каждым днем становятся все шире. Виртуальная реальность, дополненная реальность, нейронные сети, искусственный интеллект – все эти технологические новшества в том числе начинают работать на цели образования. И мы, как компания в этой сфере, искренне верим, что благодаря технологиям можно обеспечивать более высокое качество образования и его доступность.

Каждый ребенок, независимо от того, где он живет, имеет равное право получать одинаковый объем знаний на приемлемом уровне. Конечно, нужен и учитель, никто не собирается его заменять. Но благодаря технологиям можно было бы обеспечить некий минимальный стандарт, ниже которого опускаться нельзя. А дальше это уже творческие решения учителей, их педагогичес­кое мастерство и талант, считает Рауан Кенжеханулы.

– Сейчас государство в лице Министерства образования и науки совместно с частными организациями, как наша, принимает все меры, чтобы посредством Интернета, телевизионного и радиовещания и даже через почту дотянуться до каждого ребенка и дать ему необходимый объем знаний для завершения учебного года. На нашей базе ведутся съемки более 2 тысяч видеоуроков с лучшими столичными учителями, и мы им очень благодарны. Еще важнее дистанционка для высшего образования, чтобы молодые люди могли работать и параллельно учиться онлайн. Технологии помогут сделать уроки интереснее, а школу – более авторитетной и современной, – заверяет эксперт.

Его собственные дети уже прошли инструктаж с преподавателями и готовы заниматься дистанционно, им это понятно, интересно. Но дистанционное обучение – это лишь небольшое количество онлайн-уроков, продолжительность которых не более 30 минут, и много самостоя­тельной работы.

Поэтому большая ответственность теперь ложится на родителей, которым невольно придется взять на себя некоторые функции педагога, стать его правой рукой. Взрослым надо дисциплинировать детей, конт­ролировать усвоение материала, выполнение домашних заданий. Даже если ребенок достаточно взрослый, чтобы справляться со школьными занятиями, нынешняя ситуация для него является новой и напряженной, и ему необходимо больше поддержки, чем обычно.

Для учителя же теперь каждый урок – это открытый урок. Когда рядом с учеником сидит родитель, это двойная ответственность. Он должен более скрупулезно готовиться и организовывать занятие так, чтобы каждый ученик включался в процесс, а также тщательно проверять домашнюю работу.

– Дистанционное обучение – большой тренд, часть современного мира, – говорит Рауан Кенжеханулы. – Ситуация с карантином вынудила нас всех в одночасье осваивать его. Уверен, что, поработав месяц-два, мы освоимся и пройдем некий путь, после которого уже не будем прежними.

Автор:
Асель Муканова
11:51, 3 Апреля 2020
0
2001
Подписка

Популярное