– Бахыт Турлыханович, в прошлом году Казахстан в полной мере испытал на себе все «прелести» мирового кризиса. Как выдержал наш бюджет столь резкое падение стоимости энергоресурсов?
– Последние несколько лет весь мир наблюдает трансформацию экономической системы. Это сопровождается падением стоимости нефти и металлов, замедлением темпов роста развитых и развивающихся стран, в том числе «новой нормой» Китая. Как следствие, снижается мировой спрос на сырье, падают объемы производства. Ситуация усугубляется и геополитическими факторами, мало способствующими «выздоровлению» экономик разных стран.
Естественно, что Казахстан как часть глобальной экономической системы не может не испытывать давления со стороны вышеперечисленных факторов. В том числе и по причине существенной зависимости нашей экономики от экспорта сырьевых ресурсов и, как следствие, наблюдаемого в последние несколько лет снижения уровня доходов в бюджет от данных потоков. На оздоровление экономики от «голландской болезни» направлена программа индустриально-инновационного развития. И мы уже констатируем постепенное увеличение несырьевого сектора. В том числе выражающегося в росте поступлений в доходную часть бюджета в виде налогов.
Реализация Пяти институциональных реформ, обозначенных Главой государства и легших в основу Плана нации «100 конкретных шагов», является продолжением трансформации развития нашей страны и становления государства на устойчивые рельсы рыночных отношений.
Без этих «глубинных» изменений невозможно достичь главной стратегической цели столетия – вступления в топ-30 развитых государств. Ведь на пути к этой цели нас ожидает немало преград. Возможно, даже более опасных, чем «проклятие сырьевых ресурсов». Один из явных таких порогов, уже маячащий на горизонте, – это «ловушка стран со средним доходом», которую не смогли преодолеть ряд государств, имевших когда-то схожие с нами проблемы и возможности.
Другой эффект от институциональных реформ, помимо вектора развития, – это устойчивость экономики, социума и бюджета.
Что касается «самочувствия» бюджета, то прошлый год для нас действительно стал серьезным испытанием. Но резервы, накопленные в «тучные годы», помогли нам пройти прошлый год без серьезных проблем.
Как ранее сообщалось, в конце прошлого года Министерством финансов проведена большая работа по оптимизации бюджета. При нескольких уточнениях мы сократили наши расходы на 1,5 триллиона тенге. При формировании бюджета на текущую трехлетку мы заложили главную идею – проекты должны быть нацелены на положительный эффект в экономике и приводить к созданию новых рабочих мест.
– А что можно сказать о перспективах на текущий год?
– В целом я, как министр финансов, перспективы на текущий год оцениваю положительно.
Мы видим, что несырьевой сектор экономики наращивает свои обороты. Объемы налоговых поступлений в бюджет увеличиваются.
Кроме того, ситуация на сырьевых рынках также постепенно снижает волатильность и стремится к равновесному уровню. Стоимость барреля сегодня в районе 40-долларовой отметки. Мы же во время последних уточнений в бюджет заложили стоимость марки Brent в 30 долларов за баррель. То есть и при 30 долларах бюджетные затраты Казахстана рассчитаны на исполнение всех социальных обязательств страны и исполнение поручений Елбасы. В том числе в рамках реализации программы «Нұрлы жол».
– Минфин проводит работу по трансформации бюджетной политики. В чем она заключается?
– В Послании Елбасы народу страны «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» дано поручение провести ревизию бюджетных трат. Важнейшей задачей является финансирование расходов в жесткой привязке к целевым индикаторам.
В первую очередь ориентир делается на экономическую эффективность расходов и программ по направлениям финансирования и поддержки реального сектора экономики. В ходе анализа выявляются институциональные, административные, нормативные и управленческие факторы, оказывающие влияние на низкий уровень эффективности программ и проявившиеся в ходе мониторинга их реализации в течение ряда лет. Работа государственного аппарата нацелена на устранение подобных факторов, в первую очередь в законодательном порядке.
При этом акцент бюджетных расходов будет делаться на социальные программы и проекты, которые должны качественно повысить уровень жизни населения.
По сути, государство должно брать на себя лишь расходы на социальную часть. Роль государства должна сократиться до стратегического менеджера, который создает условия и стимулы для развития частного сектора. В том числе высвобождая ниши и законодательно облегчая процесс ведения бизнеса.
– Вы имеете в виду приватизацию?
– Да. Сегодня разгосударствление экономики проходит через масштабную приватизацию, которая предполагает передачу в конкурентную среду до 70% имущества, находящегося в государственной собственности. В том числе в рынок планируется передать крупные объекты, сегодня управляемые квазигосударственным сектором: аэропорты, добывающие компании и так далее.
