Проверка прокуратуры, инициированная Палатой предпринимателей ЮКО после многочисленных жалоб на откровенное вымогательство в госучреждении, длилась два месяца. Практически сразу же сотрудникам надзорного органа удалось выяснить, что в служебных кабинетах отдела архитектуры и градостроительства Шымкентского городского акимата базировались коммерческие структуры. В них-то чиновники и отправляли всех без исключения клиентов – предпринимателей и физических лиц, обращавшихся к ним за получением государственных услуг в сфере архитектуры и градостроительства. Причем частные фирмы выдавали, естественно за деньги, документы, которые, как выяснилось, по закону вообще не требовались.
А чтобы у граждан не было никаких сомнений в необходимости раскошеливаться, в зале приема обращений физических и юридических лиц отдела архитектуры и градостроительства вывесили информационный стенд. На нем разместили образцы заявлений и перечень дополнительных документов, необходимых для получения тех или иных государственных услуг в сфере архитектурно-градостроительной деятельности. К примеру, для получения АПЗ требовалась топографическая съемка в масштабе 1:500 с нанесением красных линий и указанием границ участка. Ситуационная схема расположения участка в масштабе 1:2000, акт выбора и согласования земельного участка, технические условия на инженерное обеспечение и подключение объекта к инженерным сетям города и другие предварительные документы. Все бы ничего, но, оказывается, Правилами оформления и выдачи исходных материалов для проектирования объектов строительства, а также Стандартом государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания» истребование ни одного из этих документов не предусмотрено.
Все, что требуется от заказчика для получения АПЗ и технических условий, – это заявление, которое представляется в структурное подразделение соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства, либо в ЦОН. К заявлению прилагаются только два документа: решение местного исполнительного органа о предоставлении соответствующего права на землю или реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений существующих зданий, а также копия утвержденного заказчиком задания на проектирование. И самое главное – АПЗ выдается совершенно бесплатно.
В отделе архитектуры и градостроительства Шымкентского городского акимата оценили эту услугу в 12 тыс. тенге, требуя за дополнительную оплату получения еще целого пакета документов в коммерческих структурах. Всех клиентов направляли в ТОО «АрхНанаПроект», ТОО «ШымСаулет», ТОО «GeoGroup-инжиниринг» и ТОО «АрхЮгПроект» и другие. Благо долго искать эти частные структуры не надо было, поскольку коммерческие фирмы были расположены в здании государственного учреждения и занимали служебные кабинеты № 4 и 7.
– Предпринимателям, не получившим коммерческие услуги в данных фирмах, несмотря на полноту представленных ими через ЦОНы документов, отказывали в выдаче архитектурно-планировочных заданий на земельный участок, – комментирует ситуацию Батыр Ергешов, прокурор управления областной прокуратуры.
При этом отказы в предоставлении госуслуги никак не мотивировались, а также не разъяснялись права заявителя на обжалование принятого решения. Только в ходе проверки, которая сопровождалась проведением экспериментальных ситуаций с участием отдельных предпринимателей, установлено более сотни подобных фактов. Между тем требование документов, предоставление которых не предусмотрено законодательством, а также явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов считаются правонарушением, создающим условие для коррупции.
Более того, выяснилось, что отдел архитектуры и градостроительства вообще не направлял запросы на получение технических условий к поставщикам услуг по инженерно-коммунальному обеспечению. Эту работу, являющуюся прямыми профессиональными обязанностями, сотрудники государственного органа переложили на плечи граждан и предпринимателей, которые были вынуждены самостоятельно осуществлять сбор необходимых технических условий, непосредственно обращаясь к поставщикам данных услуг.
Возмутило проверяющих и то, что в отделе архитектуры игнорировали восьмидневные сроки рассмотрения заявлений о выдаче архитектурно-планировочных заданий и техусловий для проектирования объектов. К тому же прокуроры выявили 64 обращения граждан, которые были подписаны руководителем отдела и замакимом города еще в июле нынешнего года, но не направлены авторам обращения. В архитектуре объяснили, что у них для этого не было … конвертов и марок.
Более того, в отделе находились 104 просроченных документа, из них 62 – обращения физических лиц и 42 заявления юридических лиц. Также установлено, что поступающие заявления о выдаче АПЗ и другие обращения чиновниками напрямую отписывались сотрудникам частных предприятий. В ходе проверки выявлены десятки подобных фактов. Сотрудники прокуратуры считают, что одна из причин волокиты рассмотрения обращений физических и юридических лиц кроется как раз в том, что их рассмотрение поручали работникам частных фирм. Объяснение такой коммерциализации государственной структуры лежит на поверхности. Как выяснилось, данные предприятия являются аффилиированными. К примеру, соучредителем ТОО «ШымСаулет» (50% пакета акций) и единственным учредителем ТОО «АрхЮгПроект» выступает супруга Нурлана Архабаева, начальника отдела архитектуры и градостроительства, – Нагима Жамалова. Стоит ли после этого удивляться тому, что фирмы базировались в кабинетах государственного учреждения, не платя при этом абсолютно никакой арендной платы?
Только после вмешательства прокуратуры области и Палаты предпринимателей удалось положить конец беспределу, не один год царившему здесь. Коммерческие структуры попросили освободить служебные кабинеты и потребовали выплатить арендную плату. Начальник отдела поспешил уволиться. Удастся ли ему избежать наказания, станет ясно в ближайшее время, когда прокуратура области примет решение по итогам проверки.