Свежий выпуск

Мой Арал

В Алматы состоялся закрытый показ документального научно-популярного фильма «Возвращение моря».

Режиссер и автор сценария картины Виктор Вильковиский впервые побывал на Аральском море в 1997 году. Тогда он был студентом биологического факультета АГУ им. Абая, где позже защитил магистерскую работу, посвященную терпящему экологическое бедствие региону.

В 2008 году Виктор пришел в «Казахфильм» видеомонтажером, где у него и появилась идея снять свой фильм об аральском кризисе. До этого он неоднократно становился участником казахстанских и международных экспедиций на Арал. – Я не могу сказать, что мне пришлось поменять профессию, – говорит Виктор. – Скорее, просто расширил сферу своей вовлеченности в вопрос. Аральская катаст­рофа масштабна и ужасна. Стоя на высохшем дне моря, и зная, что совсем недавно эту территорию покрывала 15-метровая толща воды, испытываешь невероятные чувства. С одной стороны, стыд от того, что мы сделали с Аралом, с другой – ощущаешь себя перво­открывателем, космонавтом, человеком, чья нога, возможно, впервые ступает по этой новой суше. К тому же солончак, пустыня или одиноко возвышающийся над пустошью берег острова Барсакельмес поражают формой, цветом и размером. Профессия кинематографиста может включать в себя сколько угодно других направлений, наук и специальностей. Документальное, научно-популярное кино – это метод передачи информации людям. Соответственно, знание предмета позволяет автору подобрать нужных спикеров и выделить наиболее ценную информацию.

К своему выстраданному фильму Виктор шел долго – 12 лет. Весной 2020 года он защитил проект «Возвращение Арала» на конкурсе НАО «ГЦПНК» от киностудии «Казахфильм», и уже в конце октября съемочная группа приступила к работе. Она была осложнена продолжительной засухой в регионе, где шли съемки, карантинными ограничениями и эмоциональными потрясениями от потери близких. Предваряя показ фильма, режиссер рассказал о том, что пока работал над проектом, из жизни безвременно ушли близкий друг, ассистент режиссера Данила Михайлов и один из основных спикеров фильма академик Виктор Духовный.

Съемки «Возвращения моря» проходили в Казахстане, Узбекистане и России. Спикерами в фильме выступили сотрудники МФСА (Международного фонда спасения Арала), Всемирного водного совета, Международной ассоциации водных ресурсов, Академии проблем водохозяйст­венных наук РФ, Зоологического института РАН, Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, АО «Национальный центр космических исследований и технологий» РК и других ведомств, занимающихся проблемой Аральского моря.

Что интересно, в картине хорошо видны остатки каменной кладки захоронений, фрагменты посуды и каменные мельничные жернова ориентировочно XII–XIII веков, которые, как сообщил Виктор Вильковиский, были засняты им на дне высохшего Аральского моря в 2016–2017 годах.

– В те годы в составе международной экспедиции, организованной Исполнительной дирекцией Международного фонда спасения Арала в Казахстане, я побывал на обнаруженных там археологами городищах Кердеры I и Кердеры II, – рассказывает режиссер. – Сейчас эта территория, по словам руководителя заповедника Барсакельмес Зауреш Алимбетовой, подверглась процессу опустынивания и занесения песками. При этом, надо отметить, что сухое дно Арала до сих пор мало исследовано, поэтому представляет собой большой интерес для науки, в том числе и для археологической.

Сегодня уже известно, что Аральское море не единожды сжималось, подобно шагреневой коже, чтобы потом возродиться вновь. Академик-археолог Карл Байпаков в своей книге «Древние города Казахстана» выдвинул, в частности, версию о том, что в этом виноват не только человек.

«Сейчас, когда линия воды ушла от восточного берега на сто с лишним километров на запад и остров Барса-Кельмес практичес­ки превратился в полуостров, археологи неожиданно обнаружили на обнажившемся морском дне два города, – рассказывал академик. – Скорее всего, это были крупные караван-сараи, своего рода торговые станции. Они располагались по одной линии, пересекающей Арал с севера на юг. И теперь мы можем сделать вполне конкретный вывод: в
XIII–XIV веках Арал пережил такую же трагедию, как и сейчас. Когда он усох до нынешних размеров, то на обнажившемся дне возникли города. Через них проходила торговая трасса, соединявшая Хорезм, Южный Казах­стан, дельту Сырдарьи и Амударьи с Центральным Казахстаном и Сибирью, но уже в конце XIV века море вновь заполнилось водой.

И сейчас, говоря о кризисе Арала, археологи имеют все основания считать, что такие катастрофы имели место быть и раньше. Их причины надо искать не только в антропогенном факторе, связанном с бесконтрольным забором и использованием воды, а, видимо, в более глубоких природных явлениях, которые предстоит еще разгадать».

По мнению ученых, выступивших в фильме Виктора Вильковиского, возвращение моря к его первозданному объему теперь уже невозможно в связи с ростом населения Центральной Азии и необходимостью обеспечения людей водой и продовольствием, а также увеличением дефицита водных ресурсов в условиях пус­тынного (аридного) климата. Глобальное потепление также ухудшает ситуацию в зоне экологического бедствия.

– Сегодня мы должны стабилизировать и предельно улучшить ситуацию на Малом Арале, также известном как Северный Арал в Казахстане, продумать пути стабилизации Большого (Южного) Аральского моря в Узбекистане, принять комплексные меры по улучшению и модернизации каналов и оросительных систем, а также повысить общую культуру водопользования, – считает Виктор Вильковиский. – Большая работа должна быть проведена по борьбе с опустыниванием и деградацией почв, по проек­там озеленения высохшего дна, чтобы успешно бороться с пыле-солевыми выносами и создавать среду, приемлемую для обитания диких животных. Важнейшим вопросом является реконструкция Кокаральской плотины для поднятия уровня Малого Аральского моря. Этот проект имеет огромное экологическое и социальное значение, но может быть осуществлено только при долго­временном и четком фиксировании объема поступления в Арал воды из Сырдарьи.

Так как фильм «Возвращение моря» нацелен на популяризацию идеи водосбережения и воспитания в зрителях экологической культуры, то он, по словам режиссера, несет в себе высокую социальную значимость.

– Прокатом и дистрибуцией картины будут заниматься специалисты АО «Казахфильм» им. Ш. Айманова, – сказал Виктор Вильковиский. – Я же рассчитываю использовать свои неэкс­клюзивные права на фильм для организации просмотров на экологических и водных форумах, в учебных заведениях, устраивая после просмотра интерактив со зрителями. Свою картину я считаю инструментом привлечения внимания к Аралу, проектам МФСА и популяризации научного подхода к вопросам бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.

Автор:
Галия Шимырбаева
01:59 ,14 Января 2022
0
462
Подписка

Читайте также

Популярное