Это позволит существенно расширить территорию применения опыта и инициатив частного предпринимательства. И, как показывает мировая практика, улучшить конкурентоспособность производств. Ведь частник является более эффективным менеджером, чем государство.
От приватизации выигрывают все: бизнес получает возможность работать в сферах, где преобладала государственная монополия, государство выигрывает за счет поступления налогов, улучшения экономической обстановки в целом.
Кроме того, в рамках пересмотра механизмов реализации бюджетных расходов государство передает в конкурентную среду свои отдельные функции. Как на основе государственно-частного партнерства, так и используя механизм сервисной модели. Это позволяет существенно уменьшить нагрузку на бюджет за счет закупа работ и дорогостоящего оборудования в рассрочку (так называемая сервисная модель) и аутсорсинга услуг и работ, там, где может быть задействована частная инициатива.
– А на самочувствии бюджета легализация капитала отражается?
– Амнистия капитала отразится на экономике страны и ее бюджете гораздо позже. Эта акция имеет мультипликативный эффект. Сегодня участники легализации имеют возможность стать полноценными игроками экономической системы, выступать инвесторами в экономику как через участие в приватизации, так и объектов госсобственности, а также быть инвесторами ряда проектов, реализуемых в рамках ФИИР и «Нұрлы жол». То есть граждане могут инвестировать легализованные средства как в текущем году, так и, например, в 2018-м. Поэтому сложно сказать, когда деньги станут частью экономических процессов. Но такая возможность теперь появляется.
Легализация имущества позволяет избежать возможных штрафов за несвоевременное оформление имущества, беспроблемно продавать или сдавать его в аренду в будущем. У нас много обращений на легализацию коммерческих построек и пристроек к существующим зданиям. То есть граждане получают законное право оформлять это имущество в качестве своих коммерческих активов.
Это очень актуально ввиду начала с 2017 года всеобщего декларирования доходов и расходов. И об этом неоднократно говорил Глава государства, что проходящая до конца 2016 года легализация – это последняя возможность вернуться в легальный оборот и деньгам, и их владельцам.
При этом процедуры легализации максимально упрощены: последними поправками в законодательство сняты практически все ограничения по легализации капитала и существенно облегчены процедуры легализации имущества. Таких льготных условий легализации капитала не было ни в одной стране мира. Казахстан полностью отменил налог на легализацию при условии ввода денег в страну и оставил всего 10% налога при заявительной форме легализации. И это притом, что в некоторых странах легализационные сборы достигают половины, или 70% от суммы легализуемого. Даже при самых либеральных условиях амнистии ставки налога на легализацию не менее 3–5%.
– Вернемся к бизнесу. Вы сказали, что государство должно стать стратегическим менеджером. В чем этот менеджмент должен выражаться в части поддержки предпринимательства?
– Государство должно создавать комфортные условия для бизнеса, чтобы он мог развиваться и платить налоги. Поскольку именно налоги – источник дохода государства. Благодаря рациональному их использованию государство выполняет социальные обязательства перед населением.
Вы знаете, что мы поставили цель – к 2030 году довести уровень МСБ в валовом внутреннем продукте до 40%. Для этого государство должно обеспечивать удобное и качественное налоговое администрирование. То есть делать так, чтобы налогоплательщику было удобно платить налоги. Для оживления экономики и вовлечения в экономический оборот активов, плохо работающих в силу разных причин или скрытых вообще, была внедрена система реабилитации предприятий. Закон «О банкротстве» позволяет должнику пойти на заключение мирового соглашения с кредиторами или разработать план выхода из сложного положения. Закон позволяет купить предприятие вместе с наименованием и товарным знаком и «вдохнуть в него новую жизнь». Рабочие места при этом сохранятся, а производство не остановится. Сейчас мы ведем работу о банкротстве частных лиц.
На открытии парламентской сессии VI созыва Глава государства обозначил новые задачи, направленные на административное упрощение процедур для бизнеса. Будет принят Единый таможенно-налоговый кодекс, который обеспечит прозрачность процедур. В Кодексе о недрах и недропользовании будут аккумулированы в едином законодательном акте все нормы, регулирующие отношения в этой сфере. В рамках второго этапа реформирования антимонопольной сферы будут внесены изменения в законодательные акты по вопросам конкуренции.
Еще раз повторю, государство должно только давать ориентир и создавать комфортные условия игры для бизнеса, не замещая его. Тем самым способствовать его развитию. Что, в конечном итоге, выльется в рост налоговых поступлений в бюджет и повлечет за собой рост благосостояния населения в целом.
Именно на это направлен План нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ», обозначенных Главой нашего государства.