– Кайсар Каиркенович, как Вы думаете, почему тема развития местного самоуправления оказалась в приоритетах государственной политики?
– Потому что назрела важная задача – вовлечение граждан в процесс принятия решений по вопросам местного значения. Сейчас зачастую бывает так, что управление той или иной территорией происходит без полного учета мнения ее жителей. То есть отсутствуют должная прозрачность и подотчетность деятельности местных властей.
Развитое местное самоуправление подразумевает, что сами граждане выбирают те решения, которые, по их мнению, могут повысить уровень жизни.
– Тогда что будет отличать государственное управление от местного самоуправления?
– Самоуправление – базовый или низовой уровень, находящийся ближе всего к каждому жителю, гражданину страны. Государственное управление – ступени, которые идут выше и определяют вертикаль власти: от районной или городской – к областной. И здесь имеет значение, на каком уровне какие функции будут закреплены, проще говоря, кто за что отвечает.
Четкое определение зон ответственности позволит повысить качество управления на каждом из уровней, исключить дублирование функций, рационально использовать ресурсы для решения задач местного значения.
– Реформа выборной системы обещает вернуть в оборот такое историческое понятие, как кенес. А чем он будет отличаться от уже привычной формы организации самоуправления – собрания местного сообщества?
– Основным органом местного самоуправления останется сход местного сообщества. Но на уровне сельских округов появится новый коллегиальный орган с названием «кенес». Он будет организован через преобразование собрания местного сообщества, за которым закреплены полномочия представительного органа, то есть того органа, который представляет интересы людей и принимает от их имени решения.
К кенесу фактически перейдут функции собрания местного сообщества. Его члены будут избираться открытым голосованием на сходе местного сообщества из числа граждан республики, проживающих в соответствующей административно-территориальной единице – селе или поселке, сроком на три года. При этом он может быть распущен сходом местного сообщества.
Организация кенеса не потребует создания аппарата. Обеспечивать его деятельность будет администрация местного самоуправления.
Как раз кенес станет основой для создания низового, наиболее приближенного к гражданам уровня самоуправления. Через прямые выборы его членов жители сельских поселений смогут участвовать в местной политической жизни.
– Какие права получит этот «орган народовластия»?
– В полномочия кенеса будут входить утверждение плана развития местного сообщества, согласованного со сходом местного сообщества, утверждение бюджета, а также осуществление контроля его исполнения. Этому органу поручается регулирование вопросов благоустройства, санитарии населенных пунктов, уличной торговли и многие другие проблемы повседневной жизни.
На стадии обсуждения сейчас находится предложение о наделении кенеса правами формировать размеры ставок налогов и плат, а также устанавливать новые их виды.
Хочу отметить, что нововведения коснутся и устройства аппарата акима. С учетом анализа зарубежного опыта разрабатывается новая организационно-правовая форма местного самоуправления. На начальном этапе планируется апробировать создание вместо аппарата «администрации местного самоуправления». Это позволит оказывать ряд услуг по обеспечению жизнедеятельности местного сообщества, в том числе платных, которые установит кенес. Более того, такие администрации станут подотчетными кенесам.
Ожидается, что упрощение многих процессов в деятельности администрации местного самоуправления обеспечит гибкость, оперативность и эффективность в решении вопросов местного значения.
– Получается, аким сельского округа будет занят, с одной стороны, реализацией стратегических государственных задач на местном уровне, а с другой – должен обеспечивать исполнение решений кенеса?
– Именно так. В основные функции акима сельского округа будут входить регулирование земельных отношений, обеспечение водо-, тепло-, энергоснабжения населенных пунктов, учет и организация помощи социально уязвимым слоям населения, планы по благоустройству, освещению, озеленению, санитарной очистке населенных пунктов и другие вопросы жизнедеятельности территории.
Имеет большое значение и то, что аким сельского округа получит возможность развивать инфраструктурные и другие социально значимые объекты, а это позволит оперативно решать насущные вопросы жизнеобеспечения своего населенного пункта.
Ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей аким будет нести перед кенесом, а, соответственно, станет подотчетен всем жителям своей территории.
В последующем на основе анализа и в рамках дальнейшей децентрализации власти полномочия акимов сельских округов могут расширяться. В каких объемах и направлении – покажет практика.
– И с этим непременно возникает вопрос финансовой самостоятельности. Как поменяется порядок формирования бюджета местного сообщества?
– Давайте начнем с того, что уже сделано. С 2020 года повсеместно, а речь идет о 2 345 сельских округах, был внедрен четвертый уровень бюджетной системы, то есть там начали формировать собственный бюджет и управлять коммунальной собственностью местного самоуправления. Казна наполняется за счет некоторых видов налогов, плат, штрафов, добровольных сборов, доходов от коммунального имущества, а также субвенций из вышестоящего бюджета.
Кроме того, в сельских округах теперь остаются налоги, оплачиваемые его жителями, в том числе земельный, транспортный, имущественный, индивидуальный подоходный. Получается, граждане сами будут определять, на что расходовать собранные средства.
– Но и вопрос передачи дополнительных видов поступлений в бюджеты местного самоуправления не закрыт. Что еще сделает их менее зависимыми от вышестоящих бюджетов?
– Этот вопрос – один из важнейших и сейчас активно обсуждается. Есть предложение разрешить устанавливать новые виды плат, определенных налоговым законодательством. В их числе, например, экологический сбор за загрязнение водоемов, лесов, за складирование твердых бытовых отходов и тому подобное. Возможно вменение платы на развитие населенных пунктов для субъектов предпринимательства, которые ведут деятельность на территории этого сельского округа.
Не лишены смысла инициативы о введении сбора за посещение туристических зон, оказание других туристических услуг. Можно обратить внимание на доходы от платных парковок. Словом, различных вариантов для расширения доходной части местных поселковых бюджетов немало, но каждый требует детальной проработки.
– Народные кенесы плюс напрямую избранные акимы... Достаточно ли этого, чтобы говорить о полноценной реформе местного самоуправления, хотя бы пока на уровне сельских округов?
– Думаю, вполне. Аким сельского округа будет руководителем исполнительного органа – администрации местного самоуправления – и выбирать его на должность станут непосредственно граждане.
Выдвигать кандидатов в акимы сельского округа смогут политические партии. Кроме того, участие в выборах возможно в порядке самовыдвижения. В текущей редакции проекта Концепции развития местного самоуправления для претендентов на пост акима устанавливаются базовые квалификационные требования: возрастной ценз – не моложе 25 лет и наличие высшего образования.
– А будет ли у людей, избравших акима, реальная возможность отозвать его с поста?
– Срок полномочий акимов в новом законодательстве останется прежним – 4 года. Но в проекте Концепции развития местного самоуправления предусмотрено, что собрание местного сообщества, а после образования коллегиального органа уже кенес, будет иметь возможность инициировать досрочное прекращение полномочий акима. Основаниями для этого могут считаться неудовлетворительные результаты работы, неэтичное поведение и другое.
– Полноценное самоуправление на сельском уровне, где много инфраструктурных проблем, возможно, действительно более насущная задача, но в то же время хочется понимать, как будут продвигаться идеи самоуправления в городах?
– Вопрос внедрения самоуправления в городах относительно новый, поэтому его еще предстоит тщательно исследовать и проработать, учитывая большую численность населения, уровень развития цифровых технологий и в целом тенденцию урбанизации.
Но серьезные предпосылки к развитию этой темы, несомненно, есть. Например, с 2020 года в столице, городах республиканского и областного значения внедрен проект «Бюджет народного участия», который позволяет жителям районов определять актуальные для себя направления расходования бюджетных средств.