Включите телевизор, начинается урок! Статьи 3 апреля 2020 г. 10:51 3688 Асель Муканова Дистанционное обучение – серьезный вызовВ мире происходят необратимые изменения, коснулись они и сферы образования. Никогда еще ранее не было такого, что сотни миллионов школьников по всему миру учились бы прямо из дома. Причем школе и учителям приходится решать сложные задачи перехода от традиционного классного к дистанционному обучению в весьма сжатые сроки. Осваивают совершенно новые для себя функции и казахстанские учителя. Президент Касым-Жомарт Токаев поручил принять все необходимые меры для того, чтобы в условиях ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, учебный процесс продолжался. И с 6 апреля учащиеся свыше 7 тыс. школ Казахстана должны перейти на дистанционное обучение.Определенные опасения предстоящий переход вызывает у всех сторон образовательного процесса. В минувшую среду, 1 апреля, по республике прошли пробные уроки, и соцсети тут же заполонили жалобы родителей на плохой Интернет, комментарии по поводу качества обучения, предложения и вовсе перенести занятия. По поводу качества Интернета разъяснения от национального оператора связи «Казахтелеком» получить пока не удалось. Но в разговоре с его представителем стало ясно, что компания усиленно готовится к предстоящей нагрузке на сети. На родителей в эти дни ложится большой груз ответственности. Многие работают из дома, и отвлекаться на занятия детей не всегда удобно. Но и учителя загружены как никогда, им нужно переписывать все планы, да и психологическая нагрузка, когда перед тобой не только ученик, но и его мама или папа, возрастает. В Министерстве образования и науки признают, что дистанционное обучение – это действительно серьезный вызов для нашей системы образования, и опираются на опыт других стран, которые первыми попали в такую ситуацию.«В последнее время поступает много вопросов о том, как будет организован учебный процесс в школах, ведь до начала 4-й четверти осталось совсем немного времени. Люди устроены так, что их всегда пугает что-то новое и неизвестное, и это нормально, тем более в таких сложных условиях. Но я хочу вас заверить: те процессы, которые происходят при форс-мажорных обстоятельствах в сфере образования, пойдут всем нам лишь на пользу», – написал 27 марта в Facebook министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.Поблагодарив педагогов, которые, несмотря на тяжелую ситуацию, адаптируются к новым условиям, министр обратился к общественности: «Мы внимательно следим за дискуссией в среде родителей, педагогов и учеников и готовы принимать меры, повышающие доступность дистанционного обучения. Если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете обратиться в МОН. Мы постараемся помочь в их решении».Дойти до каждогоКаналов обучения несколько, по идее учитель должен дойти до каждого ученика страны. Все это даст возможность нормального функционирования большинства учебных заведений в период карантина. Главное – обеспечить «посещаемость» и не потерять качества обучения. Итак, во-первых, уроки будут даваться через телевидение. Это совершенно новый формат. Свое эфирное время предоставили телеканалы «Балапан» и «Ел Арна». Всего предстоит отснять 3 360 уроков по основным предметам на казахском и русском языках, более 300 уже готовы. Асхат Аймагамбетов посетил студию, где полным ходом идет съемочный процесс. Рабочая группа из сценаристов, режиссеров и педагогов тщательно прорабатывает каждый выпуск, который длится не более 10 минут. А учителя осваиваются на съемочной площадке и сами учатся не пасовать перед видеокамерой, что дается им очень непросто. Но важно, чтобы в кадре был именно профессиональный педагог, а не актер или диктор. Еще один канал – это «Қазақ радиосы», который имеет высокое покрытие почти по всей территории страны. То есть слушать объяснения учителей смогут даже в самой отдаленной глубинке. Туда же задания будут доставлять почтой, что уже практиковалось в снежные зимы. Всего в стране более 1 000 населенных пунктов, где живут по 5–10 детей, нет школ и нет подвоза в соседние крупные села. Ну и основной канал – это Интернет. Уже развернуто несколько специализированных платформ, где можно проводить занятия, – BilimLand, Daryn.online, Kүнделік. Они дают возможность ученикам просматривать предыдущий урок или ту тему, которую они разбирали ранее, учителям – проводить онлайн-уроки, получать обратную связь, оценивать полученные знания. Причем на время карантина все отечественные образовательные ресурсы для пользователей совершенно бесплатны. Интернет-провайдеры отменили и списание трафика при пользовании такими мировыми ресурсами, как Zoom, Moodle, Google Classroom. Одна проблема – для этого нужно оборудование. А, как сообщил глава МОН на брифинге во вторник, более 300 тыс. детей не имеют компьютеров, несколько сот тысяч – подключения к Интернету. Таким семьям будут выданы во временное пользование компьютеры, имеющиеся на балансе школ. К примеру, в Алматы уже передали более 10 тыс. Но и этого будет недостаточно, поэтому министерству приходится дополнительно закупать 80 тыс. компьютеров, ставить их на баланс школы и дальше передавать в пользование школьникам. Есть договоренности с интернет-провайдерами и местными органами и о покупке роутеров. В малокомплектных школах (в отдаленных населенных пунктах) должен быть обеспечен определенный уровень безопасности, в этом случае 4-я четверть будет проводиться в обычном режиме. Большинство этих школ работают в одну смену, но даже при этом министерство рекомендует разделить детей на 2 смены и не перемещать их из одного класса в другой.