В этом плане вызывает интерес положение дел в агропромышленном комплексе страны, который, судя по предварительным данным, сделал мощный рывок и по праву стал одним из драйверов экономического роста РК. Кроме того, в канун нового года по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева была принята Государственная программа развития АПК на 2017–2021 годы. Так каким выдался ушедший год для сферы сельского хозяйства?
Как АПК стал драйвером
Следует признать, что невзирая на успешное развитие в целом, отрасль сельского хозяйства пережила непростой период. Вспомним, как всколыхнула казахстанское общество предпринятая земельная реформа. Но разум возобладал над эмоциями, и государство сумело взять ситуацию под контроль. Указом Президента Республики Казахстан от 6 мая 2016 года на применение некоторых форм Земельного кодекса был введен мораторий до 31 декабря 2016 года, а позже срок действия моратория был продлен до 31 декабря 2021 года.
В целом предварительные итоги 2016 года показывают, что в аграрном секторе сохраняются положительные темпы развития.
Объем инвестиций в сельское хозяйство вырос почти наполовину, составив по итогам только 11 месяцев 228 млрд тенге против 148 млрд тенге прошлого года. Как отмечают в сельскохозяйственном ведомстве, рост связан с введением новых производств в регионах в рамках проекта по экспортному потенциалу мяса КРС, стимулирующих мер по внедрению кооперации на селе, а также за счет увеличения объемов инвестиционного субсидирования.
Обеспеченность внутреннего рынка основными продовольственными товарами за счет отечественных товаров составила более 80%. При этом Казахстан полностью обеспечивает себя рисом, бараниной, яйцами куриными, мукой пшеничной, хлебом.
Валовой сбор зерна составил 23,7 млн тонн в бункерном весе, что почти на 4 млн тонн больше уровня прошлого года. Средняя урожайность превысила 15 ц/;га. Собранный объем полностью обеспечивает внутреннюю потребность страны и экспортный потенциал на уровне 8,5–9,0 млн тонн.
Ставка на стратегических инвесторов
Привлечение стратегических инвесторов в сферу производства мяса и молока стало одной из главных задач агропрома. Примеров плодотворного сотрудничества сегодня можно привести немало. Казахстанские аграрии смело перенимают зарубежные передовые технологии по выращиванию скота и птицы, производству молока, продуктов земледелия в открытом и закрытом грунте. Вот только некоторые из них.
Компания Lactalis (Франция) планирует строительство молокоперерабатывающего завода на 100 тонн в Западно-Казахстанской области. Для развития производства и переработки мяса привлечены 3 стратегических инвестора – ТОО «Eurasia Agro Holding» и Rifa Investment (Китай), Inalca Eurasia (Италия) и ТОО «Техна» (Украина).
Недавно в городе Туркестане состоялась закладка первого камня строящегося завода по переработке верблюжьего и кобыльего молока. Инициатором проекта является Министерство сельского хозяйства РК. Отметим, что задача по увеличению мясного и молочного потенциала отрасли с привлечением иностранных инвесторов была обозначена в Плане нации «100 конкретных шагов». Перерабатывающий завод будет построен казахстанской компанией «Вторметаллсервис», которая привлекла инвестиции китайской компании «Голден Кэмел групп». Проектная мощность завода составляет 33 000 тонны в год. Его реализация даст мультипликативный эффект, предполагающий частичное решение вопросов занятости сельского населения близлежащих аулов. Также будет дан толчок развитию производства лекарственных средств из верблюжьего молока и сельхозкооперации по заготовке молока в ЮКО.
Государство намерено поддерживать сельских товаропроизводителей и в других сферах. АО «Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства», который входит в структуру нацхолдинга «Казагро», внедряет механизм льготного кредитования сельчан для расширения сети молокоприемных пунктов. За 3 года планируется выдать кредиты на создание 668 молокоприемных пунктов. На эти цели выделено более 600 млн тенге. За счет этой меры планируется решить несколько задач. Во-первых, появляется дополнительный источник дохода для сельских жителей за счет продажи молока. Во-вторых, обеспечиваются сырьем молокоперерабатывающие предприятия, которые из-за его дефицита в настоящее время загружены в среднем по республике на 60%.
По прогнозам Минсельхоза, трехлетняя программа позволит увеличить загрузку мощностей молочных заводов до 84%, что повысит производство переработанной продукции на 30%. Будет создано более 2,1 тыс. рабочих мест, а в бюджет ежегодно будет поступать свыше 1 млрд тенге в виде налогов. Заемщиками могут быть как сами молокоперерабатывающие предприятия, так и индивидуальные предприниматели, имеющие личное подсобное хозяйство (ЛПХ), и СХК.
