Роза Пак, член Ассоциации корейцев Казахстана, будет представлять Южный Казахстан на предстоящей сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Почти четверть века педагог руководит шымкентской средней школой-гимназией № 45, прививая детям различных национальностей толерантность и терпимость, уважение к казахскому языку и культуре народа, благодаря которому казахстанские корейцы смогли в буквальном смысле слова выжить. Отца Розы Викторовны, как и еще тысячи корейцев Приморья, депортировали в Казахстан в ноябре 1937 года. 8-летний мальчик был единственным сыном и десятым по счету ребенком. Большая семья, а у корейцев тогда все семьи были многодетными, в Чиили Кызылординской области прибыла на товарном поезде поздно ночью. Приказ выйти из вагона поступил на подъезде к вокзалу. Куда идти? Что делать? Уставшие с дороги и перепуганные неизвестностью дети обступили мать, стараясь ухватиться руками за подол ее широкой юбки. Вокруг была абсолютно голая степь, находящаяся во власти пронизывающего колючего ветра.
Взрослым удалось разглядеть мерцающий вдали огонек, на него-то и решили идти. В крохотной саманной мазанке жила казахская семья, ни слова не знающая по-русски. Но хозяева все поняли без слов, предложив ночным гостям чай и ночлег.
Наутро глава семьи Михаил Пак вместе со своей супругой Марией оглядывали окрестности, решая, где рыть землянку, в которой предстояло жить не один год. О другом жилище на первых порах не могло быть и речи. Приютившая на время казахская семья предложила обосноваться по соседству, чтобы сообща переживать трудности. На первых порах местные жители старались всячески поддерживать пришлых, угощая лепешками, пока государство в качестве пайка не выдало муку, лишь бы не умерли с голоду. Пекли лепешки, собирали в степи и ели траву, стараясь тем самым как-то разнообразить меню. Зима в тот год выдалась короткая, весна – ранняя, и это тоже стало спасением для вынужденных переселенцев, которые, как только сошел снег, занялись земледелием…
– Историю переселения нашей семьи из Уссурийска в Казахстан мы все знали с детства, – рассказывает Роза Пак. – Точно также с детства нам привили благодарность казахскому народу, который родители называли благословенным. Благодаря его гостеприимству и радушию выжила не только наша семья, но и тысячи других переселенцев. В нашей семье все знают казахский язык. Это для нас норма жизни. Раньше это не требовалось с точки зрения государственной идеологии, но наш папа знал казахский язык в совершенстве: не только говорил и читал, но и мыслил по-казахски. Для него это был, скорее, вопрос внутренней культуры и отношения к земле, на которой живешь.
В семье Виктора и Лилии Пак, прижившихся на казахской земле и пустивших глубокие корни, родились пятеро детей: два сына и три дочки. Всем им родители дали высшее образование. Старший сын Олег выбрал профессию энергетика, младший Вилорий – спортивного тренера. Его главным достижением стало воспитание олимпийского чемпиона Ильи Ильина. Все три дочери, как и мечтал Виктор Михайлович, стали педагогами.
Роза Пак почти четверть века руководит шымкентской средней школой-гимназией № 45, которая много лет является базовым учебным заведением по разработке и внедрению методики формирования культуры межнационального общения в общеобразовательных школах. Педагогический коллектив вместе с преподавателями кафедры «Педагогики и этнопедагогики» ЮКГУ им. М. Ауэзова постоянно работает над вопросом воспитания у детей и подростков уважения к другим национальностям. Разработанные методики востребованы педагогами всех школ, а также служат пособием для студентов по углубленному изучению основ воспитания толерантности у подрастающего поколения.
– Дети изначально интернациональны, – убеждена Роза Викторовна, – надо просто им помочь еще больше узнать об истории народов, к которым они принадлежат. Межнациональная толерантность, то есть «терпимость», – это не значит «равнодушие». Это значит искреннее и благожелательное восприятие представителей других национальностей с их языком, традициями и культурой. Я не устаю повторять, что формирование культуры межнационального общения не происходит стихийно. Необходима социально организованная совместная деятельность Ассамблеи народа Казахстана, этнокультурных центров, департаментов образования и внутренней политики, семьи, дошкольных учреждений, школ и вузов. И результат не заставит себя ждать, ведь дети очень податливы и восприимчивы ко всему.
На практике такой ориентир на межнациональную толерантность ученики получают в школьном клубе «Бирлик» («Единство»), который здесь действует почти 10 лет. Имея солидный опыт работы с детьми, директор школы-гимназии № 45 Роза Пак говорит, что в условиях роста национального самосознания возникает необходимость более глубокого знакомства школьников с духовными ценностями своего народа, его национальной культурой, обычаями и традициями. В этой школе-гимназии учатся дети более 20 национальностей. При этом для педагогов очень важно научить их не искать этнические различия, а привить навыки того, как находить общий язык, стремиться жить в мире и дружбе со всеми людьми, независимо от того, какой они национальности.
Любовь ДОБРОТА
фото автора