Учителей тоже научатКак подчеркивает глава МОН, дистанционный формат обучения гораздо шире и подразумевает использование сразу нескольких методов и инструментов. Он дает большое поле для геймификации, возможности для самоорганизации и, что очень важно, персонализации обучения. Это то, к чему нужно стремиться. Конкуренция разных систем должна способствовать повышению качества предоставляемых услуг и их доступности. В каждом регионе созданы проектные офисы по дистанционному обучению. Хороший задел, кстати, есть по среднему и высшему образованию. Большинство организаций технического и профессионального образования пользуются информационными системами, на уровне вузов готовность практически полная. Например, ВКГТУ, КазНУ, КИМЭП, КазГЮУ, UIB, им. Демиреля дистанционно работают очень успешно и практически обеспечивают качество, идентичное традиционному формату. В общем, все это ничуть не проще, а, наоборот, даже ресурсозатратнее и для педагогов, и для детей и их родителей. Вся эта сложная работа требует разных подходов и нестандартных решений. До 5 апреля нужно успеть подготовить системы, заполнить контентом, протестировать их, обучить педагогов и школьников. Повышением квалификации казахстанских педагогов много лет занимается Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Мы спросили у его директора Жанботы Кабдыкаримовой, готовы ли учителя к дистанционке. – В век доступного Интернета преподавание и обучение без информационно-коммуникационных технологий немыслимо. Еще в 2012 году мы поставили задачу на своих курсах развивать у педагогов цифровую грамотность: обучали уверенному пользованию персональным компьютером и работе с электронным порталом по оцениванию, помогали создавать различные материалы уроков с использованием цифровых ресурсов, развивали онлайн-коммуникации через обмен опытом на форумах, в чатах и блогах. Разработали и на системной основе внедряем интересные онлайн-курсы для учителей, организуем конкурсы профессионального мастерства и еженедельно – обучающие вебинары, привлекая к их проведению в качестве лекторов школьных учителей. Сегодня учителя начали смелее и активнее интегрировать информационно-коммуникационные технологии в собственное обучение и профессиональное развитие. Они понимают, что именно цифровые технологии будут все настойчивее менять характер педагогической деятельности, – говорит Жанбота Жетылбековна. Сейчас центр пересматривает все программы повышения квалификации педагогов, часть их полностью переводится в онлайн-формат. Дистанционное обучение, которое приобретает все большую популярность, отличает то, что оно не требует аудиторного взаимодействия педагога и обучающегося, носит регулярный, а не эпизодический характер. А наибольшая ответственность за продуктивность работы возлагается на самих обучающихся. В дистанционном формате должны быть предусмотрены 3 компонента, обязательных для эффективного обучения: видеоуроки (по телевидению, Интернету, на различных платформах), выполнение учеником самостоятельной работы, обратная связь от учителя по выполненному заданию. Также важной частью дистанционного обучения является возможность консультаций для ученика и его родителей. Несомненно, учеба из дома требует определенной самодисциплины и саморегуляции.– Внедрение дистанционного обучения – большое новшество для всей системы среднего образования. В нынешней ситуации, когда более 7 тысяч школ должны разом на него перейти, можно понять тревогу и педагогов, и родителей. Родители считают себя недостаточно компетентными, чтобы организовать обучение дома и проконтролировать полноценное освоение программы по всем предметам. Учителя переживают, что не справятся с грузом ответственности: разработать план онлайн-урока, а он отличается от обычного плана, подобрать доступные для понимания ребенка ресурсы для самостоятельной работы, оценить эту работу, провести индивидуальную или групповую онлайн-консультацию. Да, это будет сложно. Но это вызов, который стоит не только перед нашей страной, – говорит Жанбота Кабдыкаримова. Центр педагогического мастерства подготовил разъяснительные видеоролики для родителей, учеников и учителей, еще 2 недели назад запустил на двух языках вебинар «Особенности организации дистанционного обучения». Главным плюсом ситуации здесь считают то, что за очень короткое время мы освоим и повсеместно начнем внедрять дистанционные технологии обучения и будем воспринимать их как поддерживающую инновацию. – Дети одного класса имеют разный темп и потребности обучения. Учителю в рамках 40-минутного урока сложно обеспечить персонализированный подход, но это реально сделать, используя вне урока онлайн-обучение. Это действует как в отношении более способного ученика, чтобы не допустить его «зависания», так и в отношении тех, у кого возникают трудности в освоении учебного материала, – считает директор центра. – Я думаю, что в 2020⁄21 учебном году все казахстанские школы начнут активно внедрять формат смешанного обучения. Географические границы сотрутся, и у каждого ученика, в том числе сельской школы, будет возможность выбирать и обучаться в онлайн-формате у лучших педагогов и в лучших школах.