
За годы формирования Болонского процесса изменилось само понятие мобильности, которое трактуется очень широко – от географии до образовательных программ и самих вузов. В последнее время активно используется понятие «глобальная академическая мобильность». Это полностью оправданно, так как еще в 2008 году количество студентов, отправляющихся на обучение из одной страны в другую, составило около 3,3 млн. В связи с этим принципиально поменялась международная система образования.
Международная мобильность образования растет с каждым годом. Постоянно возрастающие по объему и все более разносторонние по содержанию межстрановые экономические связи формируют потребность в универсальных кадрах. Ожидается, что к 2025 году общее количество студентов в мире увеличится с 97 млн. до 260 млн. человек. А число иностранных студентов вырастет за этот период до 7 млн. Только прямой экономический эффект от учебы одного иностранного студента для принимающей страны оценивается в районе 5–50 тыс. долларов. По оценкам экспертов ЮНЕСКО, оказание иностранным гражданам образовательных услуг становится одним из самых прибыльных видов экспорта.
В США интернационализация образования является значимым фактором государственной политики и стратегии университетов. Совокупные ежегодные доходы США от подготовки иностранных студентов составляют не менее 14 млрд. долларов. Это является пятой по значимости статьей экспорта. Понимая выгоды, которые несет в себе развитие мобильности для роста конкурентоспособности вузов страны и конкурентоспособности европейской экономики в целом, правительства и европейские организации поддерживают развитие мобильности и уделяют особое внимание доступу студентов к учебным заведениям и соответствующим услугам, а в отношении преподавателей – признанию и подтверждению периодов, проведенных в европейских странах в целях научных исследований, преподавания и переподготовки, не нарушая их статуса и законных прав.
В последние два десятилетия Казахстан активизировал международное сотрудничество в сфере высшего образования. Интеграция системы высшей школы страны в мировое образовательное пространство – один из долговременных стратегических приоритетов республики. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с вузами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами.
Разнообразные программы Европейского союза, направленные на развитие мобильности, например, Erasmus, SOCRATES, Tempus, а также проекты, инициированные национальными организациями стран – членов Организации экономического сотрудничества и развития (British Council, DAAD, CIBA, EduFrance и другие), в значительной мере развивают процессы интернационализации казахстанской системы высшего образования. В рамках второго консорциума стипендий программы Erasmus Mundus Казахстану присвоено более 20 стипендий. Вузами реализуется свыше 80 меморандумов о сотрудничестве по внедрению совместных образовательных программ с зарубежными университетами Великобритании, Испании, Германии, Чехии, США, Канады, России и др.
Международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак» дает возможность одаренным молодым казахстанцам получить образование в лучших университетах. Около 3 000 стипендиатов обучаются в 27 странах мира. Все это способствует укреплению интернационализации казахстанского высшего образования, улучшению качества образовательных программ и научных исследований. После присоединения страны к Болонскому процессу мобильность студентов и преподавателей в казахстанских вузах обрела более четкие рамки. В 2011 году в рамках академической мобильности обучающихся участвовали 350 магистрантов, выехавших в 97 зарубежных вузов, при этом в вузы Европы отправился 131 человек. В 2012 году число направившихся по академической мобильности составило 662 человека и 454 сотрудника вузов. Эта цифра значима для страны, подписавшей Болонскую декларацию лишь в 2010 году. Центром Болонского процесса проводился опрос студентов, магистрантов и докторантов, участвовавших в программах академической мобильности в зарубежных вузах. В своих комментариях по поводу обучающих программ 78% респондентов единодушно отмечают позитивную динамику в результатах освоения учебного материала и повышения уровня языковой подготовки. Среди факторов, препятствующих увеличению мобильности, респонденты указывают на финансовую ограниченность, бюрократическую волокиту и низкий уровень владения языком.
Мобильность студентов и преподавателей играет существенную роль не только как инструмент интеграции университетов в международное образовательное пространство. Сегодня при определении рейтинга академическая мобильность рассматривается как один из показателей результативности деятельности вузов. Являясь фактором, способствующим формированию качественно новых трудовых ресурсов, способных занять достойное место как в национальной экономике, так и на мировом рынке труда, академическая мобильность становится не столько необходимым, сколько неизбежным процессом. Бесспорно, для расширения академической мобильности необходима активная информационная и продуманная образовательная политика. Измерение степени соответствия деятельности университетов параметрам Болонского процесса должно исходить не только от внедрения международных программ. Нам следует задуматься о создании аналогичных проектов в Казахстане. Они должны представлять интерес для студентов стран Европы и Азии, желающих не только обучаться в лучших казахстанских вузах, но и в дальнейшем выстраивать здесь карьеру или работать на казахстанской земле в международных компаниях.
Елена ИГНАТОВА, директор офиса регистрации Павлодарского государственного педагогического института, доктор PhD