Максимальная сумма займа на оборудование одного молокоприемного пункта мощностью 2 000 литров – 4 млн тенге, на покупку молоковоза – семь млн тенге. Ставка вознаграждения по кредиту – 6% годовых, срок кредитования – до 54 месяцев. Залоговым обеспечением может выступать как приобретаемое оборудование, так и прочее движимое и недвижимое имущество. Главное требование при выдаче кредита – договоренность о гарантированном сбыте сырья молокоперерабатывающим заводам.
В виду сложностей для мелких хозяйств по обеспечению постоянного рынка сбыта предлагается мотивировать их объединяться в сельскохозяйственные кооперативы, чтобы они могли формировать крупные товарные партии для потребителей. Так, в рамках этой же программы предусмотрено второе направление – кредитование СХК на максимальную сумму до 50 млн тенге на приобретение оборудования и техники для сервисно-заготовительных организаций по мясной, молочной и плодоовощной продукции. Ставка вознаграждения по кредиту – 6% годовых, срок кредитования – до 84 месяцев.
И третье направление программы – развитие откормочных площадок. Кредит выдается по ставке 6% годовых сроком до 48 месяцев на приобретение поголовья крупного рогатого скота и необходимых кормов.
Объединяться выгодно
Создание сельскохозяйственных кооперативов является ключевым пунктом всей Госпрограммы. Всего за 5 лет планируется вовлечь более 500 тыс. ЛПХ и мелких КФХ в сельхозкооперацию. Кооперативы будут создаваться по следующим направлениям – сбор молока, мяса, плодов, овощей. Кооперативы будут оказывать централизованно услуги по забою скота, ветеринарии, кормозаготовке, агрохимии, доставке продукции до объектов переработки и торговли. Как подчеркивают в Минсельхозе, указанные меры позволят повысить загрузку предприятий по переработке в среднем на 30% и снизить торговую наценку между производителем и потребителем.
На долю АПК приходится не менее 35% от общего количества участников рынка, что делает его одним из лидеров по количеству задействованных в экономике субъектов.
Кооперация является одним из инструментов преодоления неэффективности в сфере сельхозпроизводства. Достаточно посмотреть на структуру субъектов АПК, в которой около 8 тыс. юридических лиц, 180 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств и более 1,5 млн личных подсобных хозяйств. Удельный вклад ЛПХ в валовую продукцию сельского хозяйства чуть менее 50%, а по производству мяса, например, 62%, молока – 80%. Так почему же до сих пор государство не обратило свой взор к этой прослойке аграриев?
– Этой же категории присуща и самая низкая производительность труда – до 1 000 долларов в год, что в десятки раз ниже необходимого для конкурентоспособного производства. Создание кооперативов дает крестьянам, сохранив самостоятельность в принятии решений, право управлять и распоряжаться собственным имуществом, сообща участвовать в переговорах с потребителями или решать какие-то общие экономические проблемы, будь то закуп удобрений, техники, племенного поголовья скота и совместного внедрения новых технологий. Многие из этих кооперативов, надеемся, пойдут дальше и станут в обозримом будущем средними и крупными предприятиями с индустриальным, высокоэффективным типом производства. Наверное, путь этот хоть и не быстрый, но неизбежный, – считает советник главы НПП «Атамекен» Александр Самойлов.
Напомним, что в нашей недавней и современной истории сельхозкооперативы были и есть. Но один из главных барьеров на пути объединения товаропроизводителей заключался в том, что прежние сельскохозяйственные кооперативы являлись некоммерческими организациями. Соответственно, у них не было возможности распределять прибыль между участниками. Кроме того, кооператоры были ограничены в использовании льготных режимов налогообложения, которые применяются в сельскохозяйственном производстве. Им не давали «зеленый свет» в получении субсидий и других форм господдержки. Регулирование деятельности сельхозкооперативов осложнялось большим количеством законов и подзаконных нормативных актов. Все это и привело к тому, что эффективная во многих странах экономическая модель развития объединений крестьянских хозяйств в крупные и средние товарные производства не показала себя в Казахстане.
