В рамках этого мероприятия состоялась также парламентская встреча, организованная Межпарламентским союзом (МПС) и Британской группой МПС. Мне выпала честь представлять Казахстан в парламентской встрече.
Конференция сторон в этом году проходила в экстраординарных условиях – не только из-за непрекращающего коронавирусного бедствия, но также и на фоне рекордно высоких температур и регистрируемых, как следствие, лесных пожаров и засух в разных частях планеты. Неудивительно поэтому, что одной из ключевых тем встречи стал вопрос снижения экономических потерь и ущерба из-за последствий изменения климата.
Климатические последствия не обошли стороной и Казахстан – за последние 100 лет температура в стране повысилась почти на 2 градуса. Уже сегодня заметно сокращение объемов ледников в Заилийском Алатау, а это стратегические запасы воды, а также масштабное опустынивание территорий, что повышает риски и без того рискованного земледелия. Если привести конкретный пример, то разрушающие паводки весны и опустошающая засуха лета являются во многом последствиями изменения климата. Эти события несут многомиллионные убытки и негативно сказываются как на благосостоянии домохозяйств, так и на самочувствии экономики страны.
Именно поэтому обсуждения парламентариев сфокусировались на том, как в условиях уже меняющегося климата снижать потери и ущерб. Для Казахстана существенные риски имеются в водном, сельском и лесном хозяйствах, а также гражданской защите. При этом следует отметить, что изменение климата является лишь контекстом, в котором имеющиеся уязвимости усиливаются. Например, с прошлого года Казахстан вступил в маловодный цикл, который в условиях высокой зависимости от трансграничного вододеления и влияния изменения климата привел в этом году к критической нехватке воды.
Все это требует фокусирования работы на двух основных аспектах.
Первое – это адаптация к изменению климата. С текущего года вступил в силу новый Экологический кодекс, который содержит отдельную главу по адаптации к изменению климата. Она направлена на снижение уязвимости экономики к последствиям меняющегося климата, а следовательно, и вытекающих рисков. Экокодекс установил обязательность учета изменения климата в средне- и долгосрочных планах развития как министерств в приоритетных отраслях, так и акиматов. Это должно снизить экономические потери и повысить жизнестойкость экономики к будущим климатическим потрясениям.
Второе – это снижение выбросов парниковых газов, то есть митигация. Считается, что лучшая адаптация к изменению климата – это митигация. Иными словами, для снижения рисков от изменения климата прежде всего нужно снижать выбросы парниковых газов. Чем больше удастся удержать повышение температуры в корридоре 1,5–2 градуса на глобальном уровне, тем ниже будут риски от изменения климата, тем ниже экономические потери и ущерб. В этом контексте Главой государства в ходе прошлогоднего Климатического саммита была заявлена цель по достижению Казахстаном углеродной нейтральности к 2060 году. Сейчас разрабатывается соответствующая доктрина, которая должна обозначить основной курс по направлению к данной цели.
Другим важным вопросом на повестке парламентской встречи стал вопрос климатического финансирования. В глобальном климатическом режиме предусматривается обязательство развитых стран выделять финансирование на мероприятия в развивающихся странах. До этого времени ежегодная задача состояла в мобилизации 100 млрд долларов. В этом году начались переговоры по утверждению новой долгосрочной цели финансирования, которая отталкивается от предыдущей. Однако развивающимися странами отмечалось, что эти средства не являются достаточными и, более того, являются недоступными из-за бюрократии в финансовых механизмах Парижского соглашения. Затруднена также и передача климатических технологий, в том числе ввиду наличия требований Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ВТО.
Этот вопрос также актуален и для Казахстана, поскольку, будучи углеродоемкой развивающейся страной, для нас важен доступ к финансам и технологиям, которые будут способствовать постепенному энергетическому переходу и акселерации перехода на четвертую индустриальную революцию через «справедливый переход» и глубокую декарбонизацию.
Встреча в Глазго, которая проходила под эгидой сохранения цели повышения глобальной температуры на 1,5 градуса в пределах досягаемости, является действительно исторической, поскольку были завершены переговоры по так называемому Парижскому своду правил, в том числе по вопросам расширенной рамки транспарентности, а также фундаментальным нормам по рыночным и нерыночным механизмам снижения выбросов парниковых газов. Конечно, согласование Парижского свода правил является важным, однако остается ряд нерешенных вопросов, в том числе касательно увеличения финансирования мер по адаптации и митигации развитыми странами, а также ликвидация последствий изменения климата в развивающихся государствах. Данные вопросы критичны в контексте обеспечения достижения целей Парижского соглашения и, вероятнее всего, станут формирующими на повестке следующей Конференции сторон в 2022 году.