Большая ответственность родителейС оптимизмом смотрит на сложившуюся ситуацию и еще один авторитетный эксперт, основатель и руководитель компании в сфере электронного образования Bilim Media Group Рауан Кенжеханулы. Он считает, что к переходу на полноценное дистанционное обучение нельзя быть готовым стопроцентно, но с точки зрения содержания, контента Казахстан действительно готов. – Этот вызов стоит перед всем миром. Мы работаем с компаниями из разных стран, везде есть населенные пункты, где не вполне хороший Интернет, есть дома, где нет компьютеров. Ситуация выявила сложности, связанные с цифровым неравенством. И я надеюсь, после того как мы преодолеем этот кризис, он подтолкнет нас к принятию необходимых решений, в том числе по развитию инфраструктуры, – говорит Рауан Кенжеханулы. С 16 марта все образовательные ресурсы компании перешли в открытый доступ. Это bilimland.kz (40 тыс. цифровых образовательных ресурсов на трех языках), twig-bilim.kz (4,5 тыс. видеофильмов на основе школьной программы), iMektep.kz (полный курс начальной школы в виде анимационных фильмов) и другие. Обычно для индивидуальных пользователей, которых у компании полмиллиона, подписка стоит 1 000 тенге в месяц. Оплата для школ без ограничений по количеству учителей и компьютеров – 190 тыс. тенге в год. В прошлом году на ресурс были подписаны почти все школы республики. – В законе об образовании нет ни слова о дистанционном обучении для школьников и студентов, хотя давно назрела необходимость признать его как форму обучения. И тогда мы должны будем регламентировать, как такие платформы должны работать, какие требования к их содержанию должны быть, как готовить к этому учителей, как развивать инфраструктуру, – рассуждает эксперт. – Мир уходит все дальше в этом плане, возможности и технологии с каждым днем становятся все шире. Виртуальная реальность, дополненная реальность, нейронные сети, искусственный интеллект – все эти технологические новшества в том числе начинают работать на цели образования. И мы, как компания в этой сфере, искренне верим, что благодаря технологиям можно обеспечивать более высокое качество образования и его доступность. Каждый ребенок, независимо от того, где он живет, имеет равное право получать одинаковый объем знаний на приемлемом уровне. Конечно, нужен и учитель, никто не собирается его заменять. Но благодаря технологиям можно было бы обеспечить некий минимальный стандарт, ниже которого опускаться нельзя. А дальше это уже творческие решения учителей, их педагогическое мастерство и талант, считает Рауан Кенжеханулы. – Сейчас государство в лице Министерства образования и науки совместно с частными организациями, как наша, принимает все меры, чтобы посредством Интернета, телевизионного и радиовещания и даже через почту дотянуться до каждого ребенка и дать ему необходимый объем знаний для завершения учебного года. На нашей базе ведутся съемки более 2 тысяч видеоуроков с лучшими столичными учителями, и мы им очень благодарны. Еще важнее дистанционка для высшего образования, чтобы молодые люди могли работать и параллельно учиться онлайн. Технологии помогут сделать уроки интереснее, а школу – более авторитетной и современной, – заверяет эксперт. Его собственные дети уже прошли инструктаж с преподавателями и готовы заниматься дистанционно, им это понятно, интересно. Но дистанционное обучение – это лишь небольшое количество онлайн-уроков, продолжительность которых не более 30 минут, и много самостоятельной работы. Поэтому большая ответственность теперь ложится на родителей, которым невольно придется взять на себя некоторые функции педагога, стать его правой рукой. Взрослым надо дисциплинировать детей, контролировать усвоение материала, выполнение домашних заданий. Даже если ребенок достаточно взрослый, чтобы справляться со школьными занятиями, нынешняя ситуация для него является новой и напряженной, и ему необходимо больше поддержки, чем обычно. Для учителя же теперь каждый урок – это открытый урок. Когда рядом с учеником сидит родитель, это двойная ответственность. Он должен более скрупулезно готовиться и организовывать занятие так, чтобы каждый ученик включался в процесс, а также тщательно проверять домашнюю работу. – Дистанционное обучение – большой тренд, часть современного мира, – говорит Рауан Кенжеханулы. – Ситуация с карантином вынудила нас всех в одночасье осваивать его. Уверен, что, поработав месяц-два, мы освоимся и пройдем некий путь, после которого уже не будем прежними.
26 декабря 2024 г. 16:44 Более 1,4 млн казахстанцев заблокировали возможность оформления займов без их ведома
23 декабря 2024 г. 10:13 Обманувшую дольщиков почти на 4 млрд тенге иностранку экстрадировали в Казахстан
20 декабря 2024 г. 0:00 Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
17 декабря 2024 г. 12:33 Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости