Подобная модель предусматривает оптимизацию штатов и структуры полиции, повышение социальной защиты сотрудников, внедрение новых критериев оценки деятельности полиции, модернизацию ведомственного образования и новые форматы работы с населением. При этом отдельные элементы таких реформ уже апробируются в рамках соответствующих пилотных проектов по внедрению сервисной модели в работе местной полицейской службы.
В столице в качестве пилотной определена территория, обслуживаемая отделом управления полиции района «Алматы». Сформирована соответствующая команда, реализующая проект совместно с общественным фондом «Центр исследования правовой политики» и Университетом КазГЮУ.
Командная работа в данном случае более чем уместна, ведь сервисная модель – это совместная деятельность полиции, субъектов профилактики и общественности по решению проблем обеспечения общественной безопасности. Зарубежный опыт показывает, что эта модель не является универсальной для всех стран и адаптируется под конкретные местные условия. Поэтому при ее внедрении учитываются национальная культура, менталитет, законодательство, ресурсные возможности и даже география.
По словам заместителя председателя Комитета административной полиции Алексея Милюка, на сегодня можно выделить три основных вектора в развитии национальной сервисной модели.
Первое направление – шаговая доступность, нацеленная на максимальное облегчение гражданам доступа к полиции и оперативность реагирования на сообщения граждан. Второе – своевременное устранение потенциальных угроз или профилактика правонарушений. И третье – тесное партнерство с населением, поскольку проблемы обеспечения безопасности в большей степени имеют местное значение.
– Шаговая доступность должна обеспечить гражданам максимально легкий доступ к полицейским услугам, а это включает в себя оптимальную дислокацию участковых пунктов полиции, мобильных постов, их материально-техническое оснащение. Всего по стране функционируют 2 792 участковых пункта полиции, – уточнил замглавы комитета.
При поддержке акиматов и исходя из возможностей местных бюджетов ежегодно планируется вводить не менее 78 участковых пунктов полиции, цель – за ближайшие 5 лет сократить потребность в них до минимума. Это же касается и открытия специальных мобильных постов – по 35 единиц в год.
Для этого Министерством внутренних дел РК заключен соответствующий меморандум о сотрудничестве с каждым региональным акиматом. Ряд регионов уже приступил к реализации этих мер. Так, например, в текущем году введено в эксплуатацию 7 стационарных постов полиции: в Актюбинской области – пять и два – в Северо-Казахстанской.
Для полноты картины в рамках реализации столичного пилотного проекта был проведен социологический опрос жителей. Его результаты обнажили очевидный недостаток: практически половина (46%) опрошенных горожан не знают своих участковых инспекторов. И только 2% респондентов осведомлены о месте расположения участкового пункта или отдела полиции.
Такое положение дел порождает, в свою очередь, другую проблему – чрезмерную нагрузку на Центр оперативного управления департамента полиции: в день операторами столичного ЦОУ принимается от 2 до 2,5 тыс. звонков, при этом основная масса из них, порядка 40%, это обращения некриминального характера. А будь у жителей налажен прямой диалог с участковым, количество обращений удалось бы сократить как минимум вдвое. Ведь для более тесного контакта инспекторы по поручению министра внутренних дел включены в общедомовые чаты всех жилых комплексов столицы.
Какие еще данные удалось получить из проведенного опроса? Ну например: 59% горожан воспринимают уровень безопасности жизни в своем районе достаточно высоким. При этом 58% становились в последние 3 года жертвой правонарушений. Кроме того, 9% опрошенных испытывали угрозы, оскорбления и пострадали от рук хулиганов.
Что касается «неузнаваемости» местных участковых, то определенный прогресс все же есть: уровень узнаваемости инспекторов вырос почти в 3 раза – с 12 до 30%. Очевидной недоработкой является показатель в 49% – такой процент опрошенных негативно оценивает законность действий сотрудников. Над этой проблемой сейчас активно работают члены пилотной группы.