В новой редакции закона «О сельскохозяйственной кооперации» барьеры устранены. Сельскохозяйственный кооператив теперь носит статус коммерческой организации. Для его регистрации достаточно трех участников. Допускается участие юридических лиц в создании кооператива, чего не было раньше. Участники кооператива сами могут распределять прибыль. При соблюдении определенных условий доступны субсидии. Ну, и самое важное, заложен очень важный и демократичный принцип в управлении сельхозкооперативом – это голосование по принципу «один участник – один голос», вне зависимости от величины доли и вклада. По мнению экспертов, кооперация даст возможность выхода за рамки того привычного формата, в котором в последнее десятилетие работали наши сельхозтоваропроизводители, придаст новые стимулы к концентрации совместных усилий и ресурсов для повышения производительности труда и качества продукции.
Но одно дело – разработать закон, другое – активно содействовать процессу создания кооперативов. В декабре 2015 года Минсельхоз и НПП создали совместную рабочую группу по сопровождению пилотных кооперативов. Опыт, полученный в рамках работы с пилотными кооперативами, активно распространяется в масштабе страны.
В 2016 году региональными палатами НПП проведено более 130 встреч с товаропроизводителями по разъяснению принципов кооперации, ее преимуществ и перспективах.
Так, при активном участии «Атамекена» зарегистрирован кооператив «Рахат +» в селе Аралтогай Айтекебийского района Актюбинской области. Он объединил 55 участников, имеющих личные подсобные хозяйства с общим поголовьем свыше 600 КРС. Получено решение о выделении 5 тыс. га земли для кооператива под выпасы, начаты землеустроительные работы. Выбран подрядчик, осуществляющий бурение артезианских источников воды. Поданы заявки на дополнительное приобретение племенного скота. Можно сказать, что это была «первая ласточка» нового кооперативного движения.
В Актюбинской области, по оценкам экспертов, есть большой потенциал для кооперации. Только по одному направлению – выращиванию и породному преобразованию мясного КРС кооперативов могут быть десятки. В личных подсобных хозяйствах граждан 137 сельских населенных пунктов содержится по 500 и более голов КРС в каждом. Вот где резервы роста!
В целях эффективного развития продукции растениеводства будет обеспечена региональная специализация производств с привязкой к инфраструктуре переработки и сбыта продукции. Для этого будет стимулироваться строительство инфраструктуры хранения, транспортировки, переработки и сбыта продукции, использования минеральных удобрений и пестицидов, а также производство и использование семян высоких репродукций, которые позволят получать приличный урожай и качественную продукцию. Основным новшеством станет переход от погектарного субсидирования в пользу субсидирования за сданную на переработку продукцию. Субсидирование сданной продукции на переработку масличных культур и сахарной свеклы будет способствовать увеличению загрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий.
Будет продолжена диверсификация посевных площадей. Посевы пшеницы будут сокращены. Высвобожденные площади будут замещены кормовыми, масличными и другими культурами.
Кредитование весенне-полевых работ будет осуществляться не только по зерновым культурам, но и по картофелю, овощебахчевым, масличным и другим культурам. Планируется установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро».
Другие задачи не менее важны
В аграрном ведомстве определили 16 задач для выполнения госпрограммы. О самой главной мы уже сказали выше. Какие еще ориентиры намечены?
Второй по значимости задачей здесь считают увеличение объемов производства продукции животноводства. Для ее реализации будет разработан страновой кормовой баланс, увеличены производство комбикормов на 1,3 млн тонн и дозагрузка комбикормовых заводов с 48 до 80%. Планируется расширить площади обводненных пастбищ на 18 млн га. В 2016 году построено около 600 колодцев за счет собственных средств сельских предпринимателей. Введены в строй 9 откормочных площадок общей мощностью на 19,5 тыс. скотомест. Кроме того, 4 проекта общей мощностью на 12,3 тыс. скотомест одобрены АО «НУХ «КазАгро».
Количество маточного поголовья, охваченного породным преобразованием, составило 1 007,5 тыс. голов коров, или 30% от общей численности. В процесс породного преобразования вовлечено 1,2 млн маточного поголовья овец, при этом доля участия составляет 13% от общей численности маточного поголовья.
Объем экспорта мяса всех видов за 11 месяцев 2016 года составил более 13,0 тыс. тонн, в том числе 5,6 тыс. тонн мяса говядины, 7,5 тыс. тонн мяса птицы, 940 тонн свинины, 68,4 тонны баранины и 5,7 тонны конины. В минувшем году производство мяса птицы составило 160 тыс. тонн, или рост производства к уровню 2015 года 8–10%. При этом доля импорта мяса птицы сократилась до 4%. Для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка в целом по республике необходимо увеличить производство мяса птицы до 280,0 тыс. тонн к 2020 году.
АПК делает также ставку на увеличение объемов производства продукции растениеводства. Эта задача будет решаться через диверсификацию посевов на площади более 2 млн га. Будут увеличены посевы ячменя, овса, кукурузы на зерно, масличных, кормовых и др. культур. Особое внимание уделяется агрохимии, стимулированию внесения минеральных удобрений в 1,5 раза и увеличению доли площадей посевов качественных сортовых семян почти в 2 раза. Использование качественных семян будет осуществляться за счет совершенствования механизма субсидирования в пределах предусмотренных сумм.
Об эффективном использовании финансовых мер государственной поддержки выше уже было сказано. Планируется внесение значительных изменений в существующую систему субсидирования субъектов АПК и их кредитования через «КазАгро». В настоящее время господдержку в виде субсидирования получают 67 тыс. получателей. При этом на 1 тенге субсидий приходится 7 тенге произведенной сельскохозяйственной продукции.
Субсидирование осуществляется по 56 видам. В рамках работы по совершенствованию системы субсидирования будут исключены 6 видов неэффективных субсидий и изменены критерии 34 видов.
В 2021 году количество получателей субсидий будет доведено до 500 тыс. При этом до 13 тенге увеличится объем произведенной сельхозпродукции на 1 тенге субсидий.
Кредитная политика АО «НУХ «КазАгро» будет скорректирована с учетом целей и задач, стоящих перед отраслью. Так, планируется расширение охвата кредитными ресурсами всех категорий сельхозпроизводителей. В первоочередном порядке кредитные продукты будут ориентированы на сельхозкооперативы, малый и средний агробизнес. Планируется установление адекватной процентной ставки по кредитам, выдаваемым через финансовые организации АО «НУХ «КазАгро». В целях прозрачности принятия решения и оптимизации порядка выдачи субсидий и кредитов будет внедрена автоматизация процессов субсидирования и кредитования.
Повышение уровня технической оснащенности субъектов АПК – еще один пункт госпрограммы. В последнее время в обновлении сельхозтехники и оборудования сложился диспаритет в сторону покупок дорогой импортной техники крупными агрохолдингами. Это стало причиной замедления процессов обновления машинно-тракторного парка и сельхозоборудования в целом по АПК, отмечают в МСХ. Для исправления ситуации нормативы инвестсубсидий будут ориентированы на приобретение техники производства СНГ.
Следующий блок задач связан с развитием инфраструктуры и научно-кадровым обеспечением АПК. Планируется реализация целенаправленной экспортной политики. Для этого на базе АО «Продкорпорация» будет создан Экспортный центр АПК, который планируется наделить функциями создания экспортных каналов и составления «дорожных карт» для конкретных рынков сбыта (Россия, Китай, Индия, страны Центральной Азии и Ближнего Востока). В целях совершенствования госрегулирования АПК также планируется внести соответствующие изменения в действующее законодательство в области земельных отношений, ветеринарии, фитосанитарии, органической продукции, науки. Кроме того, будет разработан закон «О личных подсобных хозяйствах».
Что в итоге?
Реализация государственной программы обеспечит увеличение в 1,3 раза валового выпуска сельхозпродукции с 3,3 до 4,3 трлн тенге. Более 500 тыс. ЛПХ, мелких КФХ будут вовлечены в систему сбыта продукции через кооперативы. В 7 раз возрастет охват сельхозтоваропроизводителей мерами господдержки.
Доля переработки сельхозпродукции и загрузки предприятий по переработке увеличится в 1,3 раза. Площади орошаемых земель расширятся на 610 тыс. га в рамках интегрирования в новую Госпрограмму АПК действующей Госпрограммы по управлению водными ресурсами. И, наконец, на 20% снизится доля импорта и увеличится доля экспорта отечественной сельхозпродукции и продуктов ее переработки.
Ближайшие цели – до 1 апреля 2017 года будет образовано 253 сельскохозяйственных кооператива, 205 молокоприемных пунктов, 4,1 тысячи семейных откормочных площадок и 47 убойных пунктов.
И, конечно, стоит отметить возросший уровень партнерской ответственности со стороны НПП «Атамекен». Оно и неудивительно, Госпрограмма развития АПК – дело общее. При НПП «Атамекен» создан Центр агрокомпетенций, который призван стать передовой службой экстеншн-страны в сфере АПК. Основной сферой деятельности Центра являются организация курсов повышения профессиональной квалификации агропредпринимателей, разработка учебных программ и методик, направленных на обучение практическим навыкам применения субъектами агропромышленного комплекса передовых технологий. Кроме того, Центр агрокомпетенций осуществляет функции информационно-консультационного обеспечения субъектов АПК